Лидеры Германии, Франции и Великобритании встретились в прошлую субботу в Берлине. Главным образом затем, чтобы постараться сблизить расхождения во взглядах на поствоенное будущее Ирака. Последний раз германский канцлер Герхард Шредер, французский президент Жак Ширак и британский премьер-министр Тони Блэр провели неформальный трехсторонний саммит два года назад — во время обеда в штаб-квартире Блэра на Даунинг-стрит, 10. С тех пор у трех европейских тяжеловесов случались разногласия по разным причинам, однако война в Ираке прочно развела их по разные стороны баррикад. Британия однозначно поддержала американского стратегического партнера и стала тем единственным союзником, с которым США создали коалицию для похода на Ирак. Франция и Германия выступили непримиримыми противниками военных действий в Ираке.
Однако сегодня, когда Соединенные Штаты предлагают ООН одобрить проект резолюции по Ираку, иными словами, просят мировое сообщество о помощи в восстановлении разрушенного Ирака, Германия решила, что в преддверии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной будущему Ирака, можно было бы мирно урегулировать европейские разногласия. Особых успехов берлинский мини-саммит не принес. На них, собственно, и не рассчитывали. Но в качестве «пробного шара» встреча a trios вполне удалась, и даже засвидетельствовала, что внутриевропейское взаимопонимание вещь вполне осуществимая.
Кто действительно пожал плоды берлинского саммита, так это, без сомнения, Германия. Еще прошлой осенью социал-демократы под руководством Герхарда Шредера с трудом выиграли всеобщие выборы, да и то благодаря использованию антивоенной, следовательно, антиамериканской риторики. Этой же осенью, стойко выдержав паузу противостояния с США и не «замаравшись» в иракской войне, канцлер Шредер посчитал, что пришла пора «смягчиться». За день до берлинского саммита в интервью газете New-York Times он «великодушно» предлагает Соединенным Штатам забыть ссору по поводу войны в Ираке.
На самом деле Германия уже устала, прежде всего «экономически», находиться в холодных отношениях с США. Немецкая экономика пребывает в состоянии ползучей рецессии, уровень безработицы зашкаливает, дефицит бюджета медленно, но верно растет. Кроме того, Шредер все сильнее ощущает политическую шаткость своего красно-зеленого кабинета.
Вот почему на берлинской встрече Шредер пытался играть роль примирителя между Шираком и Блэром по иракскому вопросу, при этом дистанцируясь от жесткой позиции Франции, но и не примыкая к проамериканской Британии. В таком качестве он и вылетел в Нью-Йорк на заседание Ассамблеи ООН, где на среду у него была запланирована встреча с президентом Бушем, первая за последние 18 месяцев.
Никто не надеялся, что берлинский мини-саммит повлияет на французского президента. Однако... Поупрямившись в субботу в Берлине, Ширак уже в понедельник в ходе интервью той же New-York Times дал понять, что Франция не намерена применять право вето при голосовании в Совете Безопасности проекта новой резолюции ООН по Ираку, предложенной Соединенными Штатами.
Единственный пункт, по которому Франция не собиралась уступать, касался сроков установления суверенитета нового Ирака. Париж настаивал, чтобы передача власти суверенному иракскому правительству произошла как можно быстрее — уже в начале следующего года. Когда госсекретарь США Колин Пауэлл назвал данное требование «просто нереальным», французы предложили поэтапный план, который предусматривает передачу власти в Ираке вначале Правящему совету, находящемуся под контролем США, а затем в течение девяти месяцев реальное управление страной должно перейти к независимому иракскому правительству. Однако и этот план в США не считают жизнеспособным. Кондолиза Райс отвергла его «с порога», заявив, что власть в Ираке должна быть установлена демократическим путем — на основании новой конституции и всеобщих демократических выборов. Ширак же заявил, что Франция может и поддержать проект резолюции, и даже отправить в Ирак свои войска, но лишь в том случае, если США четко определят график перехода власти в стране к независимому и легитимному правительству Ирака.
Выступление французского президента на заседании Ассамблеи ООН закончилось бурными аплодисментами, которые в первую очередь относились к его словам о том, что ни одна страна в мире «не имеет права действовать от имени других».
Короткая встреча Ширака и Буша в Нью-Йорке ничего практически не изменила в позициях двух стран. Каждая осталась при своем мнении относительно войны в Ираке и роли ООН в решении глобальных конфликтов. Единственный позитив в том, что лидеры договорились о совместных действиях против распространения оружия массового поражения.
Позиция Франции и лично ее президента спровоцировала в американских медиа многомесячную антифранцузскую кампанию. На прошлой неделе Томас Фридман, ведущий аналитик New-York Times, перещеголял своих братьев по цеху, написав: «Франция уже не наш союзник. Она становится нашим врагом». Более того, журналисту показалось, что Франция вообще жаждет американского провала в Ираке. Подготовленная таким образом американская публика никак не восприняла жест французского президента с возложением венка к месту разрушенных террористами башен Всемирного торгового центра. Американцы сделали вид, что забыли также слова французского президента, сказанные им 11 сентября 2001 года, «мы все сегодня — американцы». Времена меняются: нынешний политический климат в США характеризуется бескомпромиссным лозунгом военного времени — «кто не с нами, тот против нас».
«Не против» оказалась, как известно, единственная страна — Великобритания, связанная особым стратегическим партнерством с США. За однозначную поддержку США, за создание специального досье по Ираку и за участие в военных действиях лейбористское правительство во главе с Тони Блэром, несет ощутимые потери в рейтингах — британский электорат вот уже больше месяца следит за ходом публичного расследования причин смерти военного эксперта доктора Келли, которое, в свою очередь, детально и с пристрастием освещают все масс-медиа страны.
Британские власти отрицали, что Тони Блэр собирался в Берлине наводить политические мосты между США и Европой, иными словами, склонить своих европейских коллег к положительной реакции на новую резолюцию ООН по Ираку. Правда, позиции сторон, хоть и незначительно, но все-таки претерпели изменения. Интересно, что сам британский премьер оказался на раздорожье: с одной стороны, Блэр согласен, что ключевую роль в поствоенном Ираке должна сыграть ООН, с другой — он не готов пойти так далеко, как Шредер и Ширак, которые считают ООН единственно возможным регулирующим органом в Ираке. Будучи частью американо-британской коалиции, Британия уже поспешила отреагировать на призыв президента США увеличить военное присутствие в Ираке — и увеличила его до 12 тысяч солдат, не дожидаясь резолюции ООН. Тем не менее Блэр согласился с французским и германским лидерами, что восстанавливать суверенитет Ирака следует как можно быстрее.
Интересно, что Блэр не полетел в Нью-Йорк на заседание Генассамблеи ООН. Не только потому, что за неделю до ежегодной партийной конференции, которая обещает небывалый накал страстей, лидеру лейбористов необходимо время на подготовку. Ему также надобно продемонстрировать электорату, что дела внутри страны всегда важнее, чем любые международные встречи (а ведь Британия на данном этапе исполняет обязанности президента Совбеза). Очевидно, истинная причина отсутствия Блэра в Нью-Йорке состоит в том, что настроения в британском обществе все более скептичны по поводу участия Британии в иракской войне, и Блэру просто необходима тактическая пауза в отношениях с президентом Бушем. Тем более что на роль близкого друга Америки в этот раз назначен российский гость.
Во время войны в Ираке Кондолиза Райс, советник президента Буша по национальной безопасности, определила позицию США фразой, которая стала почти крылатой: «наказать Францию, проигнорировать Германию, простить Россию». Судя по всему, Россия «прощена». И российский президент Владимир Путин отправился в Америку не только для участия в Генассамблее ООН, но и для личной встречи с президентом Бушем в Кемп-Дэвиде.
Потому накануне визита в интервью американским журналистам лидер России аккуратно дистанцировался от жесткой позиции Франции и Германии по иракскому вопросу. И был предельно вежлив, когда объяснял, что «теоретически мы не исключаем более активного участия России в востановлении Ирака». Он также не исключил возможности направить в Ирак российских солдат под американское командование, заметив: «для нас не имеет значения, кто будет руководить операцией», значение имеет наличие мандата ООН.
Кроме России, еще немало стран желают поучаствовать в разделе «иракского пирога». Тем более что приглашение звучит из уст главного «победителя» Ирака. Соединенные Штаты вынуждены признать, что справиться с восстановлением разрушенной ближневосточной страны в одиночку им оказалось явно не под силу. Они отчаянно нуждаются в дополнительном финансировании (кстати, не только для Ирака, но и для Афганистана) и в иностранных миротворцах, особенно из мусульманских стран, таких как Турция, Пакистан, Бангладеш. Индия также готова оказать помощь. Однако все страны заявляют, что им необходима одобренная членами ООН резолюция. И даже Сирия, которую еще совсем недавно США обвиняли в пособничестве иракскому диктатору, также высказала готовность направить свой военный контингент в соседнюю страну, но только при условии, что ООН будет осуществлять контроль за реконструкцией, а США назовут дату ухода своих войск из Ирака.
Словом, если президент Буш и его администрация выберут правильную тональность в процессе убеждения коллег в Совете Безопасности ООН, то не исключено, что к конференции доноров по Ираку, которая состоится в октябре в Мадриде, Соединенным Штатам удастся получить резолюцию ООН и, может быть, даже сгруппировать к тому времени дееспособную коалицию — на этот раз для реконструкции страны.