На крымских курортах началось оживление: в лечебных санаториях Ялты уже находится до 1500 человек, принимают отдыхающих комплекс отдыха «Дружба», санатории «Золотой пляж», «Украина», «Ай-Петри», «Ливадия»; в Алуште - санаторий «Золотой колос», в районе Евпатории - «Саки», санатории имени Ленина, имени Бурденко и другие. Вместе с тем специалисты отрасли предполагают, что сезон нынешнего года будет значительно труднее предыдущего, а поэтому стараются продумать все до мелочей. Практика показала, что если к курорту относиться только как к «деньгоуборочному комбайну», как это было в течение нескольких предыдущих лет, то он теряет перспективу и обречен на неудачу. Это заставило руководителей отрасли и местных администраций пересмотреть свои подходы…
Уже сегодня в Крыму поняли, что успеха не будет, если не… снизить стоимость путевок. Руководители здравниц пытаются так скалькулировать свои расходы, чтобы крымские цены были сопоставимыми с российскими и болгарскими, по крайней мере. Для Евпатории, например, считают руководители отрасли, детские путевки должны стоить не дороже 9-11 долларов в день, а взрослые - не больше 14 долларов. Для Южного берега Крыма цены больше 20 долларов за сутки уже должны иметь только здравницы особого класса, в которых повышение цены оправдано особым уровнем обслуживания и количеством услуг. Намечен ряд мер по дополнительному привлечению отдыхающих на Азовское побережье Крыма, которое до сих пор пользуется несравненно большим успехом со стороны Херсонской и Запорожской областей, чем с крымской стороны. А море-то одно и то же - Азовское.
Здесь надо отметить, что и общий уровень обслуживания на крымском курорте сегодня вырос - теперь уже есть возможность пользоваться современными системами сотовой телефонной связи, значительно гуще стала банковская инфраструктура. С точки зрения исторических раритетов и объектов для туризма Крым всегда представлял особый интерес, но слабыми местами еще остаются транспорт, довольно медленно перестраивается система экскурсионного обслуживания. Поэтому повышение цен на путевки, которое произошло в предыдущие годы, не было оправданным, оно объяснялось только стремлением здравниц, работающих два-три месяца в году, наверстать упущенное и накопить средства на весь год. Теперь, когда сочинские курорты предложили новый стиль конкурентной борьбы, Крым не может оставаться на старом уровне и должен перестраивать отрасль на новых принципах. И снижение цен на путевки - только первый из них.
В последней ярмарке «Крым. Курорты. Туризм. Весна-99», согласно итоговому сообщению Министерства курортов и туризма, приняли участие более 2000 человек - представители 212 предприятий, в том числе из России - 30, из других стран СНГ -19, была представлена также туристическая отрасль Германии, которая традиционно и успешно присутствует на крымском курорте.
Практика показала, что создание в свое время Крымской туристической ассоциации оправдало себя, поэтому на этой ярмарке была создана Крымская республиканская курортная ассоциация. Министерство курортов и туризма Крыма и комитет по образованию Санкт-Петербурга подписали соглашение об оздоровлении детей предстоящим летом, а многие здравницы и турфирмы заключили договоры на курортно-туристическое обслуживание (санаторий «Полтава» из Сак, например, подписал 50 договоров, Ялтинское отделение АО «Укрпрофздравница» - 10, евпаторийский пансионат «Планета» -25 договоров). Минкурортов Крыма удалось привлечь внимание участников ярмарки к нетрадиционным для массового отдыха регионам - Феодосии, Ленинскому и Черноморскому районам. Но есть еще в Крыму здравницы, которые до сих пор не заключили ни одного договора, а значит, многие из них будут недогружены и этим летом. Например, в прошлом году таких было до сотни - только по Евпатории 17 здравниц сработали с убытком.
Во многих курортных регионах полуострова уже прошли специализированные выставки-ярмарки товаров курортного назначения. Взят курс на обеспечение курортов преимущественно товарами местного производства, что ставит на повестку дня вопрос о повышении их качества и расширении ассортимента. На выставке-ярмарке в Евпатории, например, можно было заключить договора на поставку хлеба (один только Евпаторийский хлебокомбинат предлагает 50 видов продукции), молока, прохладительных напитков, вина. Предприятия предлагали мебель для здравниц, постельное белье, спецодежду, тротуарную плитку. Евпаторийские власти, например, планируют создать у себя в городе такую постоянно действующую выставку товаров для курорта. Как сообщает Минкурортов Крыма, пользуется спросом продукция Ялтинского пивобезалкогольного завода, производственного концерна «Гелена», Симферопольского мясокомбината и многих других.
Кстати, не исключено, что содействовать выживанию курорта уже в нынешнем сезоне будет и создаваемая СЭЗ «Южный берег Крыма», над которой работает коллектив из более чем 30 ученых Крыма. Концепция зоны, в частности, содержит план трансформации курортных учреждений в более современные, в которых будут оказываться все виды услуг, присущие курорту.