"Кризис? Ну что ж поделать?!"

27 сентября, 2013, 18:20 Распечатать Выпуск № 35, 27 сентября-4 октября 2013г.
Отправить
Отправить

Малый и средний бизнес Греции ищет пути выживания в новых условиях

"Кризис? Ну что ж поделать?!"

Сегодня греческие предприниматели переживают не лучшие времена: тысячи частных предприятий по всей стране закрываются или переходят на режим особого положения в борьбе с экономическим кризисом. От высоких налогов, по мнению аналитиков, страдает каждый пятый представитель малого бизнеса Греции, а за финансовые транши от Евросоюза греки заплатили резким снижением уровня жизни населения. Сокращение социальных выплат, снижение заработной платы в государственном секторе и повышение пенсионного возраста вызвали снижение покупательной способности населения. Греки начали экономить, что сразу же ударило по греческому малому бизнесу.

Следствие кризиса - безработица - также болезненно отразилась на "малой экономике" страны: согласно официальным сведениям государственной статистической службы Греции, в марте 2013 г. безработица среди работоспособного населения Греции достигла 26,8%, (февраль 2013 г. - 26,7%, март 2012 г. - 22,2%).

При этом, по состоянию на март 2013 г., занятых граждан в Греции насчитывается 3,58 млн чел., что на 246 тыс. меньше, чем в марте 2012 г.

Мировой экономический кризис сократил поток иностранных туристов в Грецию, ударив по всем видам предпринимательства, связанным с туризмом. Снизились и экспортно-импортные операции продукции.

Порты и флот

Но не все так плохо в Греции, как это выглядит на первый взгляд.

"Многие международные рейтинговые агентства утверждают, что пик кризиса в Греции уже пройден, - комментирует генеральный консул Республики Греция в Мариуполе Димитрис Папандреу. - Для нашего малого и среднего бизнеса кризис стал серьезным опытом, предприниматели смогли осмыслить свою деятельность, научиться на собственных ошибках и учитывать этот опыт в дальнейшем. Некоторые предприятия закрылись, другие продолжают работать, но у них есть немалые долги. Всюду проявляется такая тенденция: закрылись те предприятия, фирмы или магазины, которые и до кризиса имели серьезные проблемы. Но на следующий день на их месте появляются новые.

Кроме непопулярных программ жесткой экономии, существует множество государственных программ по улучшению бизнес-климата и борьбе с безработицей. Эти программы в каждой сфере бизнеса появились в результате сотрудничества государства с частными предпринимателями, и к ним привлекаются внутренние и иностранные инвестиции.

Сегодня наблюдается положительная динамика, например, премьер-министр Греции посетил Китай, и мы ожидаем кардинальных изменений за счет серьезных инвестиций из этой страны.

Вектор наших экономических связей изменился: сегодня по объему инвестиций в Грецию лидируют Китай, США, страны ЕС и Япония.

Китай начал активно входить на греческий рынок посредством государственного органа COSCO по развитию торговых грузоперевозок. В порту Пирея есть представительство этой компании, откуда грузы из Китая распределяются по всей Европе. Сейчас ведутся переговоры об открытии такого пункта в порту Тимбаки на Крите.

У нас есть важное преимущество - морские порты. Греческий торговый флот занимает первое место в мире, а большинство судов торгового флота принадлежат греческим судовладельцам. Это суда-контейнеры для нефти и газа, охотно арендуемые Японией, Китаем и Южной Кореей".

Согласно греческой статистике, наиболее остро безработица ощущается в областях Эпира - Западной Македонии (29,9% в марте 2013 г. и 24,1% в марте прошлого года), Македонии - Фракии (28% и 23,9%) и в Аттике (27,9% и 23,1%).

Местные представители бизнеса - владельцы отелей, производители винной продукции, хозяева ресторанов и таверн - в содружестве с муниципалитетами и Греческой государственной туристической организацией организуют туры для представителей бизнеса из разных стран, в том числе и Украины, с целью привлечения интереса к наиболее пострадавшим в результате кризиса областям Греции.

Семейный бизнес и знание языков - гарантия выживания

В греческой "глубинке" внешние проявления кризиса не так бросаются в глаза, как в Салониках, Афинах и других крупных городах, где количество закрытых магазинов сразу обращает на себя внимание.

В Западной Македонии, которую называют "греческой Швейцарией", с ее умеренным климатом и ориентацией на внутреннего, греческого потребителя, большинство предприятий, магазинов, и отелей продолжают работать.

"Западная Македония - это центр энергетики всей Греции, а также европейский центр торговли мехами, - рассказывает заместитель руководителя периферии Западная Македония Филос Талидис. - Кроме того, она известна как центр производства знаменитого греческого мрамора, шафрана Козани и других сельскохозяйственных продуктов. К сожалению, в нашей периферии высокий процент безработицы, с которой мы боремся, чтобы частная инициатива и предприятия могли развиваться. Надеемся положить начало многолетнему плодотворному сотрудничеству с Украиной".

Председатель Объединения предпринимателей Западной Македонии Константинос Кириакидис увлеченно рассказывает о районе Козани с населением более 70 тыс. чел., граничащем на юге с прекрасными искусственными озерами, а на севере - с крупным производством энергии. Частное предпринимательство в этом регионе весьма развито.

В условиях экономического кризиса представители греческого малого и среднего бизнеса стараются искать новые пути выживания.

Хозяева небольших отелей, которых здесь множество, открыли продажу сельскохозяйственной продукцией своего региона. Это особого сорта бобы и фасоль, греческое варенье и джем, приготовленные вручную по старинным местным рецептам женами рабочих компании Velvento.

Баночки с необыкновенно вкусными продуктами стоят около 5 евро - не дешево, но вполне доступно, и разлетаются как горячие пирожки.

Почти все отели оказывают спа-услуги, а самые крупные в условиях кризиса ввели транспортные и экскурсионные услуги, отказавшись от посредников.

Сегодня в Греции модно привлекать персонал из числа эмигрантов из стран бывшего СССР - надежды Греции в плане роста экономики связаны со славянскими странами, имеющими общую с их страной культуру и религию.

"Мы с сыном приехали в Грецию много лет назад, - рассказывает управляющая отеля PreSpa Ирина. - Жили в Салониках, где я, как и многие украинцы и россияне, отлично зарабатывала уроками языка. Хозяин отеля пригласил меня в качестве управляющей, поскольку мы надеемся, что нас станут посещать мои соотечественники. Мы охотно включились в акцию по приему предпринимателей из Украины и возлагаем большие надежды на то, что это поможет экономике Греции".

Сегодня отели Западной Македонии заполнены в среднем на 50%, естественно, их хозяева испытывают ощутимые сложности. Чтобы сэкономить на зарплате персонала, греческие предприниматели начали активно привлекать к работе родственников - семейный бизнес более живуч.

Хозяйка уютного четырехзвездочного отеля Pindos Palace Hotel Мария привлекла к работе на лето дочь - студентку факультета психологии местного университета. Девушка неплохо владеет немецким языком. Вообще, язык в Западной Македонии - большая проблема. Поскольку периферия ориентирована на местное потребление услуг, большинство предпринимателей не владеет иным языком, кроме греческого. Чтобы выйти на международный рынок, местному бизнесу необходимо полностью реформировать свою рекламу и обслуживание с учетом иностранных языков.

Менеджер одного из самых привлекательных отелей региона Ioannou Resort Василис Иоанну, отец четверых детей, устроил своего старшего сына шеф-поваром отеля. Стряпня молодого человека оказалась очень вкусной, а доходы пошли в семью…

Заинтересованы в персонале из числа наших соотечественников и производители меховых изделий в крупном торговом центре Edika г. Касторья. Большинство местных продавцов рассказали, что 95% продукции в их центре раскупают гости из России и Украины.

"Покупать шубы из-за кризиса стали меньше, - рассказывает продавец одного из отделов торгового центра Афродита Папагеоргиаду. - Сейчас, в летнее время, спрос упал более чем в два раза по сравнению с прежними годами. Именно поэтому хозяева идут на большие скидки, не удивляйтесь, если вас спросят: сколько можете дать за шубу?

Мы стараемся идти в ногу с модой, сейчас в Греции писк сезона - шубы из рыси и американской лисы с колючим торчащим мехом. Эти шубы стоят дорого, и особых скидок на них не будет - от 4 до
7 тыс. евро".

Жители Касторьи занимаются изготовлением меховых изделий с XV в., сохранив секреты скорняжного мастерства до наших дней. Наивысший расцвет гильдия касторьинцев-меховщиков получила в XVI-XVII вв. в Константинополе, а в XIX в. их деятельность развернулась уже в Европе и Америке.

Ныне в Касторьи ежегодно весной организуются выставки и показы шуб. Это самое важное торговое событие года, привлекающее интерес специалистов и покупателей со всего мира.

Заграница нам поможет!

Местные виноделы тоже испытывают серьезные трудности из-за кризиса.

Ведущие специалисты предприятия "Альфа Эстейт" (Alpha Estate) Макис Мавридис и Ангелос Ятридис рассказали, что их винное производство в условиях кризиса держится в основном на экспорте продукции за рубеж. Местное потребление вина значительно сократилось из-за упавшей покупательской способности населения.

Виноградники этого хозяйства живописно раскинулись на склонах плато Аминдео, а вина компании являются самыми известными сухими винами Греции в мире.

Благодаря многолетним связям на рынке, хорошей репутации, наградам и участию в различных выставках компания успешно борется с кризисными явлениями.

Труднее приходится маленьким компаниям, например, небольшому винному производству Vogiatzi в городке Вельвенто и винному производству Diamanti в г. Сиатиста.

Чтобы приготовить 1 литр уникального вина из редких местных сортов винограда, семья Диаманти использует 10 кг ягод, выращиваемых на 8 га принадлежащей ей земли. Затем вино выдерживают не менее трех лет в дубовых бочках при особой прохладной температуре почти в полной темноте. При такой технологии себестоимость вина немалая, и реализовать его не так просто.

Предприниматели борются с кризисом с помощью различных акций.

"Открытые двери" - инициатива Европейской сети городов вина - мероприятие, ставшее в последние годы постоянным в Греции. У потребителей есть возможность побывать на экскурсиях, дегустациях, получить сувениры на память.

Союз производителей вин ассоциации "Вина Северной Греции" уже несколько лет проводит мероприятие "Открытые двери".

В этом году планируется провести первый в Западной Македонии винный фестиваль, в котором примут участие множество винных производителей региона, а его участников ждет дегустация вин, лекции сомелье, выставки и джазовый концерт. Планируется посещение винных усадеб Сьятисты, Вельведо, Аминдео, Касторьи.

Чтобы пережить тяжелые времена, греки активно включаются в европейские программы.

"В ближайшие дни мы получим две новые моторные лодки, которые будут работать на солнечной энергии, благо ее здесь много, - рассказывает мэр поселка Преспа Базилиос Зепас. - Это будут первые "солнечные" лодки в Греции. Их построили в немецком Франкфурте в рамках европейской программы Interekt. Местные перевозчики активно добивались включения в нее. Теперь экскурсии по озерам к пещерам с фресками на скалах и в "Столицу пеликанов" будут осуществляться дешево и комфортно. Благодаря программе идет ремонт местного отеля стоимостью в 400 тыс. евро, а также получены средства на возведение нового пирса с причалами для лодок".

Сегодня жители поселка понимают, что единственное спасение - в привлечении потребителей из других стран. От этого выиграют и продавцы небольших лавок, и владельцы гостиниц и ресторанов, и перевозчики, и гиды .

Активно включается в европейские и местные программы греческая молодежь, особо пострадавшая от кризиса: безработица затронула возрастную группу от 15 до 24 лет (58,3% в марте этого года и 53,1% в марте 2012 г.), а также от 25 до 34 лет (34,6% и 30,3% соответственно).

Выпускница университета Элина Чатзидимитриу мечтает открыть маленькую гостиницу при помощи программы для молодежи, которая предоставляет кредит на сумму 150 000 евро. Такая возможность найти работу во время кризиса - едва ли не единственная для молодых греков.

Греция - небольшая страна, промышленность которой вследствие вступления в Евросоюз развивалась в рамках его программ однобоко и упрощенно.

"В Греции весь бизнес привязан к туризму, - комментирует генеральный менеджер Туристической организации Салоников Никос Сапунтзис. - Эта отрасль способна выжить в самых тяжелых условиях, не случайно по данным Ассоциации туристических агентств Македонии, в Салониках за время кризиса не закрылось ни одно из 200 турагентств и ни одна из 120 гостиниц. С 1980 по 2010 гг. 75% общего числа туристов, посетивших Салоники, составляли греки и всего 25% - туристы из других стран. Начиная с 2010 г. число греков-туристов постоянно снижалось, а число иностранцев росло".

В 2010 г. Салоники посетило 2 939 украинцев, а в 2012 г. эта цифра выросла до 10 529, чему способствуют прямые рейсы между Салониками и Киевом, Днепропетровском, Донецком, Харьковом, Луганском и Львовом.

К счастью, финансовый коллапс не оставил отпечатков на лицах и в сердцах греков.

Они по-прежнему сидят с чашечкой кофе в уличных кафе или у своих домов, невозмутимо улыбаясь.

"Кризис? Ну что ж поделать?!" - беззаботно говорят греки, и в этом - вся их жизнелюбивая натура.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК