В новом году жизнь украинской энергетики станет если не лучше, то во всяком случае наверняка веселее. Намечаемая приватизация энергокомпаний добавит в картину отечественного энергорынка новых ярких красок и ощущений.
Впрочем, уж чего-чего, а ощущений, как правило, острых, энергокомпаниям и так хватает. В начале года их новую порцию получило ОАО «Львовоблэнерго» — в этой энергокомпании собираются ввести внешнее управление.
Вообще-то, угрозой введения такого управления правительство балуется уже с полгода. В начале это было «Сумыоблэнерго», чуть позже угрожали «Полтаваоблэнерго», в сентябре — «Прикарпатьеоблэнерго» (Ивано-Франковск), теперь очередь дошла до Львова. Так что в самой декларации о намерении ввести внешне управление особой новизны нет.
Заранее известно и то, что ничего путного из этого намерения не получится. Еще в августе прошлого года Генпрокуратура Украины опротестовала принятое за месяц до этого постановление правительства «Об утверждении порядка применения санкций за нарушения законодательства об электроэнергетике», на основе которого собственно и должно вводиться внешнее управление. В прокуратуре посчитали, что постановление противоречило не только законам «О собственности», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах» и некоторым другим, но еще и двум статьям Конституции Украины.
Этот протест никто не отменял, так что до чего-то экстраординарного не дойдет и в этом случае. Разве что лишний раз попугают потенциальных покупателей, тех же возможных иностранных инвесторов. Они как раз до конца зимы должны определиться, хотят ли они что-либо покупать в украинской энергетике. Несомненно, пример того, как их возможная собственность легко и непринужденно может быть отобрана, добавит им бодрости и оптимизма. При этом сам механизм введения внешнего управления практически не разработан и вряд ли кто-то реально представляет, как он мог бы выглядеть на практике…
Забавно, но первоначально правительство намеревалось ввести внешнее управление на одном из облэнерго, которое по результатам работы последнего полугодия 2000 года продемонстрирует самый низкий уровень оплаты электроэнергии. «Львовоблэнерго» под понятие «низкий уровень оплаты» подвести трудно — за второе полугодие оно рассчиталось аж на 110,7%.
Впрочем, было бы желание — повод найдется. Теперь намерение ввести внешнее управление оправдывают «невыполнением распоряжения Кабинета министров № 325-р от 21 августа 2000 года, что разрушает нормальное функционирование жизнедеятельности области».
Если перевести с бюрократического на более понятный язык, речь идет о том, что облэнерго отказывалось проводить взаимозачеты с местными шахтами за поставленный им уголь для электростанций. Точнее говоря, оно ничего не имело против них как таковых, но хотело бы, чтобы полагающаяся ему доля отчислений (примерно 29%) была все же оплачена. Угольщики отказывались, мотивируя это невысокой долей проплат и тем, что у них большой долг по зарплате перед своими шахтерами. Аргумент выглядит не слишком убедительно: задолженность шахтерам в Львовской области составляет порядка 1—2 месяцев, в то же время долги по зарплате в «Львовоблэнерго» — около пяти месяцев. Да и, согласно отчетам электростанций, перечисленных ими шахтерам денег за отгруженный уголь было вполне достаточно, чтобы расплатиться с облэнерго.
Шахты — один из крупнейших энергопотребителей области. Ежемесячно они потребляют электроэнергии более чем на 5 млн. грн. Долги шахт львовским энергетикам уже достигли 15 млн. грн. Вообще же за полгода только в результате проведенных правительством разного рода взаимозачетов, от которых компании не перепало ни копейки, довольно-таки небольшое львовское облэнерго недополучило 24 млн. грн. реальных денег. Кстати, кроме шахт на территории области есть еще небезызвестные карьеры по добыче серы — предприятия «Сірка». Платить они тоже почти не платят (в лучшем случае, зачеты), но если их отключить, экологическая катастрофа затронет даже соседнюю Польшу. В общем, куда ни кинь — сплошные проблемы.
Чтобы предотвратить нарастание долгов «Львовоблэнерго» ограничило подачу электроэнергии на угольные шахты. И хотя отключение провели так, чтобы, упаси Боже, ничего не задеть или не затопить шахты, естественно, мало кому это понравилось. Возник острый, хотя и достаточно короткий конфликт с участием облэнерго, шахт и местной обладминистрации.
В конце концов стороны (шахты и облэнерго) договорились. Согласно подписанному протоколу, шахтеры будут перечислять облэнерго 25% денег, пришедших в оплату от генерации, за поставленный уголь. Это, конечно, меньше, чем положено облэнерго, но, учитывая действительно сложное положение угольщиков, им пошли навстречу. Соглашение вступает в силу в январе текущего года. Проблему можно было бы считать вообще почти решенной, если бы не одно «но» — шахты до сих пор не платят. И виновато в этом уже… само правительство, в очередной раз изменившее алгоритм отчислений. Согласно новому распоряжению, энергогенерирующие компании все средства направляют для расчетов за газ. Т.е. угольщикам ничего не остается, и они соответственно не платят энергетикам — круг замыкается. Если же облэнерго кого-то «отключат» — наверняка снова окажутся крайними.
Вообще правительство, кажется, настолько привыкло «разруливать» финансовые потоки, что стало забывать, что и у участников энергорынка есть какие-то права. Между тем, даже в том же распоряжении 325-р, если его, конечно, читать, написано, что оно вступает в силу «при согласии сторон», т. е. сначала надо все-таки договориться. А вот этого правительство, похоже, делать не умеет или не хочет, предпочитая чисто ручное управление финансовыми потоками. Достаточно сказать, что за прошлый год алгоритм распределения средств с «Энергорынка» еженедельно менялся два раза.
И это как раз и можно отнести к самому что ни на есть внешнему управлению. Результат тоже известен. О ремонте и модернизации давно изношенных сетей уже никто и не говорит. Денег не хватает просто на выплату налогов и зарплату. Любопытно, сколько, по мнению правительства, это может продолжаться?
Нельзя же бесконечно перетягивать одеяло только на одну сторону. Да, во Львове есть линии электропередач, которые работают с 1907 года, но не стоит думать, что все линии «протянут» девяносто лет без ремонта. Простым выбиванием денег из облэнерго проблем энергетики не решить. Нужно заниматься еще и потребителями, особенно теми, отключать которых запрещено законодательством. Между прочим решение этих вопросов как раз и является задачей правительства. Да и западные инвесторы вряд ли согласятся с тем, чтобы в их карман еженедельно залезали (с любыми целями, пусть даже с благовидным намерением «расчетов за что-нибудь»).
Так что считаться с интересами всех, а не только некоторых участников энергорынка, все равно придется — только лучше это сделать раньше, чем тогда, когда будет уже действительно поздно…