ЗАЛК: ТРИ ГОДА ВПУСТУЮ?

21 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 21 мая-28 мая 2004г.
Отправить
Отправить

Запорожский алюминиевый комбинат снова замелькал на страницах прессы. Основным поводом стала инф...

Запорожский алюминиевый комбинат снова замелькал на страницах прессы. Основным поводом стала информация о планах владельца «Сибирско-Уральской алюминиевой компании» (СУАЛ) Виктора Вексельберга прикупить 68-процентный пакет акций предприятия.

Разговоры об этом шли уже с начала весны. Проскочили даже сведения об ознакомительном визите представителей СУАЛа на предприятие.

Заявление контролирующего комбинат «АвтоВАЗ-Инвеста» о том, что он, «будучи собственником 68-процентного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината, не планирует продавать его и не обращался по этому поводу ни в Фонд госимущества (ФГИ), ни в Антимонопольный комитет Украины», отнюдь не расставило всех точек над «і».

Во-первых, как показывает наработанная практика, переговорщики могут благополучно отрицать все до последней секунды. А во-вторых, не исключено, что речь идет о другом, «не автовазовском», пакете акций.

Так, СУАЛу в качестве партнера по сделке комментаторы «сватают» корпорацию «Интерпайп». Учитывая наличие ее представителей в органах управления комбината, это вполне возможный вариант. Особенно, если слухи, что корпорация контролирует 17,63% акций (в виде опциона на них), окажутся чем-то большим, нежели сплетня. Добавив к 17,63% государственные 25%, можно получить вполне достойный пакет.

Не говоря уж о том, что судьба контрольного пакета акций еще далеко не определена. Нынешние собственники совершенно не скрывают своего нежелания выполнять условие приватизационного конкурса о внесении в течение первых пяти лет 200 млн. долл. инвестиций.

Разговоры о том, какой нехороший документ они подписали, начались сразу после конкурса. Активное лоббирование вопроса о пересмотре обязательств — с уменьшением их втрое и продлением срока внесения инвестиций до 2014 года — ведется давно и настойчиво. Для начала попробовали быстро провести допэмиссию на 52 млн. долл.— под выполнение инвестиционных обязательств. После этого госпакет составлял бы около 10% и никому бы не мешал. Эмиссию, правда, тормознули.

Но вариант с ее проведением был далеко не единственным.

На этом фоне заявления совладельца завода Сергея Петрова о том, что ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест» «выполняло, выполняет и будет выполнять обязательства, взятые при покупке 68,01% акций алюминиевого комбината», воспринимаются с определенной долей иронии.

Но формально г-н Петров прав: имеется дивная отмазка — решение мудрого украинского суда. Еще в 2002 году по иску миноритарного акционера «АвтоВАЗ-Инвесту» запрещено внесение инвестиций и погашение взятого под гарантии правительства валютного кредита на строительство завода по производству алюминиевой фольги. Суды запретили «АвтоВАЗ-Инвесту» даже отчитываться перед ФГИ о выполнении программы инвестиций. А так как на всех подобных бумагах в преамбуле написано «Именем Украины», получается, что это родная держава уже третий год подряд запрещает российским бизнесменам погашать кредиты и модернизировать производство…

Естественно, мало кто верит в байку, что такой документ образовался и продолжает вот уже не первый год действовать. Впрочем, ФГИ, бодро заявлявший о готовности реприватизировать пакет, буде такая необходимость возникнет, в последние месяцы откровенно избегает конфликта. Особенно после того, как опубликованная в прессе информация, что «прокуратуры Киевской и Запорожской областей добились в арбитражных судах разблокирования судебных запретов компании «АвтоВАЗ-Инвест» выполнять инвестпрограмму по модернизации ЗАлКа», была опровергнута как «дезинформирующая читателей и наносящая ущерб деловой репутации ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест» и ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат».

Чем именно информация о предстоящем инвестировании 200 млн. долл. вредила репутации ЗАлКа, осталось неясно. Но сам факт опровержения прокуратуры — что она пыталась в интересах государства получить 200 млн. долл. — убедительно свидетельствовал: как минимум до ноября 2004-го деловой репутации мелких и крупных акционеров абсолютно ничего не угрожает.

В нынешнем году на модернизацию производства на комбинате будет затрачено аж 22,9 млн. грн. (4,3 млн. долл.), что «вдвое больше, чем в 2003 году». Для сравнения: согласно зависшим в судах обязательствам предполагалось, что в первый год инвестпрограмма составит 51,5 млн. долл.

Насколько можно понять из заявлений главных акционеров, дальше модернизации глиноземного цеха и систем газоочистки (что, несомненно, необходимо) их планы не распространяются.

Кстати, руководство «АвтоВАЗ-Инвеста» уже поведало общественности, что «из заявленной нами 200-миллионной суммы комбинату реально требуется половина. И это дает нам основания утверждать, что взятые на себя инвестиционные обязательства мы выполняем». Интересно, а если их еще снизить — может, и вовсе перевыполнение получится?

Однако было бы преждевременным утверждать, что вопрос с инвестпрограммой (точнее, с ее углубленной корректировкой) уже решен. Конъюнктура рынка нынче настолько хорошая, что, подписав пересмотр инвестобязательств, даже «по многочисленным просьбам трудящихся», чиновник рискует вскорости налететь на очень крупные неприятности.

К тому же, не следует думать, что все в Кабмине горят желанием простить россиянам деньги — кому-то и за державу обидно. Ну, не ведут себя так те же россияне ни в Восточной Европе, ни, тем более, в Западной. Даже белорусы — и те уже научились вполне нормально объяснять тезис римского права: «Договора должны соблюдаться». Нравятся они кому-то или нет.

Вдобавок и правительство «волынка» вокруг комбината откровенно достала. Особенно с учетом того, что комбинат, на приобретение которого было потрачено порядка 70 млн. долл., ежегодно получает льгот по электроэнергии на 15—20 млн. долл. Еще пара-тройка лет — и окажется, что его просто подарили.

Со льготами вообще замечательная история. В прошлом году заместитель директора по экономике оценивал себестоимость тонны алюминия в 2000 году (т.е. до приватизации и до получения льгот) в 5780 тыс. грн. (1060 долл./тонна). Откровенно говоря, при биржевой цене в 1200—1400 долл. это очень и очень неплохо. А ниже 1150 долл./тонна цена за прошедшие три года не падала.

Однако вскоре в комбинатовских отчетах появилась дивная формулировка — полная себестоимость. В нее повключали все, что душа пожелает, в том числе и затраты на совершенно «убитое» глиноземное производство, которое на протяжении всех 90-х собирались закрывать. В итоге у ЗАлКа быстренько образовались 1280 долл. себестоимости, с чем и пошли по большим и разным кабинетам челобитчики.

Недавно Кабмин в очередной раз пообещал отменить ЗАлКу льготы. Тем более что при их введении было обещано, что при цене алюминия, превышающей 1600 долл. за тонну, комбинат начнет доплачивать за электроэнергию. Сейчас такие времена настали. Но насчет доплат что-то ничего не слышно...

Вообще финансовые потоки алюминиевого комбината — вещь очень интересная. К примеру, импортировав в 2002 году материалов на сумму (в долларах и рублях), эквивалентную 33,5 млн. долл., предприятие экспортировало продукции уже где-то на 98,8 млн. Образовавшаяся разница — это стоимость поставок украинских сырья и материалов, хорошая часть которых дотировалась.

Несмотря на все разговоры о низкой рентабельности бизнеса, предприятие вполне устойчиво наращивало производство, что, несомненно, хорошо. Несколько хуже, что делалось все это за счет украинских потребителей, добросовестно оплачивающих возросший тариф.

Хотя, если честно, упрекнуть россиян не в чем: они очень грамотно вписались в местные условия, нашли правильных партнеров, зашли в нужные кабинеты, получили нужные льготы и решения. Планы же организации углубленной переработки алюминия, на которые очень рассчитывали в 90-е годы и при приватизации, сейчас откровенно тормозятся.

А ведь среди претендентов на приватизацию в 2000 году «АвтоВАЗ» смотрелся очень неплохо: у него были вполне реальные деньги. Особенно на фоне другого претендента — «Внешнеторговой фирмы «КрАЗ», входившей в группу «Финансы и Кредит». Та, если помните, бодро пообещала за комбинат 101,5 млн. долл. Правда, нашла только 10% указанной суммы. На остальную сумму Нацбанку были продемонстрированы замечательные гарантии Euro American Trade Bank. Об этой «шарашкиной конторе», не числившейся ни в одном банковском справочнике мира, страна услышала в первый и последний раз.

Кстати, тогдашняя история не закончилась и по сей день. В конце ноября 2003 года по решению Голосеевского районного суда Киева ФГИ обязали заключить с «ВТФ «КрАЗ» договор купли-продажи 68% акций ЗАлКа. А Государственная исполнительная служба, в свою очередь, потребовала от Фонда продать 68% акций «ВТФ «КрАЗ» до 18 мая с.г.

В принципе, решение, очевидно, далеко не последнее, а судиться с группой «Финансы и Кредит» по крупным объектам у ФГИ уже давно стало хорошей традицией. Хотя можно уверенно утверждать, что в данном случае ничего продано не будет. Как справедливо заявили в Фонде госимущества, требование исполнителей невозможно выполнить, поскольку сейчас ФГИ не является собственником этих акций. Судитесь, господа, с «АвтоВАЗ-инвестом» — акции у него не отобраны. Ресурсы на юридическое сопровождение тоже есть — во всяком случае на то, чтобы затянуть дело на пятилетку-другую.

К тому же, еще в феврале последовал «наш ответ Чемберлену»: у собственника 70% акций «ВТФ «КрАЗ» — холдинговой компании «АвтоКрАЗ» — срочно возникли проблемы. Ей вспомнили, что, покупая года три назад 36% автомобильного завода, она обещала наладить там выпуск в 2002—2003 годах 7000 автомашин. На практике получилось только две с небольшим тысячи… В драке активно участвуют обе стороны, что и придает ей некий динамизм. И в смысле корпоративного управления все в порядке: разыгрывается вполне типовой многосторонний и многоходовой сценарий.

Хуже с производственной частью. При 50—60-процентном износе основных фондов Запорожский алюминиевый комбинат уже потерял в смысле модернизации три года.

Чтобы удержаться на рынке, нужны деньги. А не решения судов, почему их не будет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК