С начала войны ситуация с привлечением финансовых ресурсов в Украину существенно ухудшилась. По данным НБУ, за январь—август 2022 года дефицит сальдо платежного баланса страны или, другими словами, чистый отток валюты из Украины составил -5,2 млрд долл. США. Так, за этот период объем привлечения иностранных инвестиций уменьшился почти в 100 раз (с 4,4 млрд долл. в 2021 году до 0,047 млрд в 2022-м), объем экспорта товаров и услуг сократился почти в 1,5 раза (с 38,7 млрд долл. до 22,6 млрд). При этом выплаты по внешним долгам не останавливались. Несмотря на многомиллиардную помощь от западных партнеров, чистый отток капитала, в том числе с целью возврата ранее взятых долгов, достиг почти 2 млрд долл.
Очевидно, что при таких реалиях будет сложно начать восстанавливать экономику, а на бюджетные средства вообще не стоит рассчитывать. В госбюджете на 2023 год почти 50% расходов запланировано на безопасность и оборону страны, 35% — на зарплаты и пенсии. Поэтому все ожидания только на внешнюю поддержку. Но от кого она может быть? Такую поддержку можно разделить на три группы:
- деньги правительств и международных организаций (финансовая помощь от доноров);
- деньги компаний и корпораций (прямые иностранные инвестиции);
- деньги населения (денежные переводы мигрантов и диаспоры).
Проанализируем реальные шансы получить каждый из этих ресурсов в 2023–2024 годах.
Финансовая помощь от доноров
Страны G7 и международные организации много лет финансово помогают Украине с реформами, а с начала войны увеличили помощь ради нашей победы. Но она остается ограниченной: по состоянию на 20 октября 2022 года из заявленных 35 млрд долл. Украина получила всего почти 22 млрд. При этом основная часть этих ресурсов поступает не в денежной, а в материально-технической форме. Но опыт предыдущих лет доказывает, что такая помощь всегда ограничена и направлена исключительно на проведение реформ и содействие возврату ранее полученных кредитов (см. рис. 1).
За последние 12 лет только трижды (в 2013-м, 2018-м и 2019 году) помощь доноров способствовала чистому притоку валюты в страну, во все остальные годы эти средства использовались для оплаты ранее полученных займов. То есть доноры дают ровно столько денег Украине, чтобы удержать на плаву нашу экономику и мотивировать власть проводить реформы (а с 2022 года — также для победы в войне). С целью развития экономики Украины, ее роста другие правительства не будут давать деньги, поскольку у них есть свое население (читайте — избиратели), своя оппозиция и проблемы в своих экономиках.
В 2023 году правительства ожидают экономический кризис и резервируют ресурсы для поддержки своих экономик. В частности, МВФ уже прогнозирует рецессию экономик Германии, Италии и Швеции в 2023-м. Как следствие, объем донорской поддержки будет ограниченным и направленным только на содействие победе Украины над агрессором и возврате ранее полученных займов.
Также заметим, что донорские средства не являются ключевым ресурсом наполнения золотовалютных резервов (ЗВР) Украины. За последние 12 лет они всего лишь трижды способствовали их пополнению (см. рис. 2). Иностранные инвестиции также в меньшей степени помогают их наполнять. Наибольшим источником наполнения ЗВР являются денежные переводы. Они на 60–80% обеспечивали стабильность или рост ЗВР, а в 2018-м и 2020 году — даже на 100%. Иными словами, именно благодаря денежным переводам мигрантов в Украине был стабильный валютный курс в 2016–2021 годах. Обидно, но экспорт товаров и услуг до сих пор не способствует наполнению ЗВР (в последний раз он такую роль играл еще в далеком 2005-м).
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции в Украину уже длительное время продолжают сокращаться. Если в 2010–2013 годах в среднем в год Украина получала 6 млрд долл., то в 2018–2021 годах — всего около 3 млрд. К сожалению, у нас сложился стереотип, что в страну должны и могут поступать значительно большие их объемы. Звучат мнения, что Украина хотела бы на протяжении следующих десяти лет получить 750 млрд долл. инвестиций. Но насколько это вообще реально для страны с валовым национальным доходом (ВНД) ниже среднего, который в 2021 году составлял 4120 долл. на одного жителя (по методологии Всемирного банка)? Действительно ли Украина является недоинвестированной страной?
Для ответа на этот вопрос была проанализирована группа стран с ВНД ниже среднего (lower middle income countries). Это 54 страны, в которые входит и Украина. С учетом того, что инвестор, когда осуществляет инвестиции, хочет воспользоваться инфраструктурным (территория), потребительским (население) или производственным активом (потенциалом) страны, мы проанализировали объем привлечения иностранных инвестиций на 1 км2 территории, на одного жителя и на 1000 долл. США ВВП стран этой группы (см. рис. 3).
Результаты показывают, что по всем трем показателям Украина привлекает в 1,5–3 раза больше инвестиций, чем в среднем по странам из нашей группы. И это при том, что практически во всех указанных странах нет демографического кризиса (читайте — кризиса потребительского спроса) и отсутствует восьмилетняя война с агрессором (читайте — отсутствуют риски потери проинвестированных активов). Спад был только в самых кризисных 2014–2015 годах и «ковидном» 2020-м. Таким образом, в текущих реалиях Украина получает значительные объемы иностранных инвестиций, что соответствует уровню ее инвестиционной привлекательности.
Также возникает вопрос, когда же в условиях войны Украина сможет начать привлекать значительные объемы инвестиций, например, от 10 млрд долл. в год. Ведь военный конфликт может продолжаться еще долго. Для ответа на него следует проанализировать опыт Южной Кореи (война началась в 1950-м) и Израиля (война с 1948 года). В этих странах уже более 50 лет есть военно-освободительные конфликты (см. рис. 4). Опыт обеих стран доказывает, что должно пройти много десятилетий, прежде чем инвесторы убедятся в безопасности осуществления своих инвестиций. Южная Корея начала стабильно получать около 10 млрд долл. в год только в 2000-х, а Израиль — в 2010-х годах. То есть страны, которые давно реформированы и получали лучшую военную поддержку от доноров, были вынуждены еще 40 и 50 лет, соответственно, получать небольшие инвестиции и думать над привлечением других ресурсов для развития их экономик.
Очевидно, что поступление иностранных инвестиций в Украину будет довольно незначительным в 2023–2024 годах, что будет обусловлено очередным мировым экономическим кризисом, на пороге которого стоит мир. Сотни тысяч домохозяйств и десятки тысяч компаний по всему миру будут вынуждены объявить о банкротствах, в том числе из-за кратного роста процентных ставок по кредитам (а они преимущественно привязаны к учетным ставкам центробанков, которые в 2022 году уже были повышены приблизительно в 5–10 раз с целью борьбы с инфляцией). Как результат, тысячи корпораций (читайте — потенциальных инвесторов Украины) будут вынуждены сформировать денежные резервы под такие убытки на своих корпоративных балансах. Вследствие этого международный переток капитала существенно сократится в ближайшем будущем и останется доступным только более развитым странам. В связи с этим значительный рост объемов инвестиций в Украину, возможно, начнется только в 2030–2032 годах со вступлением страны в Евросоюз.
Денежные переводы мигрантов и диаспоры
Статистика платежного баланса доказывает, что денежные переводы являются наибольшим источником чистого притока валюты в Украину и наполнения золотовалютных резервов (рис. 1 и 2). Но именно здесь и кроется огромный потенциал к их дальнейшему росту: в 2021 году украинские мигранты и диаспора за границей заработали более 140 млрд долл., из которых перевели в Украину всего лишь 14 млрд. По нашим оценкам, из-за отсутствия программ и механизмов привлечения доходов украинских мигрантов и диаспоры Украина недополучила около 50 млрд долл. в 2021-м. Эти средства были ими накоплены в странах проживания и трудоустройства. Только в топ-10 стран пребывания выходцы из Украины имели в виде накоплений около 40 млрд долл. (см. рис. 5). В зависимости от страны, продолжительности формирования миграционных и диаспорных сообществ они по-разному накапливают и переводят часть своих доходов на Родину. Как это ни парадоксально, но в странах с самой длительной миграционной историей и наибольшей политической поддержкой Украины такие сбережения являются самыми крупными, но переводы в Украину — самыми маленькими.
Отсутствие в Украине стратегии (включающей программы и механизмы) привлечения доходов украинских мигрантов и диаспоры также сформировало значительные их накопления в финансово-банковской системе стран пребывания (см. рис. 6). По состоянию на начало 2021 года только в финансовом секторе в четырех странах выходцы из Украины держали на счетах свыше 15 млрд долл., что составляет почти 60% от депозитов населения в банках Украины. Также значительно большие накопления у них есть в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) за границей. Но больше всего поражает сравнение уровня сбережений в расчете на одного украинца: в среднем он в десять раз больше по депозитам и в пять тысяч раз больше — по вкладам в НПФ. Такой низкий уровень сбережений населения в Украине — это еще одна причина, почему не растут объемы инвестиций в нашу экономику: в Украине очень низкий уровень потребительского потенциала населения.
Осознание роли мигрантов и диаспоры в развитии экономики Украины
Ежегодно сотни тысяч украинцев проявляют смелость и едут за границу в поисках более высоких доходов и для самореализации. Каждый год власть принимающих стран проявляет смелость поблагодарить украинцев за готовность работать в этих странах. Например, в 2018 году украинцы даже получили награду в Польше как «коллективный герой польской экономики», ведь там они уже формируют более 10% ВВП страны. В 2022 году власти стран Европы и Северной Америки проявили смелость принять миллионы украинских беженцев, организовать им финансовую помощь и содействовать в поиске работы. Принимающие страны понимают, что сегодня они беженцы, но завтра — уже работники, а послезавтра — сами станут работодателями. Поэтому на 2023 год власти этих стран формируют программы и финансирование с целью их дальнейшей социально-экономической интеграции. Из-за высокой разницы в доходах в Украине и, например, в Польше (втрое), Чехии (в четыре раза), Германии (в восемь раз), США (в десять раз), а также с учетом усиления интеграционных процессов с ЕС еще около 2 миллионов украинцев выедут работать за границу. Как результат, уже в 2025-м годовые доходы украинских мигрантов и диаспоры вырастут до 200 млрд долл. и превысят доходы украинцев в Украине.
Учитывая масштабность доходов украинцев за границей, украинской власти важно понять роль украинских мигрантов и диаспоры как крупнейшего внешнего источника экономического роста Украины. Надо посмотреть правде в глаза. Иностранные инвестиции поступают довольно тяжело в Украину. Наиболее красноречиво об этом свидетельствует опыт директора инвестиционной компании Horizon Capital Елены Кошарной. По данным Forbes, около года ее компания «собирала 200 млн долл. для инвестфонда EEFG III с целью инвестирования в экономику Украину. Для этого она облетела более 30 стран мира, встретившись с сотнями инвесторов…». Конечно, это очень важно для Украины. Но 200 млн долл. украинские мигранты перечисляют на Родину приблизительно за пять календарных дней… Пока вы дочитаете эту статью, Украина уже получит свыше 30 млн долл. от мигрантов и диаспоры. В этом и состоит уникальное преимущество переводов над инвестициями. Если в целом у выходцев из Украины есть только две страны на выбор, куда направлять свои сбережения (страна трудоустройства или родная страна), то у иностранного инвестора почти 200 стран на выбор для инвестирования, с которыми Украине нужно ежедневно конкурировать и, к сожалению, не на равных условиях.
Если власть готова осознать роль мигрантов и диаспоры в развитии страны, то первыми шагами должны стать изменения в соответствующие национальные программы и стратегии, а также привлечение финансово-банковского сектора к их выполнению. Ведь сегодня внимание власти к мигрантам и диаспоре, мягко говоря, неадекватное и не отвечает даже фактическим объемам полученных переводов и инвестиций.
В среднем за 2017–2021 годы соотношение объемов привлеченных переводов к иностранным инвестициям составляло 4:1. В 2022–2023 годах это соотношение будет около 100:1. Но в государственных программах почти отсутствуют предложения по программам/мерам/шагам, которые бы были направлены на привлечение доходов мигрантов и диаспоры в Украину. В Стратегии регионального развития на 2021–2027 годы соотношение упоминания о программах для мигрантов и о программах для инвесторов составляет 1:4, в программе деятельности правительства на 2020–2022 годы — 1:18, в стратегии Национального банка Украины — 1:16, в Стратегии развития финансового сектора до 2025 года — всего лишь 1:37. Именно такой низкий уровень внимания к мигрантам и их доходам и приводит к недополучению около 40–50 млрд долл. переводов в год. Эти средства накапливаются за границей, поскольку в странах трудоустройства действуют свои программы-«магниты» для удержания украинских мигрантов и их денежных доходов.
Стратегия увеличения объемов денежных переводов и возвращения украинских мигрантов и диаспоры в Украину
Стратегия предусматривает четыре этапа, разработанных на основе многолетних исследований, финансово-банковского опыта работы с мигрантами и получателями переводов, посещения десяти стран с лучшим опытом привлечения доходов мигрантов и диаспоры, проведения консультаций и тренингов для доноров, МФО и центробанков. Реализация этих этапов должна проходить параллельно, потому что миллионы украинцев уже находятся за границей, а многие из них — уже в середине или конце миграционного цикла.
Этап 1. Установить связь с выходцами с Украины в каждой стране. Чтобы стимулировать привлечение доходов украинцев из-за границы, Украина должна знать, где они находятся. В целом украинцы работают приблизительно в 50 странах. В начале 2022 года власть владела информацией только о 0,4 миллиона человек из более чем 10 миллионов выходцев из Украины. Необходимо значительно упростить условия консульского учета, — это надо не мигрантам, а власти Украины.
Многие украинцы работают за границей сезонно, поэтому важно проверять легальность этих сезонных программ. Власть должна содействовать тому, чтобы услуги рекрутинговых компаний по поиску работы за границей (или работников из Украины) оплачивали только работодатели. Это значительно снизит риски мошенничества и досрочного увольнения украинцев. Необходимо содействовать упрощению сезонной трудовой миграции (с помощью подписания соглашений между странами), что позволит находиться за границей легально. Важно продолжить подписывать договоры о взаимном освобождении от двойного налогообложения полученных доходов, а также запустить информационную кампанию, что легально полученные за границей доходы не облагаются налогами в Украине. Для нелегально работающих украинцев важно способствовать упрощению их легализации, временного возвращения в Украину с целью повторного трудоустройства с легальным статусом. Здесь важную роль играет создание позиции атташе по трудовым вопросам в каждом посольстве за границей для проведения консультаций/тренингов мигрантов в странах их пребывания об особенностях работы в этой стране, о программах их возвращения и поддержки на Родине.
Необходимо регулярно проводить национальные и региональные мероприятия с признанием и благодарностью тем украинцам в мире, которые в отчетный (годовой) период сделали наибольший вклад в развитие Украины. На уровне офиса президента, Кабинета министров, Министерства иностранных дел, местных властей надо определить список номинаций для их торжественного чествования. Вместе с бизнесом (в том числе с ассоциациями) необходимо запустить информационные туры для украинской диаспоры, чтобы определить их пожелания в инвестировании/развитии программ благотворительности в Украине.
Этап 2. Содействовать привлечению доходов и сбережений мигрантов и диаспоры в Украину. Для этого необходимо активное сотрудничество Национального банка с финансово-банковским сектором, цель которого — запуск специальных программ-стимулов.
Такими могут быть:
- программы финансовой инклюзивности (включая финансовую грамотность);
- программы по снижению стоимости переводов;
- сотрудничество с регуляторами в странах трудоустройства украинцев для упрощения для них доступа к местному финансовому сектору;
- запуск финансово-банковских услуг со специальным налоговым режимом и специальными условиями (для таргетирования этого сегмента клиентов);
- запуск целевых банковских, страховых, ипотечных, пенсионно-накопительных программ и услуг, что поможет создать дополнительную мотивацию к переводу их средств на Родину;
- запуск грантовых программ обучения детей мигрантов и их домохозяйств в Украине при условии их оплаты с денежных переводов. Это поможет мигрантам и диаспоре увидеть особый подход к себе как к крупнейшему инвестору Украины.
Этап 3. Привлечь украинцев в мире к развитию их родных территорий в Украине. Мигранты и диаспора готовы направлять часть своих средств на развитие родной страны, региона. В зависимости от типа программ они могут тратить на эти цели 5–10% своих доходов. Украина же может ежегодно получать около 1 млрд долл. Израиль, Мексика, Индия, Филиппины, Кения имеют опыт по этому направлению, и Украине следует его перенять.
Одним из механизмов привлечения сбережений мигрантов и диаспоры на цели развития является размещение инфраструктурных облигаций Diaspora Bonds. При этом важно определить, на какие цели собираются средства и каковы гарантии их возврата. В основном украинцы за границей готовы вкладывать средства в строительство масштабных инфраструктурных проектов. Мы раньше описывали этот опыт.
Также средства можно привлечь через совместные программы, известные в мире как «1х1», «2х1», «3х1». Это когда к одному доллару мигранта по одному доллару добавляют центральная и/или местная власть с целью развития объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц, дорог и т.п.). Как правило, такие проекты реализуются на малой родине мигрантов и родственников диаспоры. Поэтому для объединенных территориальных громад это хороший шанс привлечь дополнительные ресурсы для своего развития, особенно в ходе послевоенного восстановления.
Этап 4. Реализовать потенциал украинцев за границей для развития бизнеса и привлечения инвестиций в Украину. Каждый украинец, выезжая за границу, имеет свой миграционный цикл, обусловленный ключевыми потребностями: получить новые знания, найти новые связи и сформировать валютные накопления. Добившись этого, он стоит перед выбором — ассимиляция или возвращение домой. В Украине необходимо создать и запустить программы развития предпринимательства для этого сегмента населения. Если мигранту создать в Украине условия для появления ценных активов или нового бизнеса, он уже не задумывается, следует ему возвращаться на Родину или нет.
Также важно разработать программы консультационной помощи (тренинги) по созданию и развитию малого предпринимательства среди вернувшихся мигрантов и получателей переводов. Необходимо запустить промотуры для выходцев из Украины для изучения инвестиционных возможностей на Родине, в том числе описанных выше программ. Ключевым является запуск менторских программ, проведение публичных или частных мероприятий, консультаций по проектам, которые интересуют украинцев, вернувшихся на Родину. Менторами могут быть как местные успешные бизнесмены, так и мигранты, которые вернулись раньше и уже запустили свой бизнес в Украине.
Огромную роль в мотивационной политике возвращения украинцев должен играть экономический блок власти. Необходимо предложить налоговые каникулы/льготы, таможенные льготы на ввоз оборудования для малого бизнеса, запускаемого на доходы в форме денежных переводов мигрантов. В наибольшей степени в этом должна быть заинтересована местная власть: она может предложить налоговые скидки и каникулы при оплате местных налогов тем мигрантам-инвесторам, которые запускают новые проекты в их регионах.
Опыт других стран показывает, что, реализуя стратегии возвращения своих мигрантов и диаспоры путем мотивации привлечения их переводов и инвестиций, можно существенно увеличить приток этих финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, приводит к росту иностранных инвестиций в Украину. Именно этот путь за 1960–2000 годы прошли Турция, Израиль, Италия, Португалия, Южная Корея, а также Ирландия. Сначала переводы носят потребительский характер, потом инвестиционный. Сначала диаспора сама вкладывает средства в страну, а потом «подтягивает» иностранных инвесторов, чтобы увеличить инвестиции. Именно диаспора является проводником иностранного капитала в страну.
Больше статей Андрея Гайдуцкого читайте по ссылке.