Золотое правило земельной реформы: "семь раз отмерить, а один раз отрезать!.."

25 мая, 18:08 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Все реформы сопровождались прогнозным и конкретным землеустроительным процессом.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Настоящая земельная реформа, в том числе и аграрная, требует принятия юридически, экономически, экологически и социально обоснованных комплексных проектных решений землеустроительного и архитектурно-строительного прогнозирования, планирования и нормирования конкретного пространства жизнедеятельности каждого гражданина, особенно хозяев-землевладельцев. 

Это требование обязательно, поскольку касается не только создания условий дальнейшего рационального использования и охраны всех природных объектов права собственности украинского народа — основного национального богатства, находящегося под особой охраной государства, и необходимости трансформации существующей сырьевой экономики в экономику с высокой добавленной стоимостью, но и предотвращения коррупционных схем формирования и функционирования каких-либо (отечественных или иностранных) землевладений и землепользований вне украинских национальных интересов.

Каждое государство, проводя земельные и аграрные реформы в национальных интересах, ставило цель и определяло пути реформирования, видело их перспективы. Все реформы сопровождались соответствующим прогнозным и конкретным землеустроительным процессом.

Создание самостоятельного, правового, демократического государства Украины в условиях искаженных социалистических земельных отношений требовало радикально-взвешенного их реформирования.

Для успеха земельной реформы нужно было разработать обоснованный прогнозируемый общегосударственный курс реформы, а также дифференцированный (по территориальному принципу) подход и механизмы ее реализации. В нестандартной трансформации нуждались существующие колхозы и совхозы, формируя сбалансированное социально-экономическое и эколого-безопасное пространство жизнедеятельности в интересах местного населения. Этому должна была предшествовать разработка индивидуальных региональных стратегических планов и схем прогнозирования и определения приоритетов развития их территорий, которые бы учитывали местные особенности и общенациональные интересы и требования.

Однако неустойчивая, непрогнозируемая и избирательная политика в сферах управления и регулирования земельных отношений в Украине, проводимая вне необходимых прозрачных и открытых землеустроительных и архитектурно-планировочных процессов, особенно после принятия нового Земельного кодекса Украины (2011 г.), в который внесены многочисленные изменения и дополнения на угоду олигархическим кланам, привела к усилению надуманными дополнительными регуляторными полномочиями органов центральной исполнительной власти или органов местного самоуправления (фактически служащих любого уровня). Подобные новшества "централизации" — "децентрализации" полномочий не имеют ничего общего с необходимостью уменьшить "ручное управление", а наоборот, способствуют только росту коррупционной составляющей, — все равно кем, где и когда.

Проблема еще и в том, что каждый новосоздаваемый земельный участок (объект землепользования) рассматривается отдельно. Выбор оптимального решения о размещении земельного участка по целевому функциональному назначению как объекта хозяйствования, местонахождении его границ, конфигурации, составе угодий, площади и прочем, является довольно сложной задачей и может иметь разные выводы, что и порождает излишнюю волокиту и коррупционную составляющую. Ответственность за принятие этого решения не может быть возложено на какую-то отдельную службу или организацию.

Однако, в угоду интересам и прихотям "денежных мешков" и вопреки природоохранным, экологическим, санитарным, историко-культурным и другим требованиям, проекты "землеустройства" в основном сужаются до выбора и формирования земельных участков, подстраивая (подтасовывая) их под богатых заказчиков, а генпланы и детальные планы застройки территории меняются, фальсифицируя исходные данные и пересогласовывая условия и нормы в "надзорно-контролирующих" органах (фактически, у коррумпированных чиновников).

Не секрет, что подобным и другим коррупционным предпосылкам могут помешать заранее разработанные, согласованные и утвержденные комплексные схемы и проекты землеустроительного, архитектурно-строительного и иного планирования, упорядочения, освоения и застройки соответствующих территорий, особенно населенных пунктов, которые будут носить обязательный характер для выполнения всеми заинтересованными сторонами. К сожалению, такая работа до сих пор не практикуется.

Однако красивые и логически декларируемые нормы действующего земельного законодательства Украины, в частности о том, что землеустройство является одной из важнейших мер реформы, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования (землевладений и землепользований), осуществляемых под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил, — не что иное, как бутафория.

Практически декларируемое "землеустройство" не выполняется не только из-за пренебрежения и искажения норм о нем и некомпетентности ответственных специалистов на всех ступенях власти в этой сфере, но и потому, что сущность реформирования как действия, направленного на "замену"—"уточнение"—"упорядочение" уже существующих земельных отношений и имеющихся границ административно-территориальных единиц, землевладений, землепользований, природных объектов, зон ограничений и обременений и т.п., не совместима с якобы проведением нового "землеустройства", словно с чистого листа.

Поэтому необходимо взамен несколько несоответственно употребляемого слова "землеустрій", которое искусственно приблизили к русскоязычному термину, адресно использовать, прежде всего относительно реформирования, более правильное по смыслу "землевпорядкування". Эта неуместность, на первый взгляд, кажется мелочью, но в процессе реализации разнообразных юридических, экономических, экологических интересов и требований порождает целый клубок проблем.

Ярким примером бездумности, невзвешенности и бессистемности является осуществляемая в Украине аграрная реформа как земельная. Вместо обоснованной и прогнозируемой трансформации земельных отношений и гарантированного обеспечения сбалансированного социально-экономического, экологического, культурного и духовного упорядочения и развития сельских территорий и их поселенческой сети на пользу человеку и обществу, псевдореформа в Украине, вопреки здравому смыслу, привела лишь к делению (по упрощенным проектам землеустройства) более 27 млн га плодородных земель путем их паевания почти на 7 млн условных кусочков-паев без определения их границ в натуре, якобы для дальнейшего формирования собственных хозяйств самими крестьянами на "добровольной основе".

При этом такая реформа не сопровождалась комплексом высокоточных работ по геодезии, картографии и кадастру как основных и неотъемлемых инструментов создания и функционирования достоверных земельно-регистрационной и геоинформационной систем. Не систематизировались сведения о природных и антропогенных факторах, которые должны были бы составить базу для научно обоснованного государственного землеустройства. В крестьянские наделы вследствие этого попали почти 7 млн га обрывов, заболоченных и природоохранных земель, которые должны были вывести из интенсивного обращения под облеснение и залуживание и прочее целевое назначение.

Такой непрогнозируемый абсурд, в том числе из-за антиукраинского сопротивления просоветских вождей на всех уровнях и из-за отсутствия предпосылок для формирования собственных хозяйств (хотя бы по долгосрочному кредитованию как основному элементу финансово-экономического сопровождения декларируемой реформы), превратило подавляющее большинство крестьян-пайщиков в виртуальных арендодателей. Вместо крестьянских или фермерских хозяйств типа европейских появились непредсказуемые и непрогнозируемые, большие по размеру земельных банков бизнес-структуры на арендной основе, в том числе агрохолдинги, которые свободно проводят корпоративные торги, в том числе земельными активами. Фактически получилось наоборот: "семь раз резали, а раз — мерили".

Как следствие, из-за нещадной эксплуатации уникальных украинских черноземов, в погоне за наживой истощается и подвергается эрозии почва, необратимо снижается ее естественное плодородие и разрушается водо-регуляторная способность, загрязняется и деградирует окружающая среда, полностью исчезают природные ландшафты вместе с уникальной растительностью, водными источниками, зверями, птицами и насекомыми. Практически невозможно найти в большинстве обрабатываемой почвы, где интенсивно применяются неорганические (химические) средства подкормки и защиты растений, не то что дождевого червяка, но и исчезает и ускоренно деградирует живая полезная микробиота (бактерии, вирусы, микроскопические грибы и другие микроорганизмы) — фундаментальное звено почвообразования и круговорота веществ в природе.

Самым ужасным результатом, как безоговорочным свидетелем отсутствия настоящей реформы в Украине, стали новые "пейзажи", где среди кукурузно-подсолнечных и других промышленных монокультурных плантаций все чаще виднеются мертвые жилища крестьян, разрушенные остатки "реформированных" колхозных построек, грустят заброшенные кладбища, неухоженные колодцы с когда-то целебной питьевой водой, древние проторенные пути... Разрушительное влияние на близлежащие территории оказывают огромные комплексы по промышленному выращиванию свиней и птицы. Разрушаются скифские курганы, правековые могилы — исчезает историческая и генетическая украинская память.

В таких условиях значительно сужается также палитра возможного получения экосистемных услуг от природных объектов и резко уменьшаются воспроизводимые энергетические свойства и состоятельность естественного инвестиционного общенационального земельного капитала, который не нужно никому (даже МВФ) возвращать...

Основной инструмент успеха...

Для того чтобы прекратить бездумное и бездушное разрушение собственного дома и перейти, учитывая глобальные вызовы, к моделированию нового комфортного пространства нашей жизнедеятельности по стандартам, например, Германии, Швеции или США, нам нужно прежде всего отказаться от "политической трескотни", в частности о якобы отсутствии идеи и цели украинского успеха или о необходимости копирования чужих порядков. Ведь действующая Конституция Украины уже декларирует высочайшие стандарты идеи, цели и принципов достижения цивилизованного развития и укрепления демократического, социального, правового государства, обеспечение прав и свобод всех граждан и достойные условия их жизни...

Следует также понять, что основной причиной, которая привела нас к нынешней гибридной действительности, является наше равнодушие, безответственность и пассивность, прежде всего относительно необходимости имплементации в реальную жизнь конституционных норм как норм прямого действия и неуклонного их выполнения.

Вместе с тем особой и незамедлительной институализации в процессе проведения земельной реформы требуют декларированные нормы ст. 13 и 14 Конституции Украины о правах собственности украинского народа на землю и ее природные ресурсы — основное национальное богатство, ключевые основы которых уже раскрыты в моих предыдущих статьях в ZN.UA.

Важно подчеркнуть, что прогнозируемое регулирование и управление земельными отношениями, особенно до момента завершения реформы (составной части), относительно использования земли и ее природных ресурсов как естественных объектов права собственности народа должно быть исключительной прерогативой государства.

Основным инструментом осуществления земельной реформы является пространственно-временное комплексное государственное землеустроительное прогнозирование, планирование и проектирование на национальном, региональных и, самое главное, местных уровнях. На этой основе проектируются, разрабатываются, обосновываются и принимаются конкретные варианты решений и устанавливаются жесткие регламенты в экологическом, экономическом, социальном, юридическом и других аспектах, которые ответят на все проблемные вопросы и определят пути и методы развития соответствующей территории.

В частности, чтобы сделать невозможными теневые схемы оборота земли и любые другие сомнительные действия, нужны нестандартные, но законные решения. Например, относительно земельных паев (участков), не используемых самими владельцами (их родственниками), по мотивам общественной необходимости применяется неотвратимый механизм осуществления первых трансакций (возврат к землям запаса) в пользу государства.

Кстати, этот процесс (государственное землеустройство) по форме и содержанию объемный и продолжительный — от начала (подготовительного этапа) до окончания реформы (авторским и общественным надзором).

Ведь принятие всех безошибочных прогнозно-проектных решений, связанных с обоснованием и моделированием лучших вариантов выбора и формированием объектов и субъектов землевладения и землепользования как основных продуктов земельной реформы, которые будут осуществлять продолжительное рациональное природопользование в конкретных естественных условиях, нуждается в получении на первом (подготовительном) этапе всесторонне достоверной информации обо всех факторах, которые могут влиять на результаты принятых решений.

Для начала необходимо иметь высокоточные цифровые карты соответствующих территорий и государства в целом, которые одновременно будут служить основой Национальной геоинформационной многослойной системы, включающей кадастровую и регистрационную, и данные которых должны постоянно актуализироваться и поддерживаться.

Только на такой основе можно начинать подготовительный этап по проведению инвентаризации и сертификации существующего состояния. В частности, идентифицируются природные объекты (категории земель), а также земельные участки (границы) и их владельцы, пользователи, арендаторы, другие субъекты права на них; проводятся почвенное, геоботаническое, экологическое, ландшафтное и другие обследования всех имеющихся природных ресурсов; выясняется состояние антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно промышленно-бытовых отходов, а также загрязнение почв пестицидами, гербицидами, агрохимикатами, радионуклидами, тяжелыми металлами, вирусами, возбудителями болезней и т.п.

Исходя из того, что для Украины наиболее весомыми природными объектами являются неповторимые природные ландшафты, в пространстве которых изначально проживали крестьяне и их семьи как генофонд украинской нации, и которые сегодня, к величайшему сожалению, деградируют, главнейшей задачей проведения земельной реформы должно стать решение этой проблемы в пользу крестьян.

В связи с этим чрезвычайно взвешенную и творческую нишу должен занять научно обоснованный подход к трансформации поселенческой сети и всей инфраструктуры в сельской местности, которая согласовывалась бы с мерами по восстановлению и охране природных агролесоландшафтов.

Для этого предлагается ряд механизмов по моделированию и быстрой реализации финансово подкрепленных мероприятий по обустройству пространства и условий комфортной жизнедеятельности украинской молодежи в родной природной среде как нового цивилизованного развития.

По результатам наших прогнозных исследований, предполагается организовать свыше 250 тыс. частных семейных фермерских и крестьянских хозяйств (родовые, семейные имения), создаваемых молодыми семьями, преимущественно без наемных работников, общей площадью почти 10 млн га малых массивов пахотных земель и других (4–5 млн га) близлежащих угодий. Вместе с тем около 10 млн га высокоценных и высокотоварных крупных массивов пашни могут использовать разнообразные хозяйства (в основном с наемными работниками), но только способами, которые согласуются с требованиями общенационального интереса и интересов местных территориальных громад, где расположены арендованные земельные участки.

Приведенные только отдельные аспекты желательного урегулирования земельных отношений и природопользования в Украине путем прогнозируемого землеустроительного процесса как основного инструментария осуществления земельной реформы также указывают на необходимость разработки и принятия адекватной законодательной базы.

Главное, что такой процесс должен носить радикально-принудительный характер и основываться на соответствующих организационно-правовых и экономически-мотивированных принципах, подкрепленных усовершенствованным законодательством, и планироваться не менее чем на 25 лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно