Какой бы массовой ни была украинская приватизация, но сплошной она виделась только неспециалистам: во все годы часть государственного имущества, в соответствии с действующим законодательством, не подлежала разгосударствлению и оставалась на балансе хозяйственных обществ. А функции управления этим имуществом, равно как и функции арендодателя, возлагались на Фонд государственного имущества Украины.
Для того чтобы эффективно управлять, надо как минимум точно знать, сколько имущества имеется и в каком оно состоянии. Эта аксиома. Инвентаризация, проведенная ФГИ в прошлом году, показала, что на балансах 3501 хозяйственного общества находится около 13 тыс. принадлежащих государству объектов, в том числе социально-культурного назначения и незавершенного строительства. Первоначальная стоимость этого имущества составляет свыше 6 млрд. грн., остаточная — 3,8 млрд.
Сумма, согласитесь, немалая, требующая серьезного контроля со стороны государственных органов. Вот почему без долгих проволочек по результатам проведенной инвентаризации специалисты Фонда создали сводный реестр государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации. Этот реестр с максимально возможной точностью отразил количество и структуру данного вида имущества, значительно облегчив функции контроля за его использованием. Тем самым были созданы предпосылки для точного и своевременного определения объектов, которые могут передаваться в аренду, приватизироваться, передаваться в коммунальную собственность и пр.
Проведенная работа не замедлила дать положительный результат. В 1999 году в коммунальную собственность удалось передать около 1000 объектов социальной инфраструктуры. На очереди — еще 1200 объектов, предложения о передаче которых Фондом уже согласованы. Из них 400 — проекты постановлений (распоряжений) Кабинета министров Украины. Снятие с приватизируемых предприятий уже части того огромного бремени, которым, несомненно является содержание объектов социальной инфраструктуры, положительно сказалось на уровне их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Сегодня специалисты Фонда госимущества ведут активную работу по совершенствованию системы управления государственным имуществом, находящимся на балансе хозяйственных обществ, созданных в процессе корпоратизации предприятий.
Не менее эффективно была проведена работа и с госструктурами. Так, совместным решением ФГИ и центральных органов исполнительной власти (в том числе силовых министерств) в сферу их управления было передано значительное количество государственного имущества. К примеру, по поручению Кабмина Фонд госимущества совместно с Минэкономики осуществил работу по передаче помещений (зданий) в распоряжение государственных налоговых администраций.
Важным аспектом управления государственным имуществом путем закрепления его за новыми собственниками является также передача недвижимого имущества творческим союзам Украины в соответствии с законом Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах». Усилиями Фонда творческим союзам в прошлом году был передан 31 объект.
Одним из важных показателей, свидетельствующих о действенности предпринятых ФГИ мер, стал рост объемов аренды. Если в первом квартале 1999-го действовало 507 договоров аренды недвижимости, то в третьем — уже вдвое больше. Главным отчетным показателем для нашего ведомства нынче является объем арендной платы. В 1999 году Фонду госимущества впервые было установлено задание по арендной плате — 15 млн. грн., которое мы выполнили на 117%.
Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Одна из них — так называемая «теневая» аренда, т.е. уклонение государственных предприятий и организаций от согласования с ФГИ договоров аренды государственного имущества и вообще от заключения договоров аренды при передаче имущества в пользование другим лицам. Надеемся, что созданная распоряжением Кабмина по инициативе Фонда госимущества рабочая группа, в которую вошли представители Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации, Министерства внутренних дел Украины, ГлавКРУ, Главного управления налоговой милиции, будет способствовать преодолению этого явления, а следовательно – и увеличению поступлений в бюджет от арендной платы.