Если одной фразой охарактеризовать итоги коллегии Государственной налоговой администрации, посвященной итогам 1998 года и задачам на 1999-й, то она будет звучать так: «Официальный, т.е. платящий налоги, сектор экономики как источник бюджетных поступлений деградировал настолько, что более не может обеспечивать даже скромное существование государства по имени Украина». Факт присутствия на заседании Президента Л.Кучмы косвенно подтвердил это печальное обстоятельство.
Общий фискальный пейзаж
Его, естественно, нарисовал председатель ГНА Николай Азаров. Центральный элемент картины - задолженность по налогам, которая в минувшем году выросла в 4,3 раза и достигла почти 10 млрд. грн. За ноябрь-декабрь ГНА удалось сократить ее на 1,3 млрд., но затем рост возобновился. При этом происходит практически полная натурализация деятельности предприятий. В денежной форме находятся лишь 1,6% всех оборотных средств, а на расчетных счетах на 1.01.1999 года значилась сумма в 2,4 млрд. грн., практически не изменившись с 1996 года (2,3 млрд.). Но ведь инфляция обесценила за эти годы гривню примерно в 1,6 раза! Вот и получается, что общая сумма средств, полученных в 1998 году за отгруженную продукцию и выполненные услуги, в 1,3 раза меньше той, которая необходима для выплаты зарплаты, налогов и сборов.
Кризис, по мнению председателя ГНА, усугубляется деятельностью Верховной Рады. Установив двухлетний мораторий на выплату сельхозналогов и одновременно заблокировав предложенный Президентом их фиксированный вариант, она только Пенсионный фонд лишила примерно 400 млн. грн. Что уж говорить о бюджете...
В течение 1998 года ВР были внесены изменения в налоговое законодательство, изъявшие из бюджета 3,2 млрд. грн. (по сообщению Марины Вишневской, возглавляющей налоговую службу Харьковской области, объем поступлений в 2,4 раза ниже, чем объем предоставленных льгот). При обсуждении бюджета-99 подобные решения «стоили» 1,9 млрд. Самыми крупными «достижениями» депутатов Азаров считает потери из-за явно заниженных акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты, которые он оценил в 1,5 млрд. грн. (г-жа Вишневская привела такой пример: как только с парфюмеров сняли акцизные сборы, они стали разливать водку). А ведь год еще впереди! Вот к чему приводит ситуация, когда парламент не отвечает за деятельность правительства и может себе позволять «голый» популизм вкупе с лоббизмом.
Весьма неблагополучно обстоят дела в валютной сфере. Хотя в 1998 году невозврат валюты из-за рубежа сократился, он все еще составляет солидную цифру - $300 млн. И в этой ситуации ВР уже третий год не рассматривает проект нового закона о валютном регулировании. ГНА разработала проект соответствующего указа, который пришлось четыре месяца проталкивать через Кабмин, пока он наконец не оказался в администрации Президента. Но еще, как говорится, «не вечер», ибо слишком мощные силы противостоят декриминализации сферы, приносящей огромные прибыли. Так, после установления контроля ГНА на УМВБ ежедневный биржевой спрос на валюту упал со $120 млн. до $20 млн. А когда под контроль попали обменные пункты, налоговые платежи выросли в декабре с обычных 300 тыс. грн. до 55 млн.(!). Стало быть, под занавес года населением было куплено и продано валюты на 5,5 млрд. грн.
Да и вообще к НБУ и возглавляемой им банковской системе у г-на Азарова серьезные претензии. Прежде всего, считает он, в стране явно недостаточно дензнаков для обеспечения нормального хозяйственного оборота. Несмотря на достигнутое с НБУ соглашение, комбанки своевременно не представляют сведения о движении средств у налогоплательщиков. А ведь ныне каждый третий плательщик налога на прибыль и четвертый - НДС вовремя не сдают платежные поручения в банки при наличии у них на счетах денежных средств. В прошлом году НБУ было передано свыше 2 тыс. «докладных» о нарушениях банками функций агентов валютного контроля - реакции, по словам Николая Яновича, никакой. Плохо проверяют комбанки и местные налоговые службы: при перепроверке центральной службой ГНА суммы изъятий часто возрастают на порядок.
Что же касается вызывавшего прошлой весной сильные волнения в СМИ указа Президента о взимании у должников налогового залога в виде движимого имущества, то аппетит налоговиков оказался выше возможностей их проглотить. Отчитавшись об изъятии имущества на 9 млрд. грн., реализовали его всего на десятку-другую миллионов. В Крыму продано менее 1% «добычи», в Киеве - 2,1, в Харьковской области - 2,5, в Днепропетровской - 4,9 и т.д. Заметную роль в подобной «минимизации» сыграло, видимо, близкое к «обездоленным» влиятельное лобби: недавно в ГНА был передан законопроект от имени депутатов А.Кинаха, С.Гавриша и др. о запрете этого вида налоговых изъятий.
В 1999 году коллектив ГНА обязан мобилизовать в бюджет 26,3 млрд. грн., что на 5,2 млрд. больше, чем в 1998-м. «Это - чрезвычайно тяжелая задача», - заявил Николай Азаров. Но кроме улучшения законодательства, обновления парка компьютерного оборудования и создания единой информационной службы ГНА-НБУ-Гостаможня, он, увы, не решился назвать, пожалуй, решающую причину грядущей «тяжести».
Экономика, которая «в бегах»
Известно, что безналоговые (теневой и натуральный) секторы экономики производят примерно 65% официального ВВП. Выходит, поставленная в программе «Украина-2010» задача удвоить ВВП на конец прогнозного периода может быть почти решена путем детенизации и денатурализации. Вероятно, вдохновленные этой перспективой, любой из выступавших на коллегии либо призывал к этому великому свершению, либо приводил уйму показательных примеров.
Призывал, как всегда, Леонид Кучма. Чтобы вывести экономику из тени, нужно немедленно упростить налоговый механизм. Ибо огромное количество налогов и сборов, которое изобрели всевозможные органы (свыше 100), и не меньшее число внесенных изменений и дополнений в действующий порядок изъятия денежных средств не только доводят рядового бухгалтера до умопомрачения, но и создают массу возможностей для злоупотреблений. И инициатором этого процесса должна, по примеру России, выступить налоговая служба. Первый шаг - снизить НДС до российского значения 15%, иначе резко упадет конкурентоспособность отечественных товаров на тамошнем рынке. Второй шаг - научиться, как и за рубежом, выявлять непрямые доходы. Однако депутаты начинают терзать каждый указ при том, что под сукном ВР лежат порядка 300 экономических законопроектов. Таким образом, произошло своеобразное разделение труда: теневые структуры покупают все на корню, а депутаты - проваливают все нововведения.
В 1998 году, по словам Азарова, выявлено 2700 фиктивных фирм, с помощью которых производились всевозможные противозаконные акции. При ряде комбанков (например, «Банкирском доме») были организованы подпольные конвертационные центры, замыкающиеся на фиктивные фирмы. Они раскрыты в Киеве, Одесской, Сумской и других областях. На их счетах заблокировано более 30 млн. грн., взыскать которые нет возможности, ибо понятие «фиктивный хозсубъект» в налоговом законодательстве отсутствует. К примеру, одна из фирм, зарегистрированная на умершего человека, пыталась перечислить за рубеж $70 млн. Таким образом, раскрытие двух солидных фиктивных компаний вполне способно компенсировать очередной транш займа МВФ в $157 млн.
Но еще больше «химичат» на внешне пристойных предприятиях. По данным председателя ГНА в Сумской области Виталия Бойченко, у них обнаружена масса ложных убыточных производств, где прибыль, в частности, скрывают путем завышения валовых расходов. Приходится устраивать постоянные посты. Впрочем, Президент обратил внимание г-на Бойченко на то, что в области есть целый ряд коммерческих нефтегазовых структур, не платящих налоги. Но поскольку трудятся они «под эгидой» облгосадминистрации, ГНА обходит их за версту.
Ну а в Крыму, доложил начальник республиканского управления налоговой милиции Владимир Хоменко, теневые метастазы поразили всю экономику. Особенно болезненны они в курортном секторе, где из-за криминализации посреднических фирм цены на путевки вздуты до небес. Леонид Данилович по этому поводу заметил: если бы депутаты платили за путевки в своих многочисленных санаториях на все сто, то и законы бы приняли соответствующие.
По мнению главы ГНА, более всего теневая криминальная деятельность развита на рынках спирта и табачных изделий, нефтегаза и электроэнергии, в АПК, металлургии, сфере финансов. Последняя афера живо напомнила первые «шутки русской мафии» в США, разбавлявшей бензин разными добавками. Так вот после введения указом новых акцизных ставок на нефтепродукты наши теневики стали делать то же самое с высокооктановым бензином. С помощью Госстандарта и ряда научных учреждений данная попытка завершилась 22 уголовными делами...
И тут я обратил внимание на одну деталь коллегии: никто из ораторов даже не вспомнил о рядовом налогоплательщике.