Правительственный законопроект №11416, которым предлагается повысить налоги, чтобы увеличить поступления в бюджет для финансирования обороны Украины, создает условия для непропорционального давления на добросовестный бизнес и работников. Так считает Рада бизнес-омбудсмена, аргументируя свою позицию выводами ряда аналитических центров.
В частности, конструктивную критику высказали: Американская торговая палата в Украине, Центр экономической стратегии, другие аналитические центры.
Отмечается, что львиную долю поступлений предлагается получить из двух источников:
- 1% военного сбора от доходов юридических лиц на общей системе (по сути это налог с оборота в дополнение к существующему налогу на прибыль),
- повышен с 1.5% до 5% военный сбор по доходам граждан.
При этом новый вид налога с оборота будет предусматривать усложнение и без того непростого администрирования налогов и сборов, создавая новые коррупционные риски.
Рада призывает учесть следующие рекомендации в дальнейших законодательных изменениях:
1) Анализ и прогнозирование. Перед принятием любых изменений (в собственном расследовании СМКОР речь шла о порядках регистрации НН/РК, но это правило можно считать универсальным) необходимо проводить обстоятельный анализ и прогнозирование влияния предложенных изменений, особенно возможных негативных последствий для бизнеса, опираясь на фактические данные. При этом важно проводить не только математические расчеты, но и моделирование потенциальной реакции как добросовестного, так и недобросовестного бизнеса, сложность администрирования и т.п.
2) Внедрение принципа «сначала консультирования», основной целью которого в собственном расследовании налоговых проверок является своевременная и постоянная коммуникация с налогоплательщиками. Как показала реакция бизнеса и экспертной среды, грубых просчетов можно было избежать, если бы сначала провели обсуждение с привлечением наших экспертов, которым доверяет как Министерство финансов, так и профильный комитет Верховной Рады.
Задекларированное в Национальной стратегии доходов восстановление доверия к фискальным органам должно достигаться открытостью и понятностью решений.
«В этом ключе красноречив официальный ответ Министерства финансов Раде бизнес-омбудсмена о невозможности привлечения наших специалистов, как и любых других внешних экспертов, к работе по аудиту системы СМКОР (инициированной решением Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) только на основании отсутствия статуса центрального органа исполнительной власти у Совета.
Сообщалось, что больше средств благодаря изменению ставок налогов государство намерено собрать с помощью роста военного сбора с 1,5% до 5% и налога с оборота. Анализ предложений правительства по изменению налогообложения опубликовал первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк.