Летние «бензиновые страсти» формально улеглись, и в традиционных местах урбанизированных региональных столиц в «часы пик» водители снова застряют в автодорожных пробках. Хотя цены на бензин и дизтопливо так и не вернулись к докризисному барьеру... Но специалисты, которые внимательнейшим образом уже с десяток лет анализируют не только тенденции рынка нефти и нефтепродуктов Украины, но и европейского и связанных с ним сегментов, небезосновательно уверяют, что осенью Украину (и не только ее) ожидает еще одна мощнейшая волна «бензинового» вала.
К сожалению, констатируют эксперты, избежать его вряд ли удастся, так как летний кризис, похоже, так ничему и не научил тех, кто мог бы если не предупредить, то хотя бы смягчить грядущие неприятности для автотранспортников и граждан Украины вообще.
Нам бы жатву продержаться…
Правительством и даже чуть ли не лично Президентом Украины были приняты экстренные меры пожаротушения. Во всяком случае, в разгар кризиса сии меры преподносились многими СМИ так, будто чуть ли не сам Президент и премьер взяли да и купили в пику всем нефтетрейдерам Украины нефть и нефтепродукты у азербайджанцев и греков. Но всякому мало-мальски разумному человеку понятно, что как «пожарных» покупателей (т.е. Украину), так и продавцов (Азербайджан и Грецию) представляли конкретные хозяйствующие субъекты. Причем продавцы, протянув (как говорили) руку помощи Украине, разумеется, не обязаны быть альтруистами. Они, конечно, предложили голодной на бензин Украине «черное золото» и продукты его переработки, но не даром, а желательно на условиях предоплаты или хотя бы срочного расчета по факту поставок.
Акционерная холдинговая компания «Укрнефтепродукт» в качестве пожарных мер (к слову, утвержденных Кабмином специальным постановлением) заключила контракт с греческой компанией Polestar Maritima (вероятно, входящей в империю, контролируемую Вардоянисом или уполномоченную им; именно с этим «нефтяным королем» в разгар кризиса говорил о «бензиновом спасении» украинцев Л.Кучма).
Изначально планировалось, что до конца года в Украину эта компания поставит 1 млн. тонн бензина и дизельного топлива. Однако украинские покупатели по сусекам наскребли едва ли на первый танкер с греческими нефтепродуктами. О том, что на оплату второго танкера, похоже, наскребли едва ли 30% необходимых средств, причастные к этой затее публично не говорят, а если и намекают, то инкогнито, как и агентству «Интерфакс-Украина» 17 августа. У нас разные источники информации, но все они не рискуют опровергать версию о том, что «греческий» контракт, скорее всего, на грани срыва.
Возможно, невероятными усилиями в Украине к концу года и сыщут валюту для оплаты нефтепродуктов, поставляемых греческой компанией. Но вряд ли к тому времени это уж так будет необходимо. Во всяком случае, не такой ценой усилий. Уже со второй половины августа топливо от греков поставляется в Украину (а значит, оплачивается) в лучшем случае на 60%. Вместо предполагаемых изначально ежемесячных поставок в августе-октябре 100-150 тыс. тонн нефтепродуктов они поставляют (по данным «ИФ-У» со ссылкой на «Укрнефтепродукт») по 30-50 тыс. тонн.
Однако «пожарные бензиновые меры» предполагали не только участие Греции (пусть и на коммерческом уровне), где, по определению, «есть все». Но и «соучастие» Азербайджана. Возьму на себя смелость предположить, что «бензиновый» контракт с Азербайджаном - честь и хвала Гейдару Алиеву - едва ли не единственный реально ощутимый для украинцев результат участия Украины в ГУУАМ. Впрочем, возможно, это - всего лишь вежливость г-на Алиева. Ведь поздравил же его и Э.Шеварднадзе Президент Украины Л.Кучма лично с пуском нефтепровода Баку-Супса...
Так вот, из Азербайджана в Украину предположительно до конца года должно было быть поставлено, по предварительной договоренности, 500 тыс. тонн дизтоплива. Но и с этим контрактом, похоже, возникли проблемы, аналогичные «азербайджанскому» контракту...
Так или иначе, но кроме вышеупомянутых «бензиновых пожарников» традиционными поставщиками нефти и нефтепродуктов всегда были экспортеры российской нефти (не всегда это резиденты РФ).
В украинском (недавно упраздненном) нефтегазовом агентстве привели такие цифры: в январе-июле 1999 года поставки российской нефти составили 7 671,7 тыс. тонн нефти. Специалисты говорят, что это на 20% больше, чем за аналогичный период 1998 года. Но в то же время поставки нефти из Казахстана в Украину сократились за тот же период более чем на 600 тыс. тонн (почти на 61%!).
На полпроцента меньше запланированного поставили нефти за семь месяцев этого года украинским нефтепереработчикам и отечественные нефтедобытчики - 7,8 тыс. тонн. Хотя, увы, даже если бы они такой же объем поставили сверх предполагаемого, сие все равно не сделало бы погоды на украинском рынке нефти и нефтепродуктов...
Намного показательнее то, что за семь месяцев этого года нефтеперерабатывающие заводы Украины (НПЗ) переработали нефти меньше, нежели получили, - всего около 6,8 млн. тонн (за аналогичный период 1998 года НПЗ Украины переработали на 785 тыс. тонн нефти больше).
И вот что примечательно по версии расформированного Госнефтегазпрома (цитирую «ИФ-У»): «Более 74% полученной нефти перерабатывалось на украинских НПЗ на условиях давальческого сырья».
И еще один нюанс. К началу августа цена российской нефти (по данным вышеупомянутых источников) составляла 105 долларов за тонну (что было на 75% дороже, нежели в январе 1999 года). На ту же дату оптовые цены на российскую нефтеэкспортую смесь - urals - для Украины выросли на 75% по сравнению со средними ценами на нефть в январе сего года. Цены оптовой продажи на биржах мира возросли за тот же период на 44,4%...
Нефтекризисная объективка
О причинах, в той или иной мере объясняющих июльский топливный кризис, сказано уже немало. Но куда важнее определить не сиюминутные факторы, конъюнктурно повлиявшие и влияющие на ценовую ситуацию, а хотя бы попытаться проанализировать факторы долговременного характера. Причем никто, пожалуй, не станет сегодня спорить, что основной из них - зависимость украинского рынка от поставок российской нефти и нефтепродуктов.
Казалось бы, ситуация с нефтепродуктами должна быть совсем иная, нежели с сырой нефтью. Хотя бы потому, что готовые светлые нефтепродукты ввозятся в Украину не только из России, но также из Белоруссии и Литвы. Однако при этом не следует забывать, что и литовский, и белорусский бензин сделаны из той же российской нефти.
А с нефтью в этом году в России напряженно. Продолжается спад нефтедобычи, начавшийся еще в 1990 году. Об этом не так давно автору этих строк очень неохотно рассказывал глава российского Минтопэнерго г-н Калюжный. Между тем, российские нефтяные компании, потерявшие в прошлом году несколько миллиардов долларов (!) на падении мировых цен, намереваются во что бы то ни стало возместить потери и недополученную прибыль. Они стремительно наращивают экспорт нефти, используя временную конъюнктуру повышения цен. В то же время в России недогружены мощности своих собственных заводов. Именно усиленный вывоз нефти стал причиной перебоев с бензином в целом ряде регионов России. И правительству РФ, как и украинскому, приходится голову ломать над проблемой загрузки отечественных нефтеперерабатывающих мощностей.
Но экспортеры российской нефти отдают предпочтение платежеспособному рынку Западной Европы. Исчерпывающую информацию на сей счет все желающие могли найти в компьютерной версии российского агентства «Интерфакс-АНИ» (АНИ - Агентство нефтяной информации) 13 августа. Со ссылкой на таможенного информатора российские журналисты сообщили подробные цифры об экспорте российских нефтепродуктов в январе-июне 1999 года. Забавная информация.
Забавна и ситуация с ее появлением, так как подобного рода материалы журналистам в руки попадают нечасто - ведь, как правило, она заклеймлена грифом как минимум «ДСП» («Для служебного пользования»). Вероятно, те, кто по роду службы такой информацией обладали, были неприятно удивлены, увидев ее в общедоступном сайте. И буквально на следующий день эта информация была изъята и уничтожена. (О судьбе автора этого сообщения агентством не сообщалось…) И нетрудно догадаться - почему: российские журналисты подробно сообщили, куда конкретно, сколько, каких именно нефтепродуктов и по каким ценам было вывезено из России за первое полугодие сего года.
Итак, нефтепродуктов из России за указанный период было экспортировано на сумму 1 995,544 млн. долларов. Причем уточняется, что это на 7,7% (т.е. на 143,8 млн. долл.) больше, чем за аналогичный период 1998 года. Кризис кризисом, а экспорт увеличился…
Структура российского экспорта нефтепродуктов такова:
моторные бензины разных марок - 1 295,3 тыс. тонн на сумму 125,86 млн. долл.;
дизельное топливо - 13 152,7 тыс. тонн на сумму 1 146,88 млн. долл.;
мазут - 11 297,79 тыс. тонн на сумму 525,4 млн. долл.;
масла - 213,1 тыс. тонн на сумму 39,2 млн. долл.
Больше всего бензина из России экспортировано в такие государства, как Швеция (377,6 тыс. тонн) и Украина (151,3 тыс. тонн); дизтоплива - в Великобританию (1 905,76 тыс. тонн) и Италию (1 183,6 тыс. тонн); масел - опять же в Украину (68,75 тыс. тонн) и Казахстан (35,04 тыс. тонн).
Только в июне 1999 года объем экспорта нефтепродуктов в денежном выражении составил 410,396 млн. долларов. А за весь прошедший год, по данным цитируемого российского информагентства, из России было экспортировано нефтепродуктов на сумму 3,737 млрд. долларов.
Цитировать почти с десяток страниц подробнейшей информации мы не будем, а приведем только некоторые сравнительные цифры в таблице. И если дать себе труд пересчитать, по какой среднестатистической цене экспортировались нефтепродукты в конкретные страны, то в очередной раз придется удивиться: почему же из, как нас уверяют, такой дешевой и доступной нам (в смысле наличия трубопровода и иной инфраструктуры) российской нефти Украина получает такие дорогие нефтепродукты?! Ведь иным, куда более платежеспособным, нежели Украина, импортерам российских нефтепродуктов тот же товар поставляется почему-то по значительно более низким ценам! Разумеется, не все виды нефтепродуктов. Но зато, пожалуй, самые значимые по объемам.
И это даже при том, что на украинском рынке нефтетрейдерам работать сложнее, чем, например, на западноевропейском. Поэтому он (украинский рынок нефти и нефтепродуктов) и не является приоритетным для российских экспортеров. Но украинская нефтепереработка таким приоритетом для них, очевидно, является.
К примеру, российская компания «Лукойл» приобрела в этом году контрольный пакет акций Одесского НПЗ. Но стало ли от этого лучше Украине? Лукойловцы бодро рапортуют, что они увеличили поставки нефти. И это действительно так. Но при этом умалчивается, что производство нефтепродуктов не только не увеличилось, а наоборот - сократилось.
Разгадка этого кажущегося парадокса проста: «Лукойл» поставляет нефть на завод с целью ее очистки перед последующей продажей западным партнерам; так дороже получается при продаже - за очищенную нефть, соответственно, больше и заплатят.
Как сообщил наш источник в Одессе, в первом полугодии текущего года из России на Одесский НПЗ поступило нефти на 16% больше по сравнению с тем же периодом 1998 года, а переработано в нефтепродукты почти на 12% меньше, чем в прошлом году. Вот вам еще один ответ на вопрос, почему возник дефицит бензина в Украине.
Причем следует обратить внимание, что бензин имеет свойство «исчезать» не только у нас, но и в тех странах СНГ, которые «привязаны» нефтяной трубой к России. Да и в ней самой ситуация не лучше.
Еще в декабре прошлого года во время выступления в Госдуме РФ бывший первый вице-премьер правительства России Ю.Маслюков предупреждал депутатов о возможном уже в течение ближайших нескольких лет превращении России из-за затяжного спада нефтедобычи в страну, которая будет не продавать, а закупать нефть.
Прожектерство?
А что же Украина? Неужели мы будем ждать, когда грянет гром? Или все же что-то будет предпринято?
В концерне «Надра», группа исследователей которого еще в 1992-1993 годах разработала одну из первых концепций энергетической безопасности Украины, считают, что ответ на этот вопрос известен уже много лет. Вот они - три составляющие решения энергоресурсной проблемы. Во-первых, экономия энергоресурсов. Во-вторых, диверсификация источников энергоносителей и путей их поставки в Украину. В-третьих, разработка собственной энергосырьевой базы.
На первый взгляд, особенно привлекательно третье - ставка на собственные силы. Но Павел Загороднюк, президент концерна, утверждает, что не следует особо обольщаться этим. Причина проста: большинство запасов угля, а особенно нефти и газа, относится к категории трудно извлекаемых. Нужны значительные вложения средств для их добычи.
Например, недавно объявленное «начало работы» газовой скважины (с плавучей буровой установки «Сиваш») на Северо-Казантипском месторождении газа Прикерченского шельфа Азовского моря - это еще только формальный предлог для рапорта о достижениях отечественных геологов и буровиков. На практике же специалисты подсчитали предварительно, что разработка скважины на этом месторождении, запасы которого оцениваются в 30-32 млрд. кубометров газа, обойдется почти в 5 млн. долларов (на суше бурение и обустройство одной скважины обходится приблизительно в 1,5 млн. долларов). Так что газ из этой скважины явно будет на вес золота… А для дальнейшего развития геологических исследований и тем более обустройства промыслов требуются колоссальные, как для Украины, средства.
Свободных денег в Украине нет, поэтому необходимо привлекать иностранных инвесторов. Наиважнейшее условие для их привлечения - наличие закона «О соглашениях по разделу продукции». Без этого закона ни один инвестор не будет вкладывать деньги в украинские месторождения.
Слово, набившее оскомину, да так
и не ставшее делом…
Особенно важной представляется диверсификация источников поставки нефти. Наиболее продвинутым проектом в этой сфере является строительство терминала Южный под Одессой и нефтепровода Одесса-Броды - Центральная Европа, разработанный украинским Институтом транспорта нефти. Если бы Украина имела терминал под Одессой (а построить его можно было уже дважды, начиная с 1994 года, когда было принято решение), то и судьба основного экспортного трубопровода для каспийской нефти решалась бы по-другому. Терминал в Южном вместе со строящимся нефтепроводом Одесса - Броды, как магнит, привлек бы западные компании.
Увы, пока что этого нет, как нет и закона о разделе продукции, застрявшего между Банковой и Грушевского. Зато есть «дешевая» нефть из России. Только почему-то из нее все время получается очень дорогой бензин. В такой ситуации Украина просто будет обречена постоянно «наступать на грабли» и испытывать рецидивы топливного кризиса.
Между прочим, вполне вероятно, что даже от землетрясения в Турции российские нефтеэкспортеры получат дивиденды. Ведь в эпицентре землетрясения находился единственный нефтеперерабатывающий завод Турции. Правда, его мощности, позволяющие переработать 11 млн. тонн нефти в год, все равно не обеспечивали турецкий рынок нефтепродуктами. Но после разрушения завода не осталось на какое-то время и этого минимума. Завод, конечно, отстроят. А пока что российские экспортеры, скажем, тот же «Лукойл», могут перерабатывать свою нефть на украинском НПЗ в Одессе и танкерами переправлять свои нефтепродукты на другой берег Черного моря - для пострадавших турков. Вот уж вправду говорят, что богатому и черт люльку колышет.
Остается сожалеть, что в Украине не хватило если не ума, то уж наверняка дальновидности, ведь нефть, переработанную в Одессе (и не только на этом НПЗ), экспортировать могут не россияне, а сами украинцы. А так они еле дышат, да и то за счет импортной давальческой нефти.
«Лукойл» между тем продолжает стратегию укрепления своих позиций собственника на нефтеперерабатывающих мощностях Украины. И внимательно приглядывается к херсонскому и еще одному привязанному к нефтеэкспортной трубе заводу в Украине.
Украинцы же при этом называют происходящее поиском и находкой стратегического инвестора…