В последние годы упоминание белоцерковского шинного комбината «Росава» вызывало ассоциацию исключительно со скандалом. На заводе увлеченно делили собственность. Формы передела были самыми разнообразными и представляли несомненный интерес.
Сейчас почти 75% акций ОАО принадлежит государству — казалось бы, более чем достаточно для эффективного управления. Однако на деле все чуточку не так.
Возле проходной «Росавы» висят несколько плакатов с изображенной на них структурой предприятия. Даже одного взгляда на них достаточно, чтобы понять: фактически в составе завода осталось очень немногое. Все мало-мальски ценное выведено в отдельное ЗАО СП «Росава», созданное в конце 1998 года по инициативе бывшего Агентства по управлению государственными корпоративными правами. Его учредители — ОАО «Росава» и ирландская оффшорная компания Tapistron limited. Причем ирландцы получили в СП 51%.
И все бы ничего, но вскоре стали всплывать замечательные подробности относительно того, каким представлялось себе это эффективное управление. Уставный фонд нового СП формировался достаточно своеобразно. Государство, внеся в него мощности по производству шин для легковых автомобилей общей стоимостью в 102,75 млн. грн., получило 49%. А инвестор, получивший контрольный пакет, «отдал» в ЗАО деньгами только 4,58 млн. гривен, остальное составляли 23,91% акций черниговского ОАО «Химволокно». По номиналу они стоили аж 312 тыс. грн. Правда, оценили их, естественно, подороже — в 102 млн. гривен. Причем собственника — государство в лице ФГИ — о такой оценке известить как-то забыли. А зря. Проведя расследование в мае 2001 года, СБУ пришло к выводу, что цена пакета завышена всего-то на… 99 млн. гривен. Сколько стоит такая ошибочка — в у.е. — вопрос довольно-таки риторический.
Впрочем, к тому времени он уже не был единственным. Дело в том, что проверка проводилась по факту молниеносной продажи государственных 49% в СП.
К весне прошлого года в судах лежали претензии нескольких кредиторов ОАО «Росава». В итоге судебные исполнители быстро описали ликвидное имущество ОАО и главное — государственные акции в уставном фонде ЗАО СП «Росава». Стремление быстро продать их прослеживалось настолько четко, что практически не вызывало сомнений в откровенно заказном характере действий сотрудников Минюста. Пакет при первоначальной стоимости в 103,9 млн. грн. достался новым владельцам за… 4,2 млн. грн., то есть в 25 раз дешевле реальной рыночной стоимости. Его купили два никому неизвестных ООО — «Макростокс» и «Интерциза». Попытки ФГИУ пресечь продажу игнорировались. Но в данном случае людей подвела жадность — слишком уж нагло все делалось...
В итоге, когда стали разбираться, что к чему, обстоятельства продаж были настолько шиты белыми нитками, что государство получило редкую возможность вернуть свои активы. Это произошло в ноябре 2001 года. История привела к серии увольнений высокопоставленных чиновников Минюста, причастных к продаже, включая первого заместителя министра юстиции. Рыбешку поменьше вообще частично поарестовывали. Почти что хэппи-энд.
Конечно, реорганизация проводилась не для обкатки поведения в корпоративных разборках. Предполагалось, что она повысит эффективность производства. А вот с этим начались проблемы. С одной стороны, завод работал, продолжая занимать более 80% шинного рынка страны. При этом мощности по производству легковых шин были загружены аж на 110%. Однако на фоне этих производственных успехов странно смотрелась двухмесячная задолженность по зарплате и явно убыточная деятельность. Специально очищенное от долгов СП на третьем году своего существования накопило их уже 41 млн. грн. Добавив к этому долги самого ОАО, получим 87 млн. При этом только в первом полугодии с.г. убытки от деятельности ЗАО составили 18 млн. грн.
Стало понятно: требуется что-то менять. Инвесторы из Tapistron ltd фактически представляли группу Amtel сингапурского предпринимателя Судхирома Гупту. Группа активно работает на просторах СНГ, владея крупными пакетами акций шести заводов в России и двух в Украине (черниговское «Химволокно» и СП «Росава»). Деньги у него были, но вкладывать их в развитие завода явно не торопились.
В конце июля по инициативе государства в ОАО «Росава» сменилось руководство. Новым председателем правления стал Игорь Малый. Кандидатура была несколько неожиданной. Однако ее единогласно поддержали и представители органов власти, в том числе Киевской обладминистрации, ФГИ, Минпромполитики. В наследство новой команде достались вымытые оборотные средства, долги, запущенное производство.
Впрочем, 38-летний химик Игорь Малый имеет немалый опыт работы в отрасли. После окончания Днепропетровского химико-технологического института он длительное время работал в киевском институте «Эластик», затем в Министерстве государственных ресурсов, в отделе обеспечения шинами и резинотехническими изделиями. Затем была работа в коммерческих структурах. Последняя должность Игоря Валентиновича — вице-президент ЗАО «Компания Петрошина» (г.Киев). По общему признанию, работать он умеет.
После того как 19 июля собрание акционеров ОАО признало деятельность предыдущего правления неудовлетворительной, именно ему предстоит выводить предприятие из кризиса.
Сам Игорь Малый считает, что первоочередной задачей является выход предприятия на нормальный рентабельный уровень. В ближайшие два месяца надо разобраться с задолженностью по зарплате.
Вообще-то очень трудно объяснить ситуацию, когда на предприятии, которое производит и реализует свою продукцию почти в полном объеме, хронически задерживают выплату заработной платы. «Есть интересы предприятия, есть интересы акционеров, есть интересы трудового коллектива и государства, — говорит г-н Малый. — Наша задача – создать условия для их эффективного социального, производственного и финансового обеспечения, и мы это сделаем. Перед заводом стоит выбор: либо оставить все как есть и наблюдать за медленным умиранием своего завода, либо стараться приспособиться к сложившейся ситуации, искать пути выхода из кризиса. Сейчас разрабатывается комплексная программа по выходу предприятия ОАО «Росава» из экономического кризиса, которая будет охватывать все сферы его деятельности.
До конца августа мы полностью разберемся с техническим состоянием завода и будем четко представлять, что надо делать с оборудованием. Необходимо обновление производственных мощностей — оборудование не видело серьезной модернизации около 20 лет. Так что состояние основных фондов далеко не блестяще. А для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо введение новейших технологий. Наши шины и сейчас достаточно хорошего качества для СНГ, но они должны быть конкурентоспособны и на мировом рынке. Требуется совершенствование структуры шинного производства, увеличение доли конкурентоспособной шинной продукции — шин радиальной конструкции.
Все это потребует наращивания инвестиций в основной капитал. И прежде всего следует пересмотреть старые методы деятельности — стабилизировать производство, повысить качество продукции и расширить рынки сбыта».
Первый, и очень трудный, шаг уже сделан. На прошлой неделе правление ОАО приняло решение о приведении закупочных цен на сырье в соответствие с рыночными. Игорь Малый убежден: уже одно это позволит выйти на уровень рентабельности в ближайший месяц, ведь нынче цены на сырье завышены на 20—50%. Восторга у бывших поставщиков данная мера не вызовет, но обеспечивать им сверхприбыль предприятие впредь не намерено — придется привыкать к отличиям шинного завода от дойной коровы. А учитывая, что большая часть поставщиков, как минимум, дружественна владельцам контрольного пакета в СП, сказать, что новая ценовая политика обрадует Tapistron будет сильным преувеличением.
Будет также проведена ревизия кредиторской задолженности для вычленения дутых долгов, сложившихся в результате поставок по завышенным ценам.
Вообще же программа стабилизации производства будет рассчитана на два года. Ее цель — полное оздоровление обстановки на предприятии. Презентация программы намечена на 20 сентября, за неделю до внеочередного собрания акционеров.
Однако основные элементы известны уже сейчас. Это полный уход непрозрачных схем поставок сырья и энергоресурсов, налаживание экономически рентабельных механизмов их поставок на предприятие.
Особое внимание будет уделено сбыту продукции. В ближайшее время среди фирм, реализующих шинную продукцию в Украине, планируется провести конкурс для формирования собственной дилерской сети. На базе этой сети намечается и организация сервисного обслуживания. Необходимо также расширить географию регионов присутствия. Сейчас основная часть продаж ОАО «Росава» приходится на Россию – около 60%, порядка 40% — на Украину. Если соотношение не изменится, если не вносить кардинальных изменений в маркетинговую и сбытовую политику, то при возросшей активности на российском рынке тамошних производителей, являющихся прямыми конкурентами «Росавы» в СНГ, для белоцерковского предприятия через два-три года могут наступить очень трудные времена. Предприятие рискует потерять рынки сбыта.
Так что жизненно необходимо осваивать новые регионы и их дифференцирование. Планируется выход на рынки стран Ближнего Востока, Европы, СНГ, Кубы и Аргентины. Изменится и структура ассортимента продукции, в частности будет увеличен выпуск зимних шин.
Как говорил один из классиков, для всего этого необходимы как минимум три вещи— деньги, деньги и еще раз деньги.
Модернизация производства невозможна без привлечения новых живых инвестиций — или с Запада, или из той же России. А значит, необходимо привлечение промышленного инвестора. В качестве таковых рассматриваются ведущие мировые фирмы — производители шин: Michelen, Continental, Goodyear, Barum. Предварительные переговоры с ними пройдут до конца года.
Относительно же дальнейшего присутсвия на заводе группы Amtel вопрос пока остается открытым. Специально ссориться с ней никто не будет, однако напомнят, что когда создавалось СП, обязательства брало на себя не только государство (оно их выполнило), но и инвесторы. И что пора, наконец, переходить от обещаний к делу…
Сейчас Amtel заявил о готовности вложить в реконструкцию ЗАО 10 млн. долларов. Это в общем-то неплохо. Однако сразу было оговорено — если группу «устроит руководство и политика предприятия». Любопытно, устроит ли ее снижение закупочных цен на сырье? Очевидно, это явится лакмусовой бумажкой серьезности ее намерений. Но определяться все равно придется…
И еще одно случайное совпадение: сразу после того, как стало известно о результатах собрания акционеров ОАО «Росава», Хозяйственный суд Киевской области возбудил дело о банкротстве ОАО. Инициатором иска стало ЗАО «Топгаз», поставлявшее газ на предприятие в 1998—1999 годах. Интересно, что за два года прежним руководством никаких попыток рассчитаться с кредиторами не предпринималось. Зато сейчас кредиторы резко активизировались.
Суд не обратил внимание на информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины, разъясняющее, что согласно закону Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» хозяйственные суды не имеют права признавать банкротом предприятие, в котором государство имеет не менее 25% уставного капитала. Мораторий парламента на отчуждение таких акций еще никто не отменял, однако, видимо, кое-кто серьезно обеспокоен решимостью государства и нового руководства ОАО «Росава» навести на предприятии порядок. Так что впереди еще и борьба за сохранение предприятия.
Итак, перед тем, как жить станет лучше, будет время, когда сначала жить станет веселей. Однако наводить порядок надо. Хотя бы потому, что на заводе работают тысячи людей, чья судьба ни государству, ни областным властям не безразлична...