Украина, и не только она, так уж сложилось, зависима от углеводородов (нефти, газа). Но все меняется. И современный мир принял формулу углеродного рынка. Каково место в нем Украины - об этом говорили участники круглого стола «На пути к созданию углеродного рынка в Украине», организованного представительством Всемирного банка в Украине, Госагентством экологических инвестиций и Фондом целевых экологических (зеленых) инвестиций.
В свою очередь Всемирный банк около года назад инициировал для заинтересованных государств реальный проект по приведению мер по борьбе с изменением климата в соответствие со стратегиями их развития. Программа, получившая название «Партнерство ради рыночной готовности» (Partnership For Market Readiness, PMR), направлена на достижение трех целей: создать возможности для проектирования и разработки рыночных инструментов, проанализировать необходимый потенциал для реализации этих инструментов и сформировать возможности для экспериментального внедрения новых рыночных механизмов.
Концепция PMR появилась в марте 2010 года, а уже в декабре того же года более 20 стран и международных организаций собрались в рамках 16-й конференции сторон Киотского протокола в Канкуне для презентации и старта проекта. Первая встреча Ассамблеи партнерства ради рыночной готовности состоялась в последних числах мая с.г. в Барселоне. Эта встреча проходила уже с участием Украины как страны внедрения (одной из десяти стран-участниц).
Конечной целью является финансовая поддержка Всемирным банком за счет донорского фонда создания национальных систем торговли выбросами в странах внедрения и выделение на эти цели от 5 до 10 млн. долл. каждой стране.
Фактически речь идет о формировании площадки для обмена опытом при выборе оптимальной модели внутреннего рынка и ее имплементации. Рыночная готовность - новое понятие, которое Всемирный банк описывает следующим образом. Это технические, политические и институционные системы, необходимые для того, чтобы страна смогла внедрить рыночные инструменты с целью мобилизации финансирования за счет частного и государственного секторов для минимизации влияния парниковых газов и для низкоуглеродного развития экономики.
Итак, на что выделяется грант и какие этапы предстоит пройти Украине для успешного участия в проекте PMR? Первая стадия - это оценка ситуации, определение эффективных рыночных инструментов и секторов, на которые они будут распространяться и в какой последовательности.
В рамках проекта PMR необходимо провести анализ готовности внедрения рыночных механизмов в базовых секторах экономики (энергетике, металлургии, химической, цементной, целлюлозно-бумажной промышленности и др.; Украина пилотными отраслями предлагает выбрать энергетику и металлургию). А также определить основные барьеры на пути к реализации этих инициатив.
Второй этап - технический: содействие сбору данных по выбросам парниковых газов и управлению этими данными. Здесь необходима координация разработки элементов системы мониторинга выбросов, реестров и т.д. Фактически речь идет о методологии для создания информационной инфраструктуры углеродного рынка - системы мониторинга, отчетности и верификации, или monitoring, reporting, verification (MRV). Тут базовым должно стать формирование государственного реестра установок, функционирование которых приводит к антропогенным выбросам парниковых газов.
Такой реестр, в частности, должен содержать официальные сведения о параметрах, операторах этих установок, детерминаторах, верификаторах. Реестр установок станет фундаментом системы учета антропогенных выбросов парниковых газов.
Третьим этапом станет определение объемов разрешений на выбросы парниковых газов, которые будут распределяться среди участников рынка.
В мировой практике применяется два основных метода распределения квот среди участников углеродного рынка: исторический (квота предприятия устанавливается в процентах от объемов выбросов в некотором базовом периоде; для Украины это 1990 год) и нормативный (определение квоты предприятия на основе эталонных коэффициентов выбросов на единицу продукции). В рамках проекта PMR будут проанализированы альтернативные подходы и методы распределения квот.
Четвертый этап - программный. Разработав реестр, а исходя из него - осуществляя учет и контроль над выбросами СО2, страна ставит цели по сокращению этих выбросов и разрабатывает нормативно-правовую базу для последующего внедрения выбранной модели рынка.
Пятый этап - разработка институциональных компонентов. За этой шаблонной формулировкой скрывается формирование системы управления техническими (см. второй этап) и программными (см. третий этап) компонентами. То есть вписывание создающейся системы в действующую вертикаль исполнительной власти. Указанных институциональных компонентов традиционно три: нормативно-правовая база, кадры, инфраструктура. Причем по первому компоненту Украина уже сделала «первый подход к снаряду». Разработан и принят в первом чтении проект закона Украины «О регулировании в сфере энергосбережения».
Этот документ фактически регламентирует создание системы регулирования выбросов парниковых газов. Документ составлен с учетом европейского опыта и основан на принципах регулирования сокращения выбросов парниковых газов, принятых и работающих в Евросоюзе. Закон также закладывает базу для возможного взаимодействия системы внутренней торговли углеродными единицами с международными системами торговли, в первую очередь с Европейской системой торговли выбросами (ЕСТВ) - для обращения украинских и международных единиц сокращения выбросов как на международных, так и на украинском рынке углеродных единиц. Прописаны в нем и экономические механизмы стимулирования сокращения выбросов парниковых газов.
Логическим завершением программы будет пилотное испытание рыночных инструментов. Инструментов, подчеркну, которые выберет само государство и которые соответствуют заявленным целям и стратегическим задачам Украины. В данном случае это следующие национальные приоритеты: усиление энергетической независимости, повышение энергоэффективности, повышение конкурентоспособности, создание новых рабочих мест, экономический рост.
Какими могут быть рыночные инструменты? Ключевые - это широко апробированные механизмы Киотского протокола: проекты совместного осуществления, схемы «зеленых» инвестиций и система торговли выбросами. Последняя в данном случае внутренняя, а не внешняя.
За последние годы действия Киотского протокола эти инструменты продемонстрировали способность стимулировать сокращение выбросов. Но, повторюсь, ни Всемирный банк, ни международные эксперты, ни тем более ООН за нас оптимальный инструментарий не выберут - этот вопрос находится в компетенции исключительно наших политиков и чиновников. И хочется надеяться, что их выбор будет основываться на экспертном мнении и всестороннем комплексном анализе проблем и путей их решения.
Мы даже не говорим о проблемах изменения климата, хотя это подразумевается. Мы говорим о переходе к энергоэффективной низкоуглеродной экономике, которая должна прийти на смену нынешнему транжирству энергетических ресурсов, преимущественно импортного происхождения.
Тем, кого перспектива учета и контроля пугает, стоит иметь в виду, что о формировании национальных углеродных торговых систем сейчас ведут разговор не алармисты-потеплисты, а экономисты…
Большинство представителей и бизнеса, и общественности признают необходимость создания в Украине углеродного рынка. Неизвестными остаются его конфигурация и параметры. Проект Всемирного банка может помочь найти оптимальное решение для Украины.
Деньги любят счет, и еще им уютно в экологически и экономически чистой среде.
Совместное осуществление - проектный механизм, определенный в статье 6 Киотского протокола, который предоставляет возможность развитым странам, включенным в Приложение I к РКИК, осуществлять проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение их абсорбции. Образовавшиеся в результате осуществления проекта единицы сокращения выбросов передаются от одной стороны к другой. Украина является лидером в мире по реализации проектов совместного осуществления.
Ассамблея партнерства ради рыночной готовности (PMR) состоит из страндоноров и стран внедрения. Всемирный банк выступает в качестве секретариата PMR. На 1 августа 2011 года в PMR в качестве доноров входят Австралия, Великобритания, Германия, Европейская комиссия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, США и Япония.
Странами - исполнителями PMR являются: Китай, Чили, Колумбия, КостаРика, Индонезия, Мексика, Марокко, Таиланд, Турция, Украина.
Страны, подавшие уведомление об интересе к PMR: Бразилия, Иордания, Индия, Вьетнам, ЮАР (ожидается, что ЮАР подаст заявку для участия в PMR к следующему заседанию Ассамблеи партнерства).Страны - исполнители PMR:
- разрабатывают национальные системы предельных уровней и торгов;
- используют расширенное кредитование;
- применяют комбинированные рыночные инструменты.