На прошлой неделе парламентарии поддержали законопроект, предусматривающий создание единственного следственного органа, к компетенции которого будут отнесены все финансовые (экономические) преступления в государстве. Официальное название этого органа публичной власти — Наконец (БЭБ). Разговоры в политических кругах о создании такого института ведутся уже не первый год. Фактически с 2016-го эта тема постоянно то возникала, то тонула в информационном потоке. На страницах ZN.UA мы также периодически писали о необходимости создания подобного органа.
Сначала речь шла о Службе финансовых расследований (СФР) при активном продвижении идеи со стороны тогдашнего министра финансов Александра Данилюка. В противовес этому «порошенковская рать», где ведущей была тогдашний руководитель профильного комитета Верховной Рады Нина Южанина, пыталась создать Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ). Заметим, что СФР больше отвечала требованиям времени и законодательству, чем НБФБ. Как обычно соратники Петра Алексеевича предлагали в очередной раз нарушить Конституцию Украины, наделив президента Украины полномочиями назначать руководителя этого следственного органа. Со временем, к избирательной гонке 2019 года, тема сошла на нет. Никто, кроме профильных экспертов, уже не вспоминал о необходимости создания СФР, НБФБ или какой-либо другой структуры со странной аббревиатурой — это сути не меняет. Следователи Нацполиции, СБУ или налоговой милиции продолжали «кошмарить» бизнес, создавая неблагоприятный инвестиционный климат в стране. Таких случаев, обнародованных публично, можно насчитать десятки, если не сотни.
Однако в ходе встреч с антикоррупционерами и экспертами в области уголовной юстиции тогда еще кандидат в президенты Владимир Зеленский брал на себя обязательство ликвидировать дублирующую подследственность СБУ, Нацполиции и налоговой милиции. Вместо этого пообещали создать новый следственный орган для расследования финансовых преступлений. Но руки у Зе!команды дошли до этого только в начале июля 2020 года, когда ее представители зарегистрировали в парламенте соответствующий законопроект. Состав инициаторов законодательного нововведения неоднозначен и неоднороден. Среди них представитель олигарха Коломойского Ольга Василевская-Смаглюк, известный юрист с весьма странной позицией Данило Гетманцев, бывший советник министра инфраструктуры Андрей Мотовиловец, экономист Марьян Заблоцкий, «рекламная» бизнесвумен Юлия Диденко и еще несколько неизвестных широким массам парламентариев.
Целью законопроекта инициаторы указали ликвидацию налоговой милиции, оптимизацию структуры и численности следственных органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере экономики, устранение дублирования их функций. Напомню, что недавно, как раз перед принятием упомянутого выше закона, общественная организация StateWatch подала иск в Окружной административный суд города Киева (ОАСК) с требованием ликвидировать налоговую милицию. Но этим организация, где я являюсь соучредителем, не ограничилась. Фактически мы пытались урегулировать моменты политической целесообразности при принятии решений о продолжении функционирования органа правопорядка (налоговой милиции. — А.Л.), который не имел для этого каких-либо оснований. И буквально через несколько дней после подачи нашего иска парламент принимает законопроект, которым реализуется то, чего мы требовали в иске.
Однако вернемся к принятому закону о БЭБ. Ключевое в этом документе касается создания органа публичной власти, который будет осуществлять деятельность в сфере предотвращения, предупреждения, выявления, прекращения, расследования и раскрытия преступлений, отнесенных законом к его подследственности. Вообще-то правильная цель и весьма четкий месседж — дублирования подследственности у разных органов больше не будет. Все сосредоточится исключительно в рамках расследований БЭБ.
Если говорить об основных положениях законопроекта, то по организационно-правовой форме Бюро станет центральным органом исполнительной власти, деятельность которого будет направлять и координировать Кабмин. При этом организационную структуру будет определять директор Бюро, а предельная численность работников всех подразделений составит 4 тысячи человек. Напомню, что количество налоговых милиционеров варьируется в пределах указанного числа «профессионалов». Но с учетом типичного подхода при создании новых органов публичной власти нагрузка на государственный бюджет лишь вырастет. Зарплаты сотрудников новых институтов значительно увеличиваются по сравнению с зарплатами их коллег в старых органах. Зачем руководству БЭБ такой грандиозный штат, остается неизвестным. Сложилось впечатление, что цифру взяли с потолка или… просто собираются инкорпорировать налоговых милиционеров в новообразованный следственный орган.
В свою очередь, на Банковой, наконец, поняли, что бесконечно нарушать Конституцию Украины не следует. Поэтому директора Бюро будет назначать Кабмин по представлению премьера после предложения конкурсной комиссии. Увольнять руководителя Бюро будет опять-таки правительство по представлению премьера. Хоть бы тут никто не ударился головой, «читая молитву» о политической целесообразности, вместо того чтобы ориентироваться на Конституцию.
Конкурсная комиссия, которая будет выбирать директора БЭБ, будет состоять из девяти человек — по три кандидатуры от Совета национальной безопасности и обороны, Верховной Рады, Кабмина. Эта комиссия станет полномочной в случае назначения шести человек. Принятые ею решения будут считаться таковыми при наличии не менее пяти голосов. Никаких международников или реальных представителей общественного сектора, по моему мнению, там не будет. Более того, для премьера создается широчайшая дискреция в виде отбора комиссией сразу трех кандидатов на должность директора. Именно такой список подается главе правительства, который будет выбирать из них одного человека и выносить его кандидатуру на утверждение Кабмина.
Также заинтересовало одно из оснований для увольнения директора БЭБ — это признание Кабмином его работы неудовлетворительной на основе отчета. Фактически это привязывает Бюро к Кабмину, где часть министров представляют не народ Украины, а отдельные финансово-промышленные группы (ФПГ) и олигархов. Как следствие, директор раз в год будет оказываться в подвешенном состоянии, когда нужно будет утвердить отчет о деятельности БЭБ. Это точно противоречит независимости и аполитичности нового следственного органа, в компетенции которого будут находиться все финансовые преступления, включая злоупотребления со стороны ФПГ и самых богатых украинцев.
И об участии «третьего сектора» в деятельности Бюро. Согласно закону, Совет общественного контроля будет состоять из 15 человек. Положение об их деятельности утверждает Кабмин. Пока что, после всего перечня созданных органов, высшее руководство государства старается отстранить активистов от какого-либо контроля над органами публичной власти, лишь создавая его иллюзию.
Что касается ликвидации налоговой милиции и непосредственной работы БЭБ, то материалы уголовного производства, которые станут подследственны Бюро, в течение двух месяцев со дня начала его деятельности должны вручить прокурору для дальнейшей передачи новообразованному органу. В свою очередь, материалы оперативно-розыскной деятельности (ОРД), проводимой налоговыми милиционерами, следует либо закрыть, либо открыть по ним уголовное производство. Открывать новые ОРД запрещено.
Теперь о важных нюансах, которые так порадовали представителей общественного сектора. Службу безопасности Украины, наконец, лишили права расследовать коррупционные преступления и уголовные правонарушения в сфере экономики, убрав соответствующие положения в законах Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О Службе безопасности Украины», «О национальной безопасности Украины», «Об общей структуре и численности СБУ», «Об оперативно-розыскной деятельности». Это действительно положительный момент. Но следует отметить, что СБУ нужно вообще трансформировать в классическую спецслужбу, сосредоточенную на контрразведке и борьбе с терроризмом. Уже не раз писали об этом на страницах нашего издания. Кроме того, предусмотренные законом об ОРД полномочия по преступлениям, подследственным в будущем БЭБ, предоставляются исключительно этому Бюро.
В целом этот шаг по принятию упомянутого законопроекта мы оцениваем в большей мере положительно, чем отрицательно. В конце концов, периодические «кордебалеты» СБУ, Нацполиции и налоговой милиции слишком «мощно» сказываются на бизнес-активности. В одном из последних меморандумов с Международным валютным фондом четко указано о необходимости создания такого следственного органа, как Бюро экономической безопасности. Но дело в другом, а именно: в имплементации норм принятого закона. Как можно было наблюдать, Банковая всегда пытается протянуть своего представителя на должность руководителя любого новообразованного органа. Допустили ошибку лишь в отношении директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника, с которым «искренне» боролись как члены команды Петра Порошенко, так и окружение нынешнего гаранта Конституции Владимира Зеленского. Первый и ключевой шаг, по которому можно будет оценить доброчестность офиса президента, будет касаться назначения членов конкурсной комиссии, которая будет выбирать главу БЭБ.
Зе!Команда, год поиграв в открытость и демократию, затянула на своей шее петлю консервативности в виде доверия исключительно «своим». Пусть этот человек не имеет профессиональных качеств (кейс с генпрокурором Венедиктовой), стратегического видения (случай с Национальным агентством по возвращению активов), а также возможностей для реализации поставленных целей (кейс с вечно временными руководителями ГБР, которые занимаются политической местью оппонентам Зеленского), лишь бы только прислушивался к Банковой и не играл в свою игру. Больше об этом и с аргументами мы уже писали. Именно такой подход проповедует ключевой «помощник» главы государства и одновременно руководитель офиса президента Андрей Ермак. Роль Александра Матросова, своей мощной фигурой прикрывающего «дзот» Владимира Зеленского от критики, играя роль молниеотвода. Об этом также упоминалось не раз. Однако такой подход никак не сказывается на процессе реформирования уголовной юстиции. Даже больше, фактически тормозит его.
В целом следует заметить, что все перечисленные политические процессы не сказываются положительно на качестве работы органов публичной власти, которые должны расследовать те или иные преступления. Наоборот, нежелание или прямой умысел в блокировании расследований по резонансным делам, включая коррупционные кейсы, подталкивают к мысли, что руководство БЭБ должно обязательно быть лояльным к Зе!Команде. Здесь не буду уже упоминать об отсутствии какого-либо движения в реформировании судебной ветви власти, где почему-то ключевую роль играет суд первой инстанции под названием Окружной административный суд города Киева, руководство которого детективы Национального антикоррупционного бюро Украины подозревают в преступлениях по захвату власти с помощью неконституционных механизмов. ОАСК используют для блокирования расследований НАБУ и удовлетворения «политических» прихотей Банковой. Но об этом в деталях в другой раз.
Кроме этого, реформирования следственных органов и прокуратуры фактически нет. Так называемые попытки Зе-реформ являются лишь шпателем — инструментом, которым стараются подмазать «правоохранительный фасад» вместо полноценного капитального ремонта всего здания под названием «институт криминальной юстиции».
Потому что, по моему субъективному мнению, голосование за создание БЭБ никоим образом не приблизило нас к качественному функционированию следственных органов в контексте расследования финансовых преступлений. Если будут назначены подконтрольные лица в конкурсную комиссию, которая будет выбирать директора, в дальнейшем любая борьба за аполитичность БЭБ будет напоминать «игру с нулевой суммой». Но этот процесс будет касаться только западных партнеров и общественности. Банковая, назначив своих представителей через СНБО, Кабмин и Верховную Раду, будет протаскивать «своего на 200%» директора Бюро. Затем будут созданы конкурсные комиссии по приказу подконтрольного директора Бюро для отбора «нужных» следователей и государственных служащих в центральный аппарат и территориальные управления. Такую историю я наблюдал в 2018 году, когда запускали Государственное бюро расследований. Там и фейковые конкурсы в территориальные управления, и отбор в «подконтрольных» помещениях, и подобные злоупотребления. Напомню, создание ГБР продолжалось фактически четыре года после принятия профильного закона. Поэтому нет сомнений в подобном тренде в ближайшем будущем. Бюро экономической безопасности могут юридически создать в 2021 году. Но фактически оно если и заработает, то не раньше середины 2022-го. А возможно, и позже.
Поэтому с первых дней процесса отбора потенциальных кандидатов в конкурсную комиссию, которая будет выбирать директора БЭБ, надо его контролировать. Проигрыш этого поединка сделает почти невозможной победу в войне за создание аполитичного, независимого и эффективного в расследованиях финансовых (экономических) преступлений органа. Затем в случае избрания подконтрольного главы бюро это будет напоминать желание физкультурника-любителя догнать на марафонской дистанции спортсмена-профессионала, отпустив его на несколько минут вперед уже в начале 42-километрового челенджа.
Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.