Очередная сессия парламента, которая откроется завтра, может стать решающей для переформатирования власти в столице. И здесь речь не об эмоциях, которыми грешит президент Зеленский по отношению к своему политическому оппоненту Виталию Кличко, пугая его то «своей вертикалью», то назначением своего главы КГГА. Речь о принятии нового закона о столице, который расставит точки над «і» в многолетней эпопее противостояния столичных мэров и украинских президентов.
Почему Зеленский не пойдет на назначение главы КГГА до принятия закона о столице? Кто и зачем раскачивает медийную лодку противостояния Киева и Банковой? Какого решения Конституционного суда ждет Кличко, играя на опережение? Будет ли он блокировать изменение столичного законодательства и зачем ему это нужно? Почему принятый в первом чтении закон о столице Ткаченко/Гурина лучше провалить и подать новый? Какие полномочия получит префект/глава КГГА и станет ли он удавкой на шее мэра столицы? Кому он будет подчиняться — президенту или премьеру? Когда может быть назначен новый глава КГГА, если закон о столице будет принят уже этой осенью?
Эти вопросы мы задали главе профильного парламентского подкомитета Виталию Безгину. И получили достаточно откровенные ответы.
О рейтинге Кличко, эмоциях президента и условии Меркель
— Виталий, мэр Киева для президента — вопрос национальной безопасности?
— Я думаю, что мэр Киева для президента — это прежде всего разваленная инфраструктура столицы. Вот мне, например, стыдно, что улица Героев Сталинграда в городе с бюджетом в 2 миллиарда евро делается в рамках программы «Большое строительство». Более того, президента точно достало, что его конституционная административная вертикаль — я имею в виду глав ОГА, статус которых соотносится с главой КГГА, — в столице обрывается. У мэра в Киеве абсолютная власть, что — нонсенс для системы управления любой европейской страны. Сегодня ни у президента, ни у Кабмина нет реального рычага влияния на Киев.
— Зато есть силовики. Причем достаточно заряженные. В рамках второй наступательной волны уже вручен ряд подозрений работникам КП столицы.
— Система работает так, что глава столичной администрации, он же — киевский городской голова, осуществляет координацию местных силовых структур. Поэтому я не стал бы утверждать, что силовики в Киеве являются рычагом исключительно центральной власти.
— Ну, было бы странно, если бы наши наученные силовики не просчитывали риски на случай, если следующим президентом станет Кличко. Поэтому действительно трудно понять, копают они или делают вид, пуская информационные волны. Но ведь это не снимает тени с действующего президента за его, скажем так, слишком эмоциональное отношение к политическому оппоненту.
— Чем обусловлены активные или неактивные действия силовиков, наверное, лучше спрашивать у них. А вот медийная история о противостоянии якобы вокруг потенциального президентства Кличко — абсурд. Национальный рейтинг Виталия Владимировича на уровне погрешности выборки — 3%. Более того, выгодоприобретатель в случае и с силовиками, и с любыми волнами в медиа — исключительно мэр столицы. Раскручивая тему, Кличко банально пытается вернуться во всеукраинскую политическую адженду, а заодно — подкачать себе рейтинг.
— У мэра Киева второй после президента рейтинг доверия. И это батут для того, чтобы оттолкнуться и впрыгнуть в избирательную кампанию.
— Мэр любой столицы априори политик, который может оттолкнуться и прыгнуть: Киев — это 10% избирателей, как-никак. Поэтому, имея поддержку в столице, Кличко, безусловно, можно попробовать быть оппонентом действующему президенту.
— Но пока Кличко вынужден лишь отвечать на «мелкие» пакости президента. От — сорвать Украинский муниципальный форум АГУ, когда президент демонстративно игнорирует приглашение Кличко, а его клерки рассылают приглашенным европейским партнерам письма с предложением идти на альтернативный форум Банковой «Украина—30. Децентрализация», который зачем-то переносят на тот же день, до — не пустить Кличко в аэропорт встречать Меркель.
— О письмах впервые слышу, а ситуация с форумом АГУ получилась действительно забавная. На самом деле президентская платформа должна была проходить на неделю раньше. Но, во-первых, в тот момент была командировка у президента, во-вторых, насколько я знаю, болел Кирилл Тимошенко. Тем не менее, если посмотреть на участников муниципального форума, то там было большое количество депутатов из нашего комитета.
— Ага, в прекрасных совковых традициях мэры и депутаты, как Фигаро, неслись с одного мероприятия на другое, пытаясь угодить обоим политическим оппонентам.
— Никакого противостояния между АГУ и центральной властью нет. И я за себя отдельно могу сказать, что у нас нормальное взаимодействие. Хотя иногда мы, конечно, идеологические оппоненты. В вопросах, связанных с системой управления столицей в том числе. Но, опять же, здесь гораздо больше раскачивают СМИ.
— Вы сейчас говорите с одним из авторов «раскачивания». Но, Виталий, вы же прекрасно знаете, насколько наше издание далеко от желания повысить рейтинг Кличко. Как, впрочем, и от того, чтобы позволить расчищать дорогу на второй срок Зеленскому за счет политического уничтожения мэра столицы, какую бы фамилию он ни носил.
— А когда Виталий Владимирович выходит в прямой эфир и называет действующую власть «потомки Януковича», «Попов 2.0» и несет весь этот бред? Это «мелкая» пакость, по-вашему, или не очень? А потом с их же стороны начинается раскачка по поводу того, что министр громад и территорий Алексей Чернышов будет назначен главой КГГА. Вы помните, как накануне заседания СНБО все СМИ муссировали информацию о том, что «в пятницу Кличко лишат должности главы КГГА». Чернышову даже пришлось сообщение написать о том, что никто ему ничего такого не предлагал, и ни на никакую должность в КГГА он не идет.
— Источники ZN.UA на Банковой подтверждали, что власть допускает такой сценарий. Однако есть версия, что именно не встреченная Кличко Меркель намекнула президенту, что трюк с КГГА не вызовет хорошей реакции международных партнеров.
— Наступила пятница и ничего такого не произошло. Виталий Владимирович не пошел на заседание СНБО, а съездил себе в Чернигов. Который, оказывается, очень далеко от Киева. Повторюсь, что ничего, кроме медийной раскачки, под этим нет.
— Публичные заявления президента о том, что вертикаль глав администраций, в том числе и столицы, это "абсолютно моя вертикаль" тоже медийная раскачка?
— Я убежден, что даже сейчас по действующему законодательству у президента есть полномочия по представлению Кабмина сменить главу КГГА и это будет законное решение. Кто бы что ни говорил — 118 статья Конституции действует. Точка.
— Виталий, а вот честно, насколько вам сейчас комфортно ретранслировать политическую позицию Банковой? Вы ведь два года возглавляете подкомитет, который активно и небезуспешно двигает децентрализацию. И не мне вам рассказывать о том, что ограничение абсолютной власти мэра Киева — неважно, с какой фамилией — логично ложится в контекст реформы и требует не стыдного эмоционального политического решения президента, а всего лишь нового закона о столице.
— Дело в том, что и политическая позиция президента сегодня стопроцентно ложится в контекст децентрализации. Сейчас действительно прекрасный момент, чтобы в русле реформы усовершенствовать законодательство. Если нам это удастся, то и политический, и управленческий конфликт будут сняты. И тогда, точно, европейские партнеры нам только поаплодируют. Все, что нужно сделать законодательными изменениями, — это вернуть Киеву местное самоуправление, убрав дуализм главы КГГА.
— Только давайте уточним, что даже если у президента есть право назначить нового главу КГГА (мы публиковали разные мнения экспертов на этот счет), он все равно не может сделать это без нового закона. Иначе он заберет у мэра как представителя местного самоуправления главный инструмент власти — исполком.
— Копья на счет системы управления Киевом ломаются последние 20 лет. Поэтому, да, сначала надо менять закон о столице, а потом — все остальное. В столице должен быть исполком, которым руководит мэр, и КГГА как префектура, глава которой занимается координацией и контролем. Иначе — хаос. Кличко уже сейчас заявляет, что в случае назначения нового главы КГГА, Киеврада создаст свой исполком. Что опять-таки, нарушение Конституции.
— Не факт. В представлении КСУ, которое поддерживающие Кличко депутаты подали еще в 2019-м году, — во время атаки на него Богдана/Ткаченко — первым вопросом идет отнюдь не законность назначения президентом своим указом главы администрации, а право Киеврады образовывать свой исполнительный орган не в структуре КГГА.
— Да, Кличко играет на опережение. Однако, по моему убеждению, Конституция прямо говорит, кто создает исполнительный орган при отсутствии разграничения полномочий — глава КГГА. Но, опять же, только КСУ имеет право толковать. Тем не менее, я думаю, что мы выйдем из этого хаоса с новым законом о столице — а он уже принят ВР в первом чтении — и обойдемся без помощи КСУ.
О законопроекте Ткаченко/Гурина, «хромой утке» и блокировании реформы Кличко
— Тогда цитата: «Во-первых, этот законопроект действительно не идеален. И туда, помимо разведения полномочий мэра и главы администрации, втиснули много норм с прямыми коррупционными рисками. Дорабатывать его ко второму чтению бесполезно. Голоса под него может искать только сам автор». Так сказал Виталий Безгин в интервью ZN.UA почти год назад. Более того, вы были автором базового законопроекта № 2143, который и перебил альтернативный законопроект Ткаченко/Гурина № 2143-3. Так что прикажете делать с вашей цитатой?
— С цитатой? Работать! Безусловно, если бы в первом чтении был поддержан законопроект №2143, наработанный экспертами, в том числе Юрием Ганущаком, у нас не было бы сейчас этой проблемы. Мы бы уже имели разграниченные полномочия и префектуру под названием КГГА.
Законопроект же Ткаченко/Гурина является непригодным и может только увеличить количество проблем в системе управления столицей. Далее действительно возникает вопрос: что делать?
Отозвать законопроект невозможно, так как комитет уже рекомендовал его ко второму чтению. Дискутируется вариант о подаче нового законопроекта с другим названием — об особенностях самоуправления в столице. Однако, по моему убеждению, это авантюра на грани конституционности.
— Насколько я знаю, эту авантюру в сложившейся критической ситуации вам предлагают профильный замминистра Вячеслав Негода и автор базового законопроекта №2143 Юрий Ганущак.
— Дискуссия на этот счет продолжается, но я считаю, что этот путь политически более рискованный, нежели тот, который предлагаю я: попробовать на площадке комитета переписать 2143-3, превратив его практически в 2143.
— А так можно по процедуре? И этический момент — я не думаю, что пан Гурин будет молчать.
— Тогда нам придется вернуться к вопросу о том, как «этично» снесли базовый законопроект №2143. Поэтому давайте этику оставим в покое.
С точки зрения процедуры, переписать 2143-3 на основании многочисленных замечаний ГНЭУ и юридического управления ВР вполне возможно. Но вопрос в том, можно ли за счет тех девяти сотен поправок, которые уже поданы, слепить что-то, что позволит модели функционировать? Сейчас мы занимаемся анализом этого.
Есть еще вариант, о котором можно говорить: вынести 2143-3 в зал и сознательно его провалить, чтобы расчистить дорогу для регистрации нового законопроекта о столице. Однако политически это будет выглядеть очень плохо. Поэтому сейчас в приоритете изменение 2343-3 в формате открытой рабочей группы комитета. Был бы рад видеть там Виталия Кличко.
— Но зачем лепить «хромую утку», если можно сделать нормальный законопроект и его подать? Мы же сейчас с вами не о политическом лице говорим, а о системе управления столицей, которую вы хотите изменить. Государственные деятели не боятся потерять в рейтинге.
— Судить о том, насколько это будет хромая утка, можно будет только после редакции, готовой к голосованию. А теперь попробую сыграть в Вангу: допустим, проваливаем 2143-3, регистрируем новый законопроект со стандартной моделью 19-го года, где к нему — внимание! — с подачи того же Виталия Владимировича начинают регистрироваться альтернативные законопроекты. Какой-то законопроект, наиболее адекватный из них, даже проходит первое чтение. А дальше мы заходим в поправочный спам, тысячи поправок, чтобы просто заблокировать процесс. Ситуация замораживается еще на год. Здесь очень серьезные политические риски. Которые, кстати, относятся и к варианту, предлагаемому Негодой/Ганущаком.
— А почему вы считаете, что Кличко обязательно заблокирует новый законопроект? И что в парламенте столько лоббистов от Кличко?
— Для того чтобы заблокировать законопроект, достаточно иметь 10 человек. К законопроекту о местных государственных администрация (МГА) 2000 правок, из которых 900 — одного автора. Нет проблемы взять 10 депутатов, которые подадут по 100 поправок. Тем более что я не вижу со стороны киевской власти желания реально, а не декларативно, менять законодательство.
— Поясните.
— Столичный городской голова — он же глава КГГА. Без изменений в законодательство он всегда будет опираться на спорное решение КСУ 2003 года и любые попытки сменить главу КГГА толковать как политическое давление. И таким образом увеличивать свои электоральные рейтинги, формируя из себя образ главного оппонента президента. Что, собственно, и делали все столичные мэры. Если же на уровне закона развести полномочия, то мэру уже никак нельзя выйти на пресс-конференцию и сказать: виновата центральная власть. Потому что Киев получит всю полноту местного самоуправления, а значит и ответственности за инфраструктурный беспорядок. А это потеря рейтингов. Поэтому я не думаю, что Киев является, скажем так, потенциальным политическим выгодоприобретателем принятия закона о столице.
— Вы считаете Кличко циником или дурачком?
— Я его считаю опытным политиком.
— То есть вы хотите сказать, что Кличко будет вот так тупо блокировать на уровне столицы реформу, которую сам продвигает, будучи главой Ассоциации городов Украины?
— Ну, во-первых, я не говорил, что тупо будет блокировать. Я сказал, что я не вижу для Киева сейчас политической выгоды в этом. Хотя предпочел бы в этом ошибаться. И здесь речь не о цинизме или недостатке компетенции, а о банальном политическом прагматизме. Вы совершенно правы, что с точки зрения здравого смысла, а также в целях сохранения своего лица перед западными партнерами, Виталий Владимирович должен поддерживать закон о столице. Но мы помним историю с законопроектом №2143, когда через пана Алексеева (некогда — президента официального фан-клуба братьев Кличко. — И.В.) был зарегистрирован альтернативный законопроект. Где автор предложил вообще ликвидировать КГГА, а значит, какой-бы то ни было надзор за Киевом со стороны государства.
— Но год назад еще не были приняты ключевые законы, касающиеся децентрализации. А сегодня у вас готов ко второму чтению закон о МГА, который после передачи полномочий и финансов громадам посредством введения института префектов включит механизм ответственности в громадах по всей стране. И Киев не может быть исключением.
— Безусловно, за год ситуация изменилась. Но тут такой непростой баланс, о котором мы в течение всего интервью говорим: государственная позиция или политическая.
О разделении полномочий, возможностях префекта и гарантиях его честности
— Какой бы вариант в итоге вы ни избрали, в числе ключевых и дискуссионных опций закона о столице — разделение полномочий между местным самоуправлением и государством (мэром и главой КГГА/префектом), плюс — глубина и границы контроля префекта.
— Киев должен входить в общую систему государственного надзора. Поэтому в закон о столице ляжет калька согласованного со всеми стейкхолдерами закона № 4298 о местных государственных администрациях. Киев получит исполком, которым будет руководить мэр и который займется вопросами местного самоуправления, а глава КГГА/префект — рычаги надзора и полномочия по координации территориальных органов государственной власти (полиция, соцзащита и прочее). Все это тоже копипаст из закона о МГА, хотя некоторые положения еще дискутируются.
— Помимо разделения полномочий между государством и городом, в Киеве должно состояться разделение полномочий между городом и районами. В части 60 миллиардного бюджета в том числе.
— Бюджетный вопрос внутри столицы до сих пор дискуссионный. Тем не менее, с точки государственного бюджета, деньги должны приходить в Киев, а уже в дальнейшем Киеврада — распределяет их районам. Не думаю, что здесь основа злоупотреблений. Депутаты избираются в районах, поэтому априори должны быть заинтересованы в том, чтобы на этот уровень выделялись достаточные средства. Для меня острее стоит вопрос о районных радах. Если принимать во внимание действующее законодательство, то решение об их создании принимает Киеврада. И районных рад, как известно, в столице нет.
— Всегда интереснее откусывать от целого пирога, нежели от уже покроенного.
— Этот момент надо выписывать очень четко. Мы неоднократно поднимали вопрос о качестве районирования в Киеве, и будем искать новую модель. В том числе и с точки зрения разграничения полномочий внутри столицы.
— Как сделать так, чтобы префекты, а в Киеве — глава КГГА, не стали политической дубиной центральной власти? У мэров абсолютно конкретный страх, что вертикаль может быть использована в качестве укрепления влияния президента перед выборами.
— Президент не делал никаких заявлений по поводу второго срока. Однако ваш вопрос поставлен справедливо по отношению к институции. С одной стороны, за годы децентрализации, когда полномочия и ресурсы ушли в громады, а механизм ответственности не включился (нет даже прокурорского надзора), на местах привыкли к полной бесконтрольности. С другой стороны, у нас существует искаженное восприятие государственной вертикали власти. Ее называют президентской. Но президент — гарант Конституции, то есть он и олицетворяет собой государство. К этому просто надо психологически нормально относиться. Отделять личность от институции.
— Давайте не будем забывать, что все годы независимости сами президенты путали эти понятия, пользуя губернаторов и административный ресурс на любых выборах. Да и по поводу того, кому в итоге должен подчиняться префект — президенту или премьеру — есть вопросы.
— Гарантии — в невмешательстве центра в полномочия местного самоуправления. В процессе работы над законопроектом о МГА у мэров были сомнения по поводу реакции префекта на акты местного самоуправления. Звучали реплики о том, что государственная вертикаль может реагировать исключительно на жалобы. Но в ходе непростой дискуссии нам удалось убедить городских голов, что тем самым они ослабляют сами себя. Поэтому мне трудно сказать, вокруг чего еще может продолжаться дискуссия, если она будет иметь профессиональный, а не политический характер.
— Можно немного подробнее по актам местного самоуправления? Важно понимать, насколько префект/глава КГГА будет держать руку на пульсе (а ваши критики говорят — на горле) местной власти.
— Мы убрали модель, которую критиковали, в том числе западные партнеры, о принятии префектом решения относительно конституционности актов местного самоуправления в контексте его остановки. Оставили этот механизм только в аспекте территориальной целостности. Здесь префект без всяких писем-обращений останавливает акт. Что касается всех остальных, то после ряда процедур (местная власть всегда может согласовать спорный акт с префектом до голосования в раде, или отреагировать на его последующее предписание уже после голосования), префект по сокращенной процедуре может оспорить принятый радой акт в суде.
— Честный префект поможет жителям громады отстаивать нарушенные местной властью права в суде, — у институции всегда больше ресурса и возможности добиться справедливости. Нечестный: вступить в сговор либо с местной властью — сидеть и чесать лысину за откаты, либо с президентом — кошмарить муниципалитет в суде протестами. Здесь какие предохранители?
— С одной стороны, никуда не делась норма о недоверии со стороны выборного органа — областной или районной рады. Если префект занимается беспределом, он теряет легитимность в глазах местной власти. Мы очень четко выписываем процедуру: недоверие двумя третями голосов равно отставке. Плюс, если префект оспаривает какой-то акт местной власти в суде, последняя — вправе себя защищать и идти в апелляцию.
С другой стороны, префект может быть снят центральной властью. Если он, к примеру, систематически проигрывает обжалования актов местной рады в суде. Особенно если это касается территориальной целостности. Значит здесь с его стороны некомпетентность или предвзятость.
— Думаю, что по недоверию рады у вас будут дискуссии в зале, — здесь уже удавка накинута на префекта. Даже с хорошо выписанной процедурой. На самом деле местные власти давно привыкли жить в ручном режиме — договариваться с полицией, прокурором, СБУшником… У них все и давно схвачено. Под глянцем поддержки децентрализации, достаточно большое количество лоббистов может саботировать ее надзорную часть. Чего вы ожидаете в зале?
— Модель законопроекта о МГА согласована с ассоциациями громад, в том числе и с АГУ. Чем больше регламентаций выписано на уровне закона, тем меньше возможностей злоупотреблять на уровне центральной власти. По поводу того, будут ли сбивать законопроект? Я надеюсь, что мы не зря три месяца искали консенсус во всех вопросах. Да, гарантий нет. Сейчас это, скорее, джентльменское соглашение. Но если в зале что-то пойдет не так, то это будет поводом для перезагрузки отношений нашего комитета, в частности с Ассоциацией городов Украины. Только так могу сказать.
Об изменениях в Конституцию, подчиненности префекта и дате назначения главы КГГА
— Без внесения изменений в Конституцию, под губернатором, превратившимся в префекта, остается исполком. Что — плохо. Однако на уровне района и Киева может получиться полноценный префект. Я правильно поняла?
— Да. У районной рады де-факто нет полномочий. Поэтому в случае принятия законов о МГА и столице, на уровне РГА и КГГА мы фактически создаем полноценную префектуру.
— Закон о МГА, закон о столице, внесение изменений в Конституцию. Какие понадобятся сроки, чтобы закрыть гештальт децентрализации?
— Закон о МГА будет готов ко второму чтению в зале 1 октября. Далее только вопрос попадания в повестку дня. Что касается закона о столице, то я очень надеюсь, что мы в течение ближайших недель найдем общие позиции, в том числе с профильным министерством, каким путем мы пойдем.
В отношении изменений в Конституцию, то здесь я руководствуюсь исключительно политической логикой. Если мы хотим реально побороться за принятие изменений в Конституцию во время этого созыва Верховной Рады, то президенту необходимо внести проект до конца года.
— Если до конца года законы будут приняты, где вы возьмете сто честных и компетентных префектов?
— Мы закладываем два года переходного периода для того, чтобы сформировать кадровый резерв. То есть надо понимать, что принятие нового законопроекта о МГА не равно автоматическому освобождению от должностей нынешних глав райадминистраций.
— Но это не касается Киева.
— Не касается. Как только будет принят новый закон о столице, сразу появится опция для назначения главы КГГА, то есть — киевского префекта. И ее вполне реально закрыть уже в начале 2022-го года. Вопрос исключительно в персоналии. Это должен быть профессионально сильный человек, причем со стержнем.
— И что это может быть за человек? И вообще, насколько Банковая посвящена в планы комитета? А то пока мы тут о высоком разговариваем, в ОПУ вполне могут обсуждать декларацию Ткаченко на главу КГГА. Кстати, единственную поданную. По информации наших источников в ОПУ, если оппоненты действующего министра культуры найдут голоса на его отставку, то президенту срочно может понадобиться запасное кресло. Возвращение Ткаченко на «плюсы» для Зеленского крайне нежелательно.
— По поводу вашей версии о возможной отставке и трудоустройстве Ткаченко, ничего не скажу. Решение же о назначении в любом случае будет принимать президент по представлению правительства. Очевидно, что это должен быть человек, имеющий серьезный опыт работы на государственной службе. Лично я не вижу таких среди медийных политиков, министров и даже народных депутатов. А вот где-то в ОГА, возможно, такие и есть.
— Подчиненность префекта.
— Мы не решили проблему дуализма. У префекта, как ни крути, две зоны ответственности: координация территориальных органов центральной власти (правительственная вертикаль), плюс вопросы защиты территориальной целостности и государственной безопасности (президент). И я не вижу, как иначе можно решить эту проблему в рамках парламентско-президентской республики. Вот во Франции нет дуализма, там президентская республика с четкой вертикалью. Но если у кого есть другая крутая модель, я был бы рад принять рекомендации этого человека.
— Но знакомые вам эксперты и мэры считают, что никого дуализма нет. Префект не подчинен президенту, а находится в системе обратной связи с ним. То есть информирует его о том, что делается на территории района, а также о деятельности тех органов, которые непосредственно отвечают за госбезопасность и территориальную целостность. Поэтому префект — полностью в подчинении Кабмина. Более того, такая схема нужна самому президенту. Для того чтобы окружение не пыталось держать его в теплой ванне. Поскольку независимый от него напрямую, но очень информированный префект всегда будет глотком свежего воздуха для гаранта Конституции.
— Профессиональный префект всегда будет глотком свежего воздуха и для президента, и для государственной вертикали, и для Украины как таковой. Что же касается его абсолютного выведения в зону ответственности перед Кабмином, то мне не ясно, как это можно реализовать при наличии у префекта функции по реагированию на угрозы территориальной целостности и Конституции. Для реализации такой модели изменения в Основной Закон должны коснуться V раздела Конституции, а не только статей о местном самоуправлении и административно-территориальном устройстве.
— И все таки насколько вас торопит/не торопит с принятием закона о столице Банковая?
— Я не могу сказать, что сейчас происходит тесная коммуникация с Банковой по этому поводу. Однако мяч всегда на половине поля министерства и комитета.
Если мы скажем, окей, чуваки, мы нашли путь и согласовали модель, как можно вопреки обстоятельствам, опубликованным в законопроекте №2143-3, решить вопрос с системой управления Киева и законом отмежеваться от политики, то ОПУ нас 100 процентов поддержит. Потому что в этом случае сработает только взаимодействие всех ветвей власти.
— Возможная отставка главы парламента Дмитрия Разумкова и предстоящая спикериада повлияет на сроки принятия законопроектов?
— Мне кажется, что активные слухи о возможной отставке спикера являются исключительно слухами, которые могут быть выгодными различным политическим игрокам. Парламент заходит в новый политический сезон с тем же главой, что и два предыдущих года. Не считаю, что персоналия спикера влияет на скорость прохождения через Раду законопроектов, которые касаются децентрализации.
Все статьи и интервью Инны Ведерниковой читайте тут.