Его жизненный путь и творческое развитие внешне могут казаться довольно комфортными и слишком благополучными - лауреат Всесоюзных кинофестивалей (1970, 1978, 1985), народный артист СССР (1974), обладатель Золотой медали имени А.Довженко (1974, 1979), лауреат Государственной премии России (1974) и Государственной премии СССР (1979), секретарь правления Союза кинематографистов СССР (с 1976). Однако уже сама насыщенность этими регалиями и наградами должна вызвать мысль, что не все так однозначно у него складывалось.
Драматические интонации зазвучали для Жени Матвеева уже с первых лет жизни. Семейная жизнь родителей - Семена Калиновича Матвеева и Надежды Федоровны Коваленко - не сложилась. Вскоре после рождения Евгения (а произошло это 8 марта 1922 г. в селе Новоукраинка ныне Скадовского р-на Херсонской обл.) мать вернулась в родное село Чалбасы (ныне Виноградово), тоже на Херсонщине. Ситуация осложнялась тем, что Надежда не получила родительского благословения на замужество, не венчалась в церкви, поэтому по возвращении домой отец не простил ей создания семьи без его согласия.
Для молодой женщины с сыном начались трудные времена. С детских лет Евгений был приучен к крестьянской работе: набирал воду в бочку и развозил ее работавшим в степи крестьянам, водил лошадей по борозде. Из увлечений той поры стоит выделить имитирование всего того, что он видел и наблюдал вокруг. Когда учился в сельской школе, то, по его словам, "особенно охотно подражал голосам товарищей и учителей", показывал фокусы друзьям и в детстве мечтал стать фокусником.
Чтобы дать сыну лучшее образование, Надежда Федоровна перебралась в ближайший город - Цюрупинск. Евгений учился в средней школе №1, а она работала там же уборщицей и "руководила" звонками на уроки. Любимой учительницей Матвеева была В.Бедзева, преподававшая русский язык и литературу. Под ее влиянием из многочисленных школьных кружков он выбрал драматический. Другие предметы его особо не привлекали, зато интерес к актерской деятельности с годами усиливался и в конце концов он решился на серьезный шаг.
По словам актера, он, "не окончив 9-й класс, сбежал из дома в Херсон". Денег на дорогу у юного беглеца не было, и добираться пришлось на попутной барже, на которой везли арбузы. В Херсоне служил статистом в драмтеатре и одновременно учился в актерской студии. Об этом периоде Евгений Матвеев вспоминал: "Я, робкий и взволнованный студиец, восторженно следил за игрой замечательного актера Светланова, а также проходил лучшую школу для будущего актера: участвовал в массовых сценах".
В 1939 г. в Херсон приехал Николай Черкасов - культовый в то время киноактер, сыгравший яркие роли в фильмах "Дети капитана Гранта" (1936), "Депутат Балтики" (1937), "Петр Первый" (1937, 1939), "Александр Невский" (1938). Увидев Евгения в одной из его "немых" ролей, Черкасов подошел к нему после спектакля и ласково похлопал по плечу: "Надо учиться, парень. Приедешь в большой город - помогу". И посоветовал ехать в Киев, сообщив при этом, что Довженко набирает актерскую школу. Как рассказывал позже Матвеев, он не сомневался в словах мэтра кинематографа. Сдав экстерном экзамены за курс средней школы в 1940 г., Евгений "рванул в Киев", где ситуация развивалась следующим образом: "Группы были уже набраны, но Черкасов сдержал слово. Он заранее позвонил Довженко по телефону - и меня приняли!" Так Евгений Матвеев был зачислен на первый курс школы киноактера при Киевской киностудии художественных фильмов, где учился в 1940–1941 гг.
Размышляя о том, какое значение имел Довженко для него как актера, Матвеев подчеркивал: "Александр Довженко был не только учителем, кумиром, крестным отцом, но и на первых порах обучения - моим спасителем". И приводил следующий красноречивый факт: "Меня и еще троих ребят, которые не могли платить за обучение, должны были исключить из школы. Довженко внес за нас свои деньги".
Началась война, и учеба прекратилась. Евгений получил направление в Тюменское пехотное училище. В начале 1942 г. курсантам его выпуска дали звание лейтенант. Почти всех выпускников отправили на фронт, а лейтенанта Матвеева, как отличника, оставили при военном училище курсовым командиром-преподавателем. Два года он занимался подготовкой офицерского состава и постоянно подавал рапорты с просьбой направить его на фронт, куда попал только в 1944 г. В послевоенное время Евгений Матвеев продолжил службу в Тюменском училище, руководил самодеятельностью, в которой выступал и сам.
В 1946 г. после демобилизации поступил в труппу Тюменского драматического театра. Там его быстро заметили. Вскоре Матвеев получил предложения от известных театров, в том числе от Московского театра им. Ленинского комсомола. Однако молодой актер выбрал в 1948 г. Новосибирский театр "Красный факел": там была настолько сильная труппа, что этот театр называли "сибирским МХАТом". Однако предложения в ведущие театры Советского Союза поступали по-прежнему, и в 1952 г. Матвеев дебютировал на сцене Московского Малого театра в спектакле "Без вины виноватые" в роли Незнамова.
Дебют Матвеева в кино состоялся в 1953 г. на Киевской киностудии в фильме "Судьба Марины". Его партнерами на съемочной площадке были Борис Андреев, Александр Сердюк, Юрий Тимошенко, Леонид Быков. Затем были роли в фильмах "Доброе утро" (1955) и "Дорога" (1955). Однако своей первой по-настоящему значимой работой в кино он считал роль инженера Андрея Лобанова в фильме "Искатели" по роману Даниила Гранина (1957).
Широкую известность Евгению Матвееву принесла роль Макара Нагульнова в двухсерийном фильме "Поднятая целина" по роману Михаила Шолохова (1960–1961) Интересно, что сначала Матвееву предложили сыграть Семена Давыдова, но он с детства был увлечен образом Макара Нагульнова и уговорил режиссера Александра Иванова сделать кинопробы, тем более что на эту роль пробовались более тридцати актеров, однако ни один не подходил. А когда съемочная группа посмотрела пробы Матвеева, сомнений не осталось: это и есть Макар Нагульнов. В интервью 1960–1970 гг. актер неоднократно подчеркивал, что Нагульнов - его любимая роль в кино.
Съемки для Матвеева были связаны с тяжелыми травмами. Он дважды разбивался; во второй раз - в 1965 г., неподалеку от родных мест, в Николаеве, во время театрализованного праздника, после чего более полутора лет пролежал, парализованный, в больнице. Ему было сорок три года. Именно тогда Матвеев решил снова рискнуть и сменить амплуа. В больнице изучал монографии, учебники по режиссуре и, надеясь на возвращение в искусство, готовился к режиссерской деятельности. Завершив лечение и получив III группу инвалидности (врачи установили II группу, но она лишила бы его возможности работать в кино, и Матвеев уговорил их "снизить" группу), взялся за постановку своего первого фильма "Цыган" по повести Анатолия Калинина (1967), в котором сыграл главную роль - цыгана-кузнеца Будулая. Позже шутя говорил, что благодаря этой работе "обрел любовь у цыган и стал народным цыганом СССР", ему "даже предлагали возглавить театр "Ромэн". Кстати, две первые киноленты ("Цыган" и "Почтовый роман" об истории любви Петра Шмидта и Зинаиды Ризберг (1970) режиссер Матвеев снял на Киевской киностудии.
Фильмы "Любовь земная" и "Судьба" по романам Петра Проскурина (1975, 1977), в которых он сыграл главную роль - Захара Дерюгина, стали хитами 1970-х. Вскоре последовали новые фильмы - "Бешеные деньги" по пьесе Александра Островского (1982) и "Победа" по роману Александра Чаковского (1985).
С началом перестройки для Евгения Матвеева наступили тяжелые времена. В мае 1986 г. на V съезде кинематографистов СССР в Москве актера и режиссера исключили из членов секретариата Союза кинематографистов СССР. Матвеева упрекали в служении советской системе, в том, что он получал награды от власти, в компромиссах, на которые ему приходилось идти в процессе съемок... Вспомнили и роль Брежнева в фильме "Солдаты свободы" (1977). Все эти обвинения он воспринимал настолько болезненно, что одно время даже думал о самоубийстве. От этого шага его уберегли семья и новая киноработа - фильм "Чаша терпения" (1989), история сопротивления егеря мафии. Значимость этого фильма обусловлена тем, что он готовил появление кинотрилогии "Любить по-русски" (1995, 1996, 1999), в которой Матвеев сыграл главную роль - мятежного и характерного Валерьяна Петровича Мухина. Трилогия стала событием в кинематографе конца ХХ в. и принесла Матвееву титул создателя "народного кино" - народного и по смысловой направленности, и по охвату жизненного материала, и по составу зрительской аудитории.
В многочисленных интервью и выступлениях он рассказывал не только о себе, но и фактически изложил структуру своих ценностей. Определяющей категорией для Евгения Матвеева была созвучность шагов, поступков внутреннему самоощущению, то состояние души и поведения, которое он передавал формулой "жить по совести". Художник держался максимы о важности духовной целостности, нерасчлененности, даже ментальной нерастерзанности, поэтому утверждал: "Я не позволяю предавать самого себя". В работе актера больше всего ценил предельную загруженность - ролями, предложениями, съемками, поскольку "невостребованность смерти творческой подобна", при этом признавал, что не все из сыгранного им его устраивает.
Для кинорежиссера, считал Матвеев, необходимо ощущение свободы, пространства деятельности, он подчеркивал, что "как режиссер делал только то, что хотел". Воспринимая жизнь во всех ее проявлениях, стремился усилить в своих фильмах начала, творящие добро и несущие любовь, и не воспринимал культивирование негатива в сиюминутном кинематографе, концептуально подчеркивая, что "не может быть столько негативного в людях".
У Евгения Матвеева было удивительное чувство национальных корней и основ бытия. Уже будучи пожилым человеком, называл себя "крестьянским мужиком" и говорил: "Я до сих пор еще пахну ковылем, кизяком и парным молоком - это моя среда". А Николай Гореликов - херсонец, жизнь которого была связана с Москвой, близкий друг Матвеева, вспоминал: "Наверное, не было дня, чтобы он не перекинулся хотя бы двумя словами по-украински". А когда встречались два земляка - Сергей Бондарчук и Евгений Матвеев, то они "общались с юмором, с шутками и обязательно на украинском языке".
Диагноз "опухоль в легких" врачи поставили ему еще в 1999 г., он жил с ним четыре года. 5 мая 2003 г. состояние резко ухудшилось, и Матвеева госпитализировали. Умер актер и режиссер 1 июня 2003 г. в Москве.
Представляя свой новый фильм "Судьба" еще до выхода в прокат в 1977 г. в Херсоне, в киноконцертном зале "Юбилейный", Евгений Матвеев, обращаясь к аудитории, сказал: "Как жаль, что я приехал всего на два дня, а сначала думал, поеду по селам своим, по местам родным, но надо уезжать... Даю вам слово, что когда-нибудь найду время, вырвусь и не буду спешить никуда...". Эти слова удивительно органичны для Евгения Матвеева, который чрезвычайно остро чувствовал нерв окружающей жизни и очень нуждался в самых живых связях с людьми, чьи судьбы воплощал на экране и о которых ставил свои горячие, искренние и глубоко правдивые фильмы.