Ситуация стала типичной: уже третий год в ноябре-декабре в местных бюджетах разных регионов Украины катастрофически не хватает средств на финансирование делегированных государством полномочий. Началось с кризисного 2009-го, а в дальнейшем, вопреки якобы положительной экономической динамике, продолжилось. В прошлом году рост ВВП составлял 4,2%. В 2011-м Кабмин, по самому пессимистическому сценарию, прогнозирует прирост в 4,7%. Но в областях не почувствовали общего оздоровления экономики. Недаром руководители многих городов в начале этого года, как сговорившись, окрестили каждый свою городскую казну «голодным бюджетом низов». Принятие Верховной Радой 7 декабря изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» (относительно увеличения расходов на социальные нужды) подтвердило печальную истину местного самоуправления...
В 2011 году в бюджетной сфере четыре раза повышали минимальную зарплату и тарифные разряды единой тарифной сетки, росли тарифы на энергоносители и все виды коммунальных услуг. Однако все эти повышения и подорожания Минфин не учел при формировании расчетных показателей местных бюджетов, в частности Тернополя. Как следствие, в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта этого областного центра не хватило немалых сумм на финансирование защищенных статей расходов - в целом свыше 10 млн. грн.
В сфере образования власти города все же осуществили ряд мероприятий по оптимизации (читай - сокращению) учебной сети. В частности, произошло слияние двух общеобразовательных учебных заведений города, реорганизация одного вуза в лицей, уменьшение количества классов на 31. Несколько миллионов гривен удалось сэкономить на теплоснабжении в нехолодную осеннюю пору и «выкроить» средства с незащищенных статей расходов. Этим частично урезали дефицит средств на оплату труда работников просвещения города - до 3,5 млн. грн., что составляет менее трети месячного фонда. При утверждении городского бюджета-2011 не было учтено и подорожание с октября этого года тепловой энергии на 61%. Чтобы покрыть эти расходы до конца года, городскому образованию потребуется дополнительная госбюджетная дотация в размере 7,2 млн. грн.
В медицинской сфере Тернополя также произошла частичная оптимизация. Например, реорганизованы две поликлиники - комбайнового завода и корпорации «Ватра», которые присоединили, соответственно, к городской больнице скорой помощи и больнице №2. Это дало возможность сэкономить 1,5 млн. грн. Разработанные меры строгой экономии бюджетных средств заключались в сокращении во всех медицинских заведениях 75 должностей медицинских работников. Однако ради сохранения стандартов оказания медицинской помощи руководители трех больниц задействовали внебюджетные средства (полученные прежде всего от предоставления платных услуг) и другие источники доходов - благотворительные, спонсорские взносы, гуманитарную помощь (всего поступило 7,1 млн. грн.).
В Тернополе действует концепция реформирования системы здравоохранения до 2015 года, важной составляющей которой является экономия бюджетных средств. Но пока сделаны лишь первые шаги. Так, в этом году удалось оптимизировать, то есть сократить, коечный фонд города на 20 единиц. Эта и другие меры, осуществленные в лечебно-профилактических заведениях в течение года, позволили сэкономить 4 млн. грн. бюджетных средств.
Однако недофинансирование со стороны центральных органов власти делегированных государственных полномочий в сфере здравоохранения послужило причиной больших трудностей с оплатой труда и частично энергоносителей в декабре 2011-го. Не хватает почти 2,5 млн. грн., не говоря уже о выполнении региональных программ, приобретении оборудования, капитальном ремонте медицинских учреждений и достройке городского роддома.
В маленьком городке Бучаче ситуация с финансированием делегированных городу государственных полномочий, в частности в сфере дошкольного образования и культуры, приблизилась к критической. В прошлом году у города было на эти потребности 4,1 млн. грн. собственных доходов плюс 1,5 млн. грн. трансфертов. На 2011 год райфинуправление довело значительно меньшие цифры - 3,1 млн. и 0,6 млн. грн., соответственно. Компенсировать потери оказалось весьма проблематично.
Медленно, каждые несколько месяцев, растет стоимость энергоресурсов. Для их оплаты дошкольным заведениям до конца года не хватит более 100 тыс. грн. Городской власти деваться некуда: для выплаты зарплат бюджетникам в ноябре пришлось перебросить немного средств из второй корзины доходов, из которой финансируются собственные расходы города (жилищно-коммунальное хозяйство, экология).
«А в декабре работники всех детсадов, городского клуба, дворники и аппарат горсовета зарплату, скорее всего, не получат», - переживает городской голова Бучача Иосиф Мосципан.
В ноябре правительство выделило дотацию выравнивания местным бюджетам области в сумме почти 12 млн. грн. Предоставленные Тернополю 2,5 млн. ситуацию не спасают, ведь требуется более 10 млн. А из направленных в Бучанский район 919 тыс. грн. райцентр Бучач получил - курам на смех! - 5 тыс., в то время как не хватает свыше полмиллиона. А для проведения всех расчетов по зарплатам и энергоносителям в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, области не хватает 40 млн. грн. На основании внесенных 7 декабря изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» (по иронии судьбы, в день местного самоуправления) области на эти потребности будет выделено лишь 19,6 млн. грн. Ни законодатели, ни правительство не посоветовали, как заштопать дыру в более чем 20 млн. грн.
Проект госбюджета на 2012 год посылает не менее тревожные сигналы. В нем предусмотрено пять раз в течение года увеличить размер минимальной заработной платы - с 1073 до 1134 грн. и повысить должностной оклад работника первого тарифного разряда, рекомендовано увеличить расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей в среднем на коэффициент 1,27 (то есть правительство на такую величину закладывает средний рост цен на энергоресурсы).
А с другой стороны, в главный финансовый документ государства «забиты» только расходы на оплату энергоносителей бюджетных учреждений с учетом действующих тарифов. Средства на заработную плату с начислениями, на приобретение медикаментов, на питание и текущее содержание бюджетных учреждений города тоже заложены на уровне прошлого года. Что обеспечит чуть больше 80% от фактической потребности.
Без сомнения, в сфере образования города образуется большая дыра. Остро не будет хватать 46 млн. грн. (из них - 30 млн. грн. на выплату зарплаты, что составляет почти трехмесячный фонд оплаты труда). Кругленькую сумму недополучит здравоохранение - 26,9 млн. грн. («на кровные» - 23 млн. грн., или 2,3 месячного фонда зарплаты)...
По этому поводу местные депутаты обратились в Кабмин и Верховную Раду. Городской голова Тернополя Сергей Надал и руководители образования, здравоохранения горсовета - Ольга Похиляк и Ростислав Левчук направляли письма в отраслевые министерства, в Минфин, однако понимания на сегодняшний день не нашли.
В целом, по утверждению председателя облсовета Алексея Кайды, в 2012 году Тернопольская область будет недофинансирована из государственного бюджета на 407 млн. грн. Более 100 млн. недополучит образование, более 80 млн. - здравоохранение, культура, спорт.
Получается парадокс: государство передает (делегирует) свои полномочия местным советам и вместе с тем усиливает их зависимость от центра. А может, у центральной власти совсем другая, неформальная, логика: финансовая яма (на местах. - Р.Я.) бездонная - в нее можно падать всю жизнь. Так же думал Остап Бендер.