Байден и Путин разошлись по углам. Чего ожидать Украине

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Байден и Путин разошлись по углам. Чего ожидать Украине © The White House/Handout via REUTERS
О чем глава Белого дома говорил с хозяином Кремля

Президенты США и РФ провели двухчасовой видеосаммит, главной темой которого была Украина.

Со стороны РФ первые информационные вбросы о еще одном готовящемся саммите со США начались еще в сентябре. США хранили по этому поводу глухое молчание. Предмет разговора был неясен, поскольку лишь незадолго до того, в июне, в Женеве уже состоялся саммит Джозефа Байдена с Владимиром Путиным. Договоренности, достигнутые на нем, выглядели такими, что выполняются обеими сторонами. Очередная военная эскалация, которой РФ грозила Украине, была остановлена. Учения «Запад-2021» Россия завершила досрочно, чтобы военные смогли проголосовать на выборах в Госдуму. США не осуществляли никакого давления на Кремль в связи с этими крайне манипулятивными выборами. Их не объявили честными и демократичными, но де-факто признали.

Непонятной была ситуация вокруг российских кибератак. Они продолжались после женевского саммита. Но имели место и постоянные контакты для разрешения проблемы. В Женеве шли консультации по стратегическим вооружениям.

Тем не менее Путин снова хотел эксклюзивных переговоров с Байденом, причем до конца года. У российского президента была возможность встречи в рамках саммита Большой двадцатки в Риме в последних числах октября и на климатическом саммите ООН в Глазго в начале ноября, и США ее не отвергали. Но Путин решил не ехать ни на один из них, ограничившись видеоприветствиями. Звучавшее тогда объяснение — нежелание встречаться на общих основаниях, подобно другим лидерам, общавшимся на саммитах с американским президентом.

В ноябре разведывательное сообщество США обнаружило новую концентрацию российских войск вблизи границ Украины. По оценке, к началу следующего года концентрация могла достичь уровня, позволяющего России совершить крупномасштабную военную атаку на Украину. В отличие от предыдущих случаев, включая ситуацию весны этого года, новая эскалация не испугала США и их союзников. Украина же вообще не сразу ее разглядела. Уровень военных приготовлений со стороны НАТО не снизился, как раньше, «чтобы не раздражать РФ», как не прекратились и поставки вооружений Украине. На очередных учениях НАТО в Черном море появились американские стратегические бомбардировщики B-1В, во времена холодной войны предназначенные для ядерных миссий, но после — переоборудованные под неядерные вооружения. В Португалии завершилось развертывание новейших стратегических бомбардировщиков B-2s для быстрого реагирования в рамках системы ядерного сдерживания НАТО.

Состоявшиеся в ноябре министерские сессии Альянса в Румынии и Латвии констатировали: союзники не знают, какие цели преследует РФ новой эскалацией против Украины, но готовятся дать отпор. РФ со своей стороны продолжала требовать проведения саммита, но не объясняла публично, чего хочет. Наконец Владимир Путин публично объявил и несколько раз повторил: РФ хочет твердых юридических гарантий, что НАТО не будет расширяться и приближать свою военную инфраструктуру к границам России.

Владимир Путин с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.
Владимир Путин с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.
Официциальный сайт Кремля

Наконец проведение саммита в видеоформате было согласовано США за несколько недель до проведения. С этого момента началась повышенная внешнеполитическая активность РФ по всем фронтам. Владимир Путин совершал многочисленные телефонные звонки и принимал иностранных лидеров. География была широкой — Южный Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка, Восточная Азия. Накануне саммита с Байденом Путин посетил с визитом Индию. Нельзя сказать, что РФ где-либо ждал большой успех. Но Россия демонстрировала, что имеет глобальное влияние и способна разговаривать со США на равных. Со стороны Штатов, помимо стандартных и постоянных контактов с европейскими союзниками, накануне саммита прошли дополнительные коммуникации с Великобританией, Германией, Италией и Францией — Джозеф Байден позвонил лидерам этих стран для согласования позиций перед разговором с Владимиром Путиным.

Главная тема переговоров была объявлена накануне — российские претензии к Украине, грозящие новой войной. По результатам Белый дом опубликовал короткий пресс-релиз, где было сказано, что Байден предупредил Путина о последствиях нового военного вторжения в Украину, но говорили также об иранской ядерной программе и кибербезопасности, и договорились сформировать команды для дальнейших консультаций по беспокоящим стороны вопросам.

Кремль опубликовал более пространный пресс-релиз, подтвердивший, что со стороны США прозвучали предупреждения относительно военного нападения РФ на Украину, упоминание о котором сопровождалось словом «якобы». Было сказано, что Владимир Путин изложил свои требования о гарантиях со стороны НАТО и претензии к Украине. Но не было никаких указаний на то, что Байден эти требования хотя бы «услышал». Кроме того были представлены сопутствующие темы разговора, где расхождения позиций не столь остры, в частности о ядерной программе Ирана. Как и в американском пресс-релизе, в российском было сказано, что достигнута договоренность о формировании команд для дальнейших консультаций.

Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан провел пресс-брифинг, в ходе которого раскрыл некоторые детали переговоров. По его словам, США не грозили РФ пальцем, но откровенно объяснили, какие последствия ждут Россию в случае военного вторжения в Украину. Как было сказано, Штаты сейчас готовы сделать то, что не готовы были сделать в 2014 году. Салливан обозначил некоторые из этих мер: остановка «Северного потока-2», запрет на действия с суверенным долгом РФ на вторичном рынке, санкции против крупнейших российских банков и финансовой системы РФ, ограничивающие конвертацию российской валюты, увеличение военной помощи Украине. Вопрос интерпретаций, можно ли считать эти санкции «адскими», но выглядят они вполне убедительно.

Flickr/White House

Относительно проблемы ОРДЛО Салливан сказал, что она может быть решена дипломатически через нормандский и минский форматы. Но каких либо сигналов, говоривших бы об изменении под влиянием Путина представлений США об условиях урегулирования, не прозвучало. Зато звучало явное указание на то, что дипломатический процесс урегулирования вокруг ОРДЛО, как и более широкие переговоры с РФ по беспокоящим ее вопросам, возможны только после начала деэскалации с ее стороны.

В день видеосаммита представители Сената и Палаты представителей Конгресса США опубликовали компромиссный текст закона о военных ассигнованиях на 2022 год. На этапе рассмотрения в Палате представителей в законопроекте появился раздел о новых санкциях против РФ. В случае принятия Сенатом они делали бы обязательным для администрации введение санкций против управляющей компании «Северного потока-2», запрещали бы американским резидентам участвовать в размещении бумаг суверенного долга РФ, требовали бы обязательного рассмотрения вопроса о санкциях против 35 видных представителей российского политического режима, включая относительно нового председателя правительства (иногда этот список называют «списком Навального»).

В компромиссном варианте законопроекта о военных ассигнованиях, имеющего высокие шансы окончательного утверждения Конгрессом, весь санкционный блок против РФ отсутствует. Относительно санкций против «Северного потока-2», ситуация была предсказуема. Администрация Джозефа Байдена настойчиво просила конгрессменов-демократов убрать этот пункт, еще когда видеосаммит с Путиным не был согласован. Логика состоит в том, что США достигли твердых договоренностей с Германией, что судьба «Северного потока-2» должна находиться в ее руках, и уже Германия будет учитывать действия РФ против Украины. На пресс-конференции после видеосаммита Салливан еще раз подтвердил, что в соответствии с достигнутыми договоренностями Германия остановит «Северный поток-2», если РФ совершит новую агрессию.

Что касается других аспектов санкций, они, похоже, отнесены к «адскому» пакету, который может быть применен, если РФ совершит новую агрессию, но не будут применены, если РФ от агрессии воздержится.

В отношении военных приготовлений цифры на 2022 год, как они представлены в компромиссном законопроекте, таковы: на военную помощь Украины ассигнуется 300 млн, странам Балтии — 150 млн, на общее дополнительное укрепление восточного фланга НАТО — 4 млрд долл. Это на уровне дополнительных мер, которые были предусмотрены в военном бюджете США в 2015 году сразу после начала российской агрессии против Украины. Но это меньше 7 млрд долл., предусмотренных в 2022 году на укрепление обороны Тайваня.

Нельзя сказать, что видеосаммит США и РФ был бессодержательным для Украины. США в координации с европейскими союзниками полны решимости и в состоянии удержать РФ от попытки новой военной агрессии. В случае деэскалации со стороны России возможна активизация дипломатических усилий по урегулированию вокруг ОРДЛО. Но новых западных санкций, которые бы подталкивали РФ идти на уступки в рамках дипломатического урегулирования, не будет. Считается, что достаточно уже существующих — их снимать никто не собирается.

Об адекватности представлений о политической действенности существующих санкций можно спорить. С одной стороны, нет признаков изменений политики Кремля в отношении оккупированных украинских территорий, наоборот, усиливается их поглощение РФ. Но с другой стороны, торопливая повторная российская эскалация, предпринятая в последние месяцы, говорит о том, что временной горизонт для удовлетворяющего Кремль решения ограничен. РФ торопится и, возможно, не в последнюю очередь вследствие действия санкций.

США в переговорах с РФ удерживают коридор возможностей для мирного решения Украиной проблем оккупированных территорий. Но за Украину решать эти проблемы, тем более решать быстро, США не будут. Базовый прогноз — новый круг переговоров, где США будут поддерживать Украину, но она должна будет проявлять собственную дипломатическую инициативу. Вряд ли такая инициатива должна быть ограничена российскими угрозами военного вторжения и российским видением минских соглашений.

Больше статей Алексея Ижака читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме