Без реформ, зато с голодными бюджетами

7 декабря, 2012, 16:28 Распечатать Выпуск №45, 7 декабря-21 декабря

Местные советы должны получить собственные исполнительные органы, полномочиями которых сейчас наделены администрации. Без этих реформаторских мер и в будущем будут продолжаться конфликты двух ветвей власти, в том числе в сфере бюджета и финансов.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Острое недофинансирование бюджетных учреждений в последние месяцы года в Украине постепенно становится хроническим, ведь повторяется прошлогодняя история. В местных бюджетах образовалась большая дыра. Похожая ситуация почти повсеместно — с севера на юг, с запада на восток, независимо от популярных в регионе политических цветов.

В местных бюджетах Тернопольщины не хватает почти  175 млн. грн. на защищенные статьи расходов, в частности на оплату труда с начислениями — почти 136 млн. грн., энергоносителей — 39 млн. По этому поводу депутаты областных и многих районных советов обращались к президенту, Верховной Раде, Кабинету министров. Они призвали пересмотреть показатели местных бюджетов и стопроцентно обеспечить средствами выполнение делегированных государством полномочий на этот год. Но пока центральная власть не отреагировала на требования местных полпредов. А для того, чтобы учителя, медики, работники культуры не остались без зарплат, местным финансовым органам пришлось брать займ в Госказначействе. Это традиционная для Украины практика. Однако законодательство предусматривает конечный срок погашения такого займа — 1 декабря. До этой даты правительство никак не сможет внести изменения в госбюджет-2012 в части выделения дополнительной дотации на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов, а налоговые органы не успевают всеми силами и способами мобилизовать необходимые платежи в местные бюджеты за год.

Выходом из сложной ситуации было бы продление срока погашения краткосрочного займа Госказначейства до 21 декабря, что позволило бы использовать его для выплаты задолженностей за октябрь—декабрь. Однако Министерство финансов долго не соглашалось принять такое решение, и именно в отношении нескольких районов Тернопольской области. А это усиливало социальное напряжение в регионе. Не исключено, что именно угрозы со стороны членов Ассоциации местного самоуправления «Ради Тернопільщини» пикетировать Верховную Раду и Кабмин 7 декабря, именно в день местного самоуправления, заставили главное финансовое ведомство дать разрешение на отсрочку займа.

Как же нехватка финансовых ресурсов на выполнение делегированных государством полномочий аукнулась в глубинке? Для иллюстрации выберем два района, которые не упрекнешь, что тамошняя власть не работает над увеличением доходной части местных бюджетов, а только научилась выпрашивать дотации, — Теребовлянский и Тернопольский.

Собственные доходы Теребовлянского района росли как в прошлом году, так и в этом. За десять месяцев 2012 года районная казна увеличилась на 420 тыс. грн. (3%), а сводный бюджет — на 1,763 млн. грн. (6,8%). Районная власть и налоговые органы собирают средства, откуда и как только могут. Но есть предел.

Социально-экономическое положение сел и поселков района за последние годы ощутимо ухудшилось. Предприниматели прекращают деятельность и уезжают за границу. В этом году в Теребовлянском районе таких физических лиц оказалось в полтора раза больше, чем открывших собственное дело. Кто же компенсирует потери для бюджетов, если, зайдя в район, крупные агроформирования не создают рабочие места в селах, где арендуют землю. Откуда же возьмется значительный рост доходов местных бюджетов?

Власть этого района убедилась, что при нынешнем отношении государства к бизнесу и неблагоприятной демографической ситуации оптимизация (считайте — сокращение) бюджетной сети неизбежна. И предприняла ряд шагов. В этом году в селах района были закрыты три межшкольные мастерские, школа вечернего обучения в Теребовле, вследствие чего удалось сэкономить 3,5 млн. грн. Верховная Рада в начале 2012 года ввела мораторий на закрытие заведений культуры в сельской местности. Но при этом народные избранники не предложили источников пополнения средств на их содержание. Чтобы не сокращать рабочие места, часть работников в сфере культуры пришлось перевести на 0,5—0,75 оклада. Использовали все резервы для сохранения больниц, ФАПов, районной поликлиники. Во всех упомянутых сферах не обошлось без применения самых болезненных методов — сокращения работников, предоставления неоплачиваемых отпусков. Таким образом, задолженность по зарплатам бюджетным работникам минимизировали до 1,6 млн. грн. Однако средств на зарплату в ноябре и декабре у района нет. А перенесенная с прошлого года задолженность бюджетных учреждений по оплате энергоносителей плюс потребленные в этом году энергоресурсы выливаются в немалую сумму — 4,7 млн. грн., которой нет в бюджете района.

Тернопольский район — наиболее экономически развитый в области. Если в большинстве районов доля собственных доходов в местных бюджетах составляет 14—19%, то в Тернопольском по итогам 2012 года она превысит 40%. За девять месяцев 2012 года общий фонд районного бюджета перевыполнен на 1 млн. грн., а по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом поступления выросли на 6,7 млн. грн. Но в районной казне тоже не хватает средств на оплату труда: в сфере образования — частично на октябрь и полностью на ноябрь-декабрь, здравоохранения — на декабрь. Суммарно получается почти
15 млн. грн. И еще свыше 3 млн. грн. не хватает на энергоносители.

Законодательная база в Украине, к сожалению, не задает базовые параметры реформ в бюджетных сферах, в частности, не определяет оптимальные показатели наполняемости классов, соотношение количества учеников и учителей, количество потребителей услуг в сфере культуры и т.д. Поэтому в районе своими силами провели частичную оптимизацию бюджетной сети. В сфере образования районная власть в этом году в трех селах объединила школы с детскими садами. В следующем году будут созданы еще три таких учебно-воспитательных заведения. Предусмотрены некоторые другие мероприятия по оптимизации в сфере образования. Изменения ожидаются и в культурной сфере. В селах, где проживает менее 400 человек, районная власть предлагает объединить библиотеку и клуб с одной должностью — заведующего клубом и библиотекарем. А два года назад было создано коммунальное предприятие «Тернопольское районное медицинское объединение», в состав которого вошли все медицинские учреждения района. В результате оптимизационной работы количество стационарных коек сократили, доведя его до 32 на 10 тыс. населения, что почти вдвое меньше, чем в целом по области. Удалось сэкономить до 20% расходов на медицину.

Трудно не согласиться с вице-президентом Ассоциации местных и региональных властей Украины, председателем Тернопольского районного совета Василием Дидухом, который говорит: «Бюджет в Украине до сих пор формируется ненормальным способом — сверху вниз, а не наоборот. Практически все заработанные на местах бюджетные средства забирает центр, а после этого мы выпрашиваем их на самые необходимые потребности — зарплаты учителям, врачам и другим бюджетным работникам. Кабинет министров ежегодно, в частности, и в этом году, принимает важные решения о повышении зарплат работникам бюджетных сфер, отдельные министерства — о выплате средств на оздоровление, однако при этом не обеспечивают надлежащим образом финансовыми ресурсами местные органы власти для выполнения делегированных им государством полномочий в сфере образования, здравоохранения, культуры. С другой стороны, бюджетное законодательство не стимулирует территориальные общины к развитию, к наращиванию собственных доходов. Ведь это парадокс: чем хуже работает район, тем большую сумму дотаций он получает, а значит, имеет гарантированные государством средства для выплаты зарплат работникам бюджетной сферы».

Руководители районной власти уверены, что для вывода бюджетной сферы из стагнации в Украине нужно неотложно осуществить ряд взаимосвязанных реформ. Центральная власть — Кабмин и Верховная Рада должны наконец прекратить игнорировать положения европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Верховной Радой еще в 1997 году. Местные советы должны получить собственные исполнительные органы, полномочиями которых сейчас наделены администрации. Без этих реформаторских мер и в будущем будут продолжаться конфликты двух ветвей власти, в том числе в сфере бюджета и финансов. Следует также провести отложенную на десятилетие бюджетную реформу на принципах формирования бюджета снизу вверх. Это путь к финансовой независимости и самостоятельности местных бюджетов.

На рубеже 1980—1990-х годов в Украине проводилась политика формирования новых сельских советов. В новых населенных пунктах не появились бюджетообразующие предприятия, зато утвердилась социальная инфраструктура. Возникло много органов местного самоуправления, почти не обеспеченных собственными доходами, на 90—95% дотационных. Например, в Тернопольском районе появилось 12 таких сельских советов. На Теребовлянщине новых и старых сельсоветов, которые еле сводят концы с концами, приблизительно столько же. Следовательно, крайне важно провести территориальную реформу. Потому что не нужен сельский совет, на территории которого проживают 300—700 жителей; нельзя же вечно содержать огромные помещения школ, в которых учатся 40—70 учеников, большие дома культуры, не отапливаемые из-за дороговизны газа, и т.д.

Председатель Теребовлянского районного совета Василий Попко справедливо предостерегает: «Административно-территориальная реформа в Украине необходима. Но ее следует проводить продуманно, с четким финансовым обеспечением. Община должна почувствовать, что, переживая определенные трудности, она получает более качественные услуги в образовании, медицине, культуре, физической культуре. При оптимизации (сокращении) бюджетной сети, что станет частью этой реформы, должно быть предусмотрено трудоустройство учителей, медиков, работников культуры, обеспечение подвоза учеников школьными автобусами в другие школы, проведена консервация школьных библиотек и т.д. Потому что неудачная реформа приведет к еще худшим социальным последствиям, чем не проведенная».

Руководство правительства решается заявлять, что уровень жизни в Украине «покращується». «Хоч трішки, але покращується...» — недавно убеждали герои рекламных роликов провластной партии. Центральные органы власти обосновывают, что ВВП в Украине все же вырастет почти на 1%, а уровень инфляции не превысит 1,5%. Но как должны поверить в «покращення життя вже сьогодні» сотни тысяч работников бюджетной сферы в каждой области? Они не разделяют власть на центральную и местную. А оценивают ее как не выполняющую свои функции, потому что ощущают на собственной шкуре задолженность по зарплате. Уже сегодня.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно