Чужой среди своих

Поделиться
На пост министра внутренних дел пришел 41-летний социалист Юрий Луценко. Инженер, выпускник факультета электронной техники Львовского политехнического института...

На пост министра внутренних дел пришел 41-летний социалист Юрий Луценко. Инженер, выпускник факультета электронной техники Львовского политехнического института. Бывший замминистра Министерства по делам науки и технологий. Член СПУ с 1991 года. Сегодня — один из самых ярких ее представителей. Трудно переоценить талантливо исполненную им роль полевого командира, одного из «диджеев» Майдана. (Кстати, главный редактор еженедельника «Грани плюс».)

Юрий — сын первого секретаря Ровенского обкома КПСС Виталия Луценко, ставшего затем народным депутатом, «мажор», отправившийся работать на завод.

С декабря 2000 года Юрий Луценко — сопредседатель акции «Украина без Кучмы». Член совета акций протеста, представитель гражданского комитета защиты Конституции «для ведения переговоров с представителями режима».

Юрий Луценко активен, коммуникабелен, амбициозен, хорошо обучаем. Он был серьезно настроен занять кресло министра связи. Телекоммуникации и высокие технологии — это ему действительно несравнимо ближе, чем правоприменительная практика. Потому что между техническим образованием и применением уголовного и уголовно-процессуального законов — пропасть. В то же время отсутствие юридического образования — не самый большой минус человека, пришедшего в ведомство, в котором многие высокие чины имеют такое образование лишь де-юре, но никак не де-факто, поскольку большинство их дипломов и диссертаций на самом деле — фикция. Проблема в другом. Да, в мире есть примеры, подтверждающие, что правоохранительное ведомство может очень эффективно работать под началом министра-неполицейского. Но мы не будем даже пытаться сравнивать действительность Украины и, например, Германии.

Следует отдать должное Юрию Витальевичу: его путь к бюрократической карьере пролег не по ковровым дорожкам, а через Майдан. Кстати, по этой причине очень многие считают его этаким балагуром и весельчаком. Скоро они увидят совсем другого Луценко — жесткого бюрократа, представителя партии, слишком долго находившейся в оппозиции. Амбициозного прагматика, который умеет разговаривать с милицейскими генералами.

Если предположить, что Луценко действительно искренне собирается сделать все необходимое для того, чтобы хоть немного приблизить ежедневную деятельность милиции к демократическим стандартам, за одно лишь это чистосердечное намерение остается лишь снять перед ним шляпу. Но возникает вопрос, каково понимание человека, никогда не имевшего непосредственного отношения к подобной структуре, существующих в ней проблем. Осознает ли он степень запущенности этих авгиевых конюшен, где уместно вести речь уже не о срастании милиции и преступности, а о таком их взаимном проникновении, что этот узел невозможно распутать, его нужно рубить? Видит ли в полной мере ситуацию в правоохранительных органах так, как надлежит министру, собирающемуся реально влиять на положение вещей? Или его понимание сравнимо с видением этих проблем среднестатистическим гражданином, не доверяющим милиции, побаивающимся ее, и в глубине души считающим, что все порядочные «менты» уже давно повывелись? Осознает ли, что пришел возглавить структуру, деятельность которой регламентируется непостижимым количеством секретных и совсекретных инструкций (говорят, их существует порядка тысячи)? Именно на них, а не на Конституции или Законе «О милиции» базируется реальная ежедневная деятельность органов внутренних дел. И для того, чтобы разобраться в бумажках, которые, несомненно, целым ворохом сразу же будут нести ему на подписи, ему понадобятся не просто чистые руки и холодное сердце, но целый совет экспертов. Первые же месяцы покажут, станет ли он руководителем Министерства внутренних дел или «свадебным генералом», марионеткой, толком не понимающей, под чем ставит свою подпись.

Ю.Луценко теоретически способен поломать порочную и прочно укоренившуюся в правоохранительных органах систему хотя бы по той причине, что он — не из крови и плоти ее. Один из организаторов целого ряда акций гражданского неповиновения, он привнесет в эти стены совершенно новый дух. Но коллегия МВД — это не Майдан. И для своих подчиненных он навсегда останется чужим. Между ним и некоторыми его замами всегда будет существовать некая вакуумная прослойка. Чем она заполнится? Или его волей — на грани авторитаризма. Или их забастовкой «по-итальянски» (дескать, мы бы рады, но выполнить это нет объективных возможностей) — на грани саботажа.

Будем надеяться, что Юрий Витальевич знает, во что превратилась сегодняшняя милиция, коммерциализировавшаяся донельзя. Как непоправимо обесценились звания и награды, раздаваемые налево и направо тем, кто вообще не должен быть в рядах сотрудников правоохранительных органов, и как прозябают неугодные, таща свой нелегкий воз. Что первые лица министерства позволяют себе освобождать подозреваемых, взятых на месте совершения преступления, не стесняясь лично звонить подчиненным, произведшим задержание, и грозить им всякими карами. Что сегодня кадровые вопросы в МВД запросто решают вчерашние авторитеты, ногой открывающие двери кабинетов милицейских боссов и народных депутатов, специализирующихся на борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Что сегодня у рядовых сотрудников ОВД выработался совершенно четкий рефлекс: без указания свыше «крутых» трогать нельзя ни при каких обстоятельствах — себе дороже. Задержанные выйдут, даже не успев провести ночь в «обезьяннике», а над каждым реально работающим «ментом» всегда висит дамоклов меч уголовного дела, возбужденного в связи с превышением им служебных полномочий. Милицейские полковники дружат семьями с теми, кого «паковали» еще вчера, и ведут с ними общий бизнес. А служба внутренней безопасности, без визы о «благонадежности» которой, по идее, не может осуществляться ни одно назначение на должность, бессильно констатирует такие «порочащие связи» милицейских начальников, которые милиционеру времен СССР могли только в страшном сне присниться. И как следствие всего вышеперечисленного — тотальная деморализация личного состава, лучше всех осведомленного о шалостях начальства; вопиющий правовой нигилизм. Молодое пополнение, настроенное не служить верой и правдой и бороться с преступностью, а использовать свое служебное положение с целью обогащения — как можно скорее и как можно эффективнее.

Сомнительно, чтобы Ю.Луценко в полной мере отдавал себе отчет в том, какое страшное наследие оставили ему предшественники на посту и как все действительно запущено в этой мощнейшей структуре. И вряд ли он уже сейчас четко представляет алгоритм необходимых действий. Остается надеяться, что Юрий Витальевич сумеет радикально очистить эту структуру или хотя бы начнет этот процесс, разорвав переплетение преступно-бизнесовых связей и в то же время не добив окончательно профессиональное ядро. А если он предпримет реальные шаги, необходимые для возрождения правоохранительных органов, возврата доверия к ним, действительно коренным образом переломив ситуацию, посгоняв с насиженных мест зубров, давно забывших о своем предназначении — защите прав и свобод граждан — и привыкших квалифицировать уголовные дела исключительно по признаку потенциальной прибыльности, — дай Бог ему удачи. И еще — остаться в живых.

Николай МЕЛЬНИК профессор, доктор юридических наук, полковник милиции в отставке, член Высшего совета юстиции: «Деятельность министра всегда имеет политическую и профессиональную составляющие. Ю.Луценко — молодой, энергичный политик нового поколения. Он — известный, авторитетный, влиятельный политик. Он хорошо знает украинский политикум, а политикум хорошо знает его. Это должно обеспечить ему положительное решение вопросов, отстаивание интересов МВД на самых разных уровнях. Ю.Луценко —человек дела, что он неоднократно подтверждал. В частности, в ходе многих политических акций. То есть с политической точки зрения это будет сильный министр.

Что касается профессиональной составляющей, то, безусловно, у Луценко будут проблемы с пониманием оперативной, следственной, административной и других специфических видов деятельности милиции. Однако я бы назвал эти проблемы рабочими. Они могут быть разрешены как при помощи заместителей министра — профессионалов милицейского дела, так и за счет овладения спецификой деятельности МВД самим Ю.Луценко. Его интеллектуальный уровень позволяет за довольно короткий срок освоить объем знаний, необходимый для руководства Министерством внутренних дел.

В то же время то, что Луценко не является профессиональным милиционером, дает ему большие преимущества. Он не зациклен исключительно на МВД, и будет видеть место этой структуры в общей системе власти.

Руководители МВД последнего периода были безусловными исполнителями воли президента. Есть основания предполагать, что с Луценко этого не случится.

Ю.Луценко будет очень тяжело занимать этот пост, особенно — на первых порах. Поскольку сегодня МВД является очень консервативной и коррумпированной структурой. Первое, что ему необходимо будет сделать, — переориентировать МВД с «крышевания», содействия криминальным структурам на выполнение предусмотренных законом задач, исключить МВД из процесса политической борьбы».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме