Затихают последние круги на воде, вызванные сменой менеджмента АСК «Укрречфлот». Сегодня уже не вызывает сомнений, что бывший президент компании Павел Подлесный и бывший вице-президент Михаил Антипенко отстранены от руководства компанией абсолютно законно.
Это решение было принято правлением и наблюдательным советом АСК «Укрречфлот», чьи заседания состоялись 18 и 20 августа соответственно. Экстренные заседания правления и наблюдательного совета были вызваны тем, что 17 августа представители Государственной исполнительной службы в сопровождении сотрудников милиции отстранили Павла Подлесного и Михаила Антипенко от руководства компанией «Укрречфлот». Основанием для этого стали расследования, проводимые в их отношении в связи с осуществленными ранее операциями с акциями «Укрречфлота».
Напомним, что в начале августа текущего года ГКЦБФР объявила о нарушениях законодательства о ценных бумагах и хозяйственных обществах при операциях по обмену акций судоходной компании «Укрречфлот» (Киев) на акции других компаний в 2003—2005 годах.
В июле акционеры «Укрречфлота» направили обращение в Генеральную прокуратуру Украины, в котором просили расследовать факты передачи на баланс иностранных компаний суден, построенных АСК «Укрречфлот» на заемные средства ЕБРР. В обращении отмечалось, что в действиях руководства АСК по передаче судов под иностранный флаг могут быть признаки ухода от налогообложения, а в худшем случае — это еще одна схема вывода активов «Укрречфлота» на частные компании.
Накануне октябрьского собрания акционеры планируют изучить деятельность бывшего менеджмента, связанную с закупками товаров и предоставлением услуг для нужд компании, равно как и с предоставлением услуг аренды со стороны «Укрречфлота».
Любопытно, что, по данным ООО «Акционер-Речфлот-регистратор», ведущего реестр владельцев именных ценных бумаг АСК «Укрречфлот», в настоящее время Павел Подлесный является владельцем всего пяти простых именных акций, а Михаил Антипенко — 18 акций из почти 8 млн. акций компании. Весь массив ценных бумаг, который приписывали Подлесному и Антипенко, теперь им не принадлежит.
Как сообщило в конце августа агентство «Українські новини», инвестиционная компания «Велес Капитал» в интересах группы инвесторов аккумулировала более 70% акций АСК «Укрречфлот». Скупка акций была начата в 2006 году и длилась больше года. Акции «Укрречфлота» скупались в интересах акционеров Мистобанка и акционеров компании «Энергетический стандарт». Оставшиеся акции рассредоточены среди 70 тыс. физических лиц.
В настоящее время каких-либо законных рычагов влияния на компанию Подлесный и Антипенко не имеют. Проще говоря, два наемных менеджера не согласны со своим увольнением. Попытки этих лиц вернуться на предприятие, будь они сколько-нибудь серьезными, потянули бы на классическое рейдерство.
Трудовой коллектив скорее доволен сменой собственников и менеджмента.
Фактором спокойствия стало и то, что исполняющим обязанности президента компании назначен Михаил Чубай — человек, которого в «Укрречфлоте» хорошо знают и которому доверяют. Он — старожил речного пароходства и «Укрречфлота», работает в компании с 1974 года. До назначения и.о. президента занимал должность коммерческого директора компании.
Уже в первый месяц работы новому руководству и акционерам удалось обнаружить много финансовых резервов. В частности, представители компании считают существенно завышенными закупочные цены по целому ряду контрактов. В других случаях заниженными представляются цены на услуги, которые «Укрречфлот» оказывал другим фирмам; в основном это договоры аренды кораблей и портовых территорий. Сомнение вызывает сам факт предоставления услуг по ряду договоров, подписанных Подлесным с фирмами-«однодневками».
Источник в компании допускает, что акционеры «Укрречфлота» могут обратиться в Генеральную прокуратуру, если подозрения специалистов компании окажутся обоснованными.
Впрочем, основная цель акционеров — не вскрытие недостатков бывшего руководства, а развитие компании. Началась разработка планов среднесрочного развития, согласно которым в течение трех лет инвесторы намерены значительно увеличить долю «Укрречфлота» на рынке и доходность компании.
Справка
АСК «Укрречфлот» является крупнейшим морским и речным перевозчиком Украины. Ей принадлежат Днепропетровский, Запорожский, Николаевский, Херсонский и Черниговский речные порты, Запорожский и Херсонский судостроительно-судоремонтные заводы. У компании — свыше 200 судов, треть из которых осуществляют морские перевозки.
«Не ищите сенсаций в «Укрречфлоте», — призывает его новый руководитель Михаил Чубай
— В каком режиме сейчас работает «Укрречфлот»? — поинтересовались мы у Михаила Павловича.
— «Укрречфлот», в том числе и столичный офис предприятия, работает в обычном режиме, выполняет плановые показатели. Так что кадровые изменения в руководстве не повлияли ни на безопасность хождения судов, ни на закупку топлива и необходимых для наших суден услуг. Мы выполняем все свои обязательства, в банковских операциях сбоев тоже нет. Трудовой коллектив, команды наших кораблей и наши партнеры могут не переживать: «Укрречфлот» был и остается ответственным предприятием. Суда, которые находятся в рейсах или готовятся к ним, обеспечены всем необходимым.
— Какая задача является на сегодняшний день приоритетной для компании?
— Главная задача — это увеличение доли на рынке перевозок. Сегодня на «Укрречфлот» приходится около 50% от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. Думаю, нам под силу эту долю увеличить. Прежде всего за счет увеличения перевозок на Дунае, а также за счет роста объемов морских перевозок средней дальности. Мы можем и должны конкурировать с Украинским Дунайским пароходством и средиземноморскими перевозчиками. Поэтому перед «Укрречфлотом» на ближайшие пять лет стоит задача значительно увеличить объемы морских и дунайских перевозок, особенно на внутрибассейновых линиях.
Кроме того, необходимо оживить круизный бизнес. По крайней мере, предпосылки для этого есть — в последние годы спрос на эти услуги значительно возрос.
Читатели, наверное, знают, что «Укрречфлот» — единственная украинская компания, пополняющая флот новыми судами. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития построены семь сухогрузов на верфях Румынии и начато строительство серии из десяти судов в Николаеве. Именно в строительстве нового флота заключается наше конкурентное преимущество перед другими перевозчиками, ведь главная проблема украинских судоходных компаний — это старение флота. В Украине средний возраст судов уже превысил 23 года. В то время как в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 20 лет, в развитых странах — 11, развивающихся — 13 лет.
Далее. Компания должна завершить сооружение элеватора и зернового комплекса в Херсонском порту. Мы возлагаем на этот комплекс большие надежды. Думаю, его запуск существенно увеличит доходы, а также рентабельность предприятия. Если все будет нормально, то вскоре мы начнем строительство такого же элеватора в Днепропетровском речном порту и универсального грузового комплекса по переработке зерна, ферросплавов и других грузов в Запорожском речном порту.
— Смена руководства предприятия как-то сказалась на трудовом коллективе?
— Работники компании приходят на работу и работают. Так что, на мой взгляд, никаких особых проблем не возникло.
Уже в первый месяц после смены руководства удалось обнаружить много скрытых финансовых резервов. Поэтому уже сейчас есть возможность повысить на 10—15% заработную плату более чем 8 тыс. работников компании.
Хотя кадровая проблема, безусловно, обостряется, и сейчас наша цель — приостановить отток кадров в офшорные судоходные компании. С одной стороны, переманивая наших сотрудников, западные компании признают их профессионализм. Это не может не льстить. Но в то же время я понимаю, что у предприятия, из которого уходят лучшие люди, нет будущего. Поэтому в ближайшие несколько месяцев мы подумаем над тем, как минимизировать текучесть кадров, и разработаем детальный план необходимых мер.
— На днях представители «Укрречфлота» дали пресс-конференцию по поводу попыток бывших руководителей компании расшатать ситуацию. Возможно, увольнение Подлесного не является окончательным решением?
— «Укрречфлот» — акционерная компания. Компания без единой государственной акции вот уже с 1993 года. Ее руководящими органами являются исключительно правление и наблюдательный совет. Эти органы единогласно приняли решение об отстранении президента и вице-президента компании и единогласно назначили на их места новых менеджеров, которые будут исполнять должностные обязанности до общего собрания акционеров, назначенного на 12 октября. Собрание акционеров подтвердит полномочия нового руководства. И вряд ли акционеры изменят свою позицию.
Хочу обратиться к государственным и правоохранительным органам, в частности к Генеральной прокуратуре, а также к судьям с просьбой: не нужно искать в «Укрречфлоте» сенсации в связи со сменой руководства. Не нужно всерьез воспринимать заявления бывших менеджеров. Никаких оснований обжаловать свое увольнение у них нет. Не воспринимайте чьи-то желания за действительность.