Результаты выборов в Молдове для многих стали неожиданностью. И дело даже не в том, что вопреки многочисленным социологическим опросам спикер парламента Петр Лучинский победил президента Мирче Снегура, а в том, что разрыв между ними составил около 8 процентов (54,07 процента против 45,93). Неожиданно высокой оказалась и явка избирателей. При норме не менее трети от общего числа - голосовать пришли 68,64 процента из 2 млн.300 тысяч занесенных в списки, что даже немного выше, чем в первом туре. По мнению представителей более 2 тысяч местных и иностранных наблюдателей, на участках не зарегистрировано серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на итоги голосования.
Итак, Молдова подтвердила общую тенденцию движения политического маятника в центрально- и восточноевропейских странах влево и стала второй после Украины страной СНГ, где президент был переизбран на всеобщих демократических выборах. В принципе, развитие предвыборной борьбы в Молдове чем-то напоминало события в Украине летом 1994 года. Тогда в нашей стране в первом туре победил тогдашний президент Кравчук, голоса же его противников распределились между Морозом и Кучмой. В Молдове же борьбу за кресло главы государства Мирче Снегуру на первом этапе также значительно облегчил происшедший раскол левоцентристских сил. Несмотря на призывы Лучинского выставить единого кандидата от мощного блока левоцентристов, лидеры этих партий выдвинули двух претендентов - премьера Андрея Сангели и лидера коммунистов Владимира Воронина. Лишившись поддержки большинства аграриев и коммунистов, глава парламента вынужден был зарегистрироваться как независимый кандидат. Обиду на аграриев затаил и Мирча Снегур, который, не получив поддержки правящей партии, вышел из ее рядов и форсированно создал собственную партию «Возрождения и согласия». В поисках союзника он, очевидно, учел неудачный опыт Кравчука двухлетней давности, который на втором этапе выборов пытался использовать лозунги своего политического противника (вплоть до придания русскому языку статуса второго государственного) и заключил предвыборный союз с правой оппозицией, выступающей за объединение с Румынией, и с крестьянско-демократическим Народным фронтом.
Основной упор в предвыборной борьбе Мирча Снегур сделал на критике правительства и парламента, контролируемого аграриями и социалистами. Он пообещал избирателям, что после победы на выборах усилит президентскую власть, отправит в отставку кабинет, который, по его мнению, тормозит реформы и виновен в росте безработицы и преступности, катастрофическом падении уровня жизни. Резкая критика бывших соратников принесла Мирче Снегуру 38 процентов голосов на первом этапе выборов. Однако этот успех отрезвляюще подействовал на лидеров левоцентристов. Они сумели победить амбиции, избрали меньшее из зол - поддержали во втором туре независимого кандидата Петра Лучинского. Таким образом он получил голоса аграрной партии, социалистической и коммунистической партий, кандидаты которых Андрей Сангели и Владимир Воронин набрали в первом туре соответственно 9 и 10 процентов голосов и выбыли из борьбы.
Предчувствуя объединение левых сил, Мирча Снегур подписал перед вторым туром соглашение с оппозиционной партией демократических сил, кандидат которой Валерий Матей набрал в первом туре 8 процентов голосов. При этом раскладе голоса Петра Лучинского и Мирчи Снегура практически уравнивались, и, по мнению большей части местных политиков, Снегур даже получал некоторые преимущества. Однако на самом деле голосов оппозиции для него оказалось недостаточно.
Несмотря на то, что согласно молдавским законам Петр Лучинский вступит в должность только после 15 января, когда кончается срок полномочий Мирчи Снегура, новый президент Молдовы уже сейчас заявил, что не намерен требовать от парламента дополнительных полномочий для главы государства и сформирует новый кабинет, составленный не по партийным симпатиям, а из профессионалов.
Это явилось ответом представителям левых сил, которые отказались его поддержать перед выборами и теперь практически развязали ему руки. Старое же правительство сразу же после оглашения результатов выборов подало в парламент прошение об отставке, которое и было удовлетворено. Комментируя это решение, премьер Андрей Сангели заявил о том, что возглавляемое им правительство уходит, чтобы не мешать новоизбранному президенту Лучинскому сформировать новую команду. В то же время, по мнению наблюдателей, до намеченного на 15 января официального вступления в должность нового президента Петра Лучинского правительство Андрея Сангели будет выполнять свои функции.
Практически полная смена представителей исполнительной власти в Молдове несомненно повлечет за собой и изменения во внутренней и внешней политике государства. В сфере экономики Лучинский выступает за ее большую централизацию и большее участие в ней государства. Но здесь необходимо учитывать, что со следующего года выплаты Молдовы по внешним долгам будут значительно увеличены с единиц до десятков миллионов долларов. Сомнительно, что она сможет справиться с ними своими силами. А значит, для реструктуризации молдовских долгов необходимо будет участие влиятельных государств. Вряд ли при чрезмерном увлечении социалистическими идеями в экономике Молдова сможет найти таких покровителей.
Касаясь внутренней политики, Лучинский, кроме всего, отметил, что основная ставка в вопросе преодоления тяжелой экономической ситуации будет сделана на консолидацию молдовского общества. Он призвал к сотрудничеству во имя будущего страны оппозицию, проигравшую президентские выборы, и выразил уверенность, что «Мирча Снегур подставит свое плечо для решения этих проблем».
Что же касается решения проблемы Приднестровья, то здесь реальны существенные сдвиги. В том, что избрание президентом Молдовы Лучинского позволит сдвинуть с мертвой точки переговоры по урегулированию приднестровского конфликта, уверено и руководство Приднестровья. Так, вице-президент ПМР Александр Караман положительно оценил высказанное во время предвыборной борьбы Лучинским намерение заключить парафированный меморандум о нормализации отношений с непризнанной республикой. По его мнению, отказ Снегура поставить свою подпись под этим документом, разработанным с участием руководства Молдовы, посредниками от России, ОБСЕ и Украины, завел в середине нынешнего года переговоры в тупик. Поэтому в Тирасполе ждут от нового молдовского президента конкретных дел, направленных на преодоление разногласий между двумя берегами Днестра. Караман заявил о готовности идти навстречу Кишиневу, так как придание региону особого статуса позволит его экономике преодолеть трудности, связанные с блокадой, в которой Приднестровье находится уже несколько лет.
Во внешней политике Молдовы, очевидно, следует ожидать поворота на 180 градусов. Идея реинтеграции с Румынией, о которой заговорили после победы на президентских выборах в этой стране Константинеску, теперь наверняка будет похоронена навсегда. Наблюдатели ожидают переориентацию Молдовы на СНГ и Россию в частности. Для последней фигура Лучинского во время предвыборной борьбы была наиболее желанной, и РФ не скрывала своей симпатии к нему. Однако здесь Москву может ожидать очередной (после Грузии, Азербайджана и Украины) сюрприз. Не зря уже после своей победы, отвечая на обвинения соперников в промосковской ориентации, Петр Лучинский подчеркнул, что его родиной является Молдова и все свои связи в России и других странах СНГ и других зарубежных странах он намерен использовать на благо страны.
Особые надежды Лучинский возлагает на то, что Россия поможет его стране найти решения, которые приведут к окончательному урегулированию приднестровской проблемы, ратификации базового договора Молдовы и России, выводу российских войск из Приднестровского региона. Вот здесь и кроется основной узел будущих российско-молдавских противоречий. Ведь Россия наверняка рассчитывает иметь базу для своих вооруженных сил на территории Приднестровья.
Еще одним сюрпризом для России может стать позиция Лучинского в отношении НАТО. С одной стороны, он заявил, что Молдова не вступит ни в какие военно-политические блоки в соответствии с конституцией, провозгласившей эту страну нейтральной. С другой же стороны, по его словам, проблема расширения НАТО на восток и разногласия с Россией должны решаться без втягивания Молдовы, исходя из интересов сохранения стабильности и мира в Европе. Москве ясно дали понять, что рассчитывать на Кишинев как на союзника в борьбе с приемом в Североатлантический союз новых членов ей не стоит.
Вместе с тем новый глава Молдовского государства обозначил приоритеты внешней политики - это укрепление внешнеэкономических связей, интеграция в Европейский союз и региональные организации, всемерное развитие добрососедских отношений с ближайшими соседями - Россией, Румынией и Украиной, другими странами.
Для Украины победа Лучинского однозначно не может рассматриваться как негативное явление. Доктор наук, опытный политик, прагматик наконец, он наверняка будет искать пути взаимовыгодного сотрудничества как с Москвой, так и с Киевом. И конечно, всегда будет рассматривать Украину в качестве противовеса и для России, и для Румынии. Сейчас у украинского руководства есть возможность решить проблемы украинской диаспоры в Молдове, и укрепить наше влияние в регионе, и в конце концов продемонстрировать реальность и успех практического воплощения в жизнь наших внешнеполитических инициатив.