То ли приостановление, то ли замораживание сотрудничества с ЕС, которое было объявлено в конце текущей недели, еще острее ставит вопрос улучшения украинского бизнес-климата. Причем сейчас речь идет не только и не столько о привлечении новых инвестиций в украинскую экономику, сколько о предотвращении свертывания текущей деятельности как иностранными, так и отечественными предпринимателями и инвесторами. На самом деле у власти нет другого выбора, как активизировать реформы (если считать, конечно, что они вообще до недавнего времени проводились).
С какой стороны следует подходить к улучшению инвестиционного климата при нынешней политэкономической конъюнктуре? Бесспорно, один из главных акцентов необходимо сделать на налогово-таможенной сфере. Об этом свидетельствуют в том числе нынешние позиции Украины в рейтинге Doing Business-2014, в частности, в субрейтинге "Paying Taxes" ("Уплата налогов") - 164-е место и "Trading Across Borders" (TAB, "Международная торговля") - 148-е.
Хотя напомним, что эксперты Всемирного банка все же отмечали упрощение уплаты налогов в Украине благодаря усовершенствованию системы электронного документооборота, упрощение отчетности по налогу на прибыль, НДС и соцвзносу, из-за чего сократилось время на подачу отчетности на 101 час (с 491 до 390 часов), и др. В контексте таможенных дел указывалось на ускорение подачи таможенных деклараций, уменьшение количества физических осмотров товаров и т.п. Но понятно, что текущие позиции Украины в третьей полусотне - весьма далекий от желаемого (да и необходимого) результат, который к тому же никоим образом не является самоцелью.
Какие налогово-таможенные меры могли бы обеспечить не просто номинальное повышение позиций Украины в том же Doing Business, но и реальные ощутимые изменения в практической работе для предпринимателей?
"Мы предлагаем ввести уплату налогов на зарплату один раз в месяц вместо существующей практики платить их дважды в месяц; упростить налоговые декларации по уплате НДС и налоговые накладные (формы этих документов); перейти от ежемесячного представления налоговой отчетности (особенно в отношении НДС) к квартальному. Конечно, мы заинтересованы и в том, чтобы представлять всю отчетность в электронной форме", - отмечает президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски.
Он указывает, что за последнее время в Украине принято немало неплохих нормативных актов, но первоочередной задачей является адекватное их применение. Здесь Х.Зукоски обращает внимание, в частности, на введение контроля за трансфертным ценообразованием; решение вопроса отнесения налоговых расходов на будущие периоды; введение авансовой уплаты налога на прибыль предприятий; внедрение электронных способов регистрации; автоматическую регистрацию плательщиков НДС и т.д. Также отмечаются "некоторые позитивные шаги" в решении проблемы возврата НДС и погашения соответствующей задолженности, плюс введение автоматического возмещения.
Актуальное
Одним из наиболее сенситивных и резонансных пока вопросов для бизнеса остается трансфертное ценообразование. Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, сами представители бизнеса говорят, что принятие соответствующего закона было необходимым. С другой - ведутся активные дискуссии по поводу того, как лучше его имплементировать.
Недавно в интервью "Интерфакс-Украина" министр доходов и сборов Александр Клименко сообщил, что Миндоходов подготовило обобщающую налоговую консультацию о контроле за ТЦО, которая будет опубликована в ближайшее время. "В ней как раз мы четко разъясняем, что первый отчетный период - 2013 год, для определения объема контролируемых операций (50 млн грн) учитывается сумма всех операций по каждому контрагенту с 1 января по 31 декабря 2013 г. Но в отчете плательщик должен указать только те операции, которые осуществлялись с 1 сентября", - отметил министр. Он также подчеркнул, что контроль за ТЦО распространится не более чем на "несколько сотен компаний".
Советник президента Торгово-промышленной палаты Украины, партнер юридической фирмы "ОМП" Дмитрий Михайленко отмечает, что за последние год-два налоговая неожиданно выдала ряд налоговых разъяснений, выписанных "по-человечески, разумно". Но, по словам эксперта, вряд ли это можно сказать о проекте разъяснения по ТЦО. Сомнения есть, в частности, из-за определения круга контролируемых операций, зачисления в их число комиссионных, кредитных операций и т.д. Что, по мнению Д.Михайленко, может вызвать многочисленные судебные споры между государством и налогоплательщиками и в результате "завершиться ничем".
Довольно часто претензии высказываются к перечню источников информации для целей ТЦО, которые утвердил Кабмин. Это, как известно, в основном данные госорганов, что создает риск ручной оценки рыночности операций. Однако А.Клименко уверял, что этот перечень источников - "не догма, он может дополняться в будущем, если у государства будет уверенность в том, что какое-то коммерческое издание можно назвать официально признанным". Кроме того, налогоплательщики смогут использовать информацию из других источников, если ее не будет в официально признанных источниках.
Тесно с ТЦО связано и определение таможенной стоимости - собственно, как коррелировать между собой эти категории, будут ли "налоговые" сотрудники Миндоходов учитывать выводы "таможенных" и пр.? С этой точки зрения важное значение может иметь постаудит, который таможенники и налоговики могут проводить вместе и на который Миндоходов обещает перенести акцент в контроле таможенной стоимости (сейчас в основном осуществляется на этапе растаможивания товаров). Но это при условии параллельного повышения штрафных санкций за нарушение правил определения таможенной стоимости товаров.
Представители бизнеса в целом поддерживают такой подход. "Он соответствует практике цивилизованных стран. Предприниматель должен осознавать, что ему в конечном счете невыгодно заниматься манипуляциями, даже если, условно говоря, десять раз "повезет", а на 11-й - уже нет", - комментирует президент ассоциации "Укркожобувьпром" Александр Бородыня. При этом он подчеркивает, что постаудит не должен формировать преференциальные условия работы для отдельных субъектов ВЭД.
Президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов, также поддерживая инициативу, отмечает, что те из предприятий, которые работают в рамках законодательства и показывают реальные ценовую политику и прибыли, относительно комфортно чувствуют себя и сейчас. "Проблема в работе с таможней состоит в том, что она не всегда идет на анализ, который показывает бизнесмен. А в мире ничего вечного нет. И не может быть одинаковой цена трехмесячной давности на минеральные удобрения во время посевной и сейчас, когда ничего нельзя вкладывать в землю. Таможня должна четко и гибко отслеживать конъюнктуру рынка - не цены, а именно конъюнктуру", - подчеркивает В.Щелкунов.
Логика и правила
По словам же председателя Совета предпринимателей при Кабмине Леонида Козаченко, хотя некоторые правильные решения правительство и принимает, но принципиально бизнес-среду они не меняют. Одна из предпосылок - разное качество выполнения госведомствами своих обязанностей. "Пример из аграрного сектора. На 1 января нужно было зарегистрировать все соглашения об аренде земли. Скоро уже 1 декабря, а зарегистрировано только 40% сделок. Если вы не зарегистрировали, Миндоходов наказывает за то, что используете незаконно фиксированный налог в сельском хозяйстве. Министерство юстиции, которое за это отвечает, категорически отказывается и говорит , что это не их проблема - у них, мол, нет людей, которые должны это регистрировать", - рассказывает представитель бизнес-сообщества.
Абсурдность гостребований в таможенной сфере Л.Козаченко иллюстрирует получением различных справок: "Чтобы экспортировать зерно, девять документов нужно предоставить. И ежемесячно новые и новые. За этой бумагой стоят серьезные расходы - и официальные, и неофициальные. Министерство молодежи и спорта почему-то выдает сертификат, чтобы судно для экспорта зерна заходило в порт Украины. Неужели чтобы плавающее средство не "извращало" молодежь своим "извращенным" видом? Есть аналогичные сертификаты Минтранса - что это судно не перевернется, если его загрузить зерном. А от Минэкологии обязательно должна быть справка, что оно не имеет радиации в трюмах или от зерна".
В свою очередь руководитель секретариата Совета предпринимателей Андрей Забловский напоминает, что в Украине более 70 контролирующих органов, у которых порядка тысячи предприятий-"присосок", которые предоставляют административные услуги и по факту являются кормушкой для чиновников. "Это серьезная проблема, и мы каждый день сталкиваемся с тем, что даже крупные компании вынуждены создавать специализированные подразделения по работе с контролирующими органами", - говорит эксперт.
Председатель же налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, руководитель налогово-юридической практики E&Y Владимир Котенко подчеркивает, что для инвесторов (как внешних, так и внутренних) гиперважное значение имеет создание реально равных условий для работы, а комплексным индикатором бизнес-климата называет высокий уровень тенизации экономики, что является свидетельством "или архаичности правил, или их неадекватности".
"Пресловутое "единое окно", о котором говорят много лет, так и не появилось. А это именно то, что формирует разницу в восприятии среды, в котором инвесторам приходится работать. Если спросить точечно каждого из инвесторов, что именно их раздражает, мы удивимся, насколько точечными будут эти факторы, и увидим, что большинство из них решаются не только путем изменений в законе, но и изменения практики применения законов", - констатирует специалист.
Аудит админреформы
Оценивая последствия объединения налоговой и таможни в составе Миндоходов, В.Котенко говорит, что система множественных госорганов себя в Украине исчерпала, а будущее - за их укрупнением, что в конечном итоге должно способствовать более активному их реформированию. "Мы движемся в направлении большей электронизации, к умным, небольшим министерствам, которые объединяют большое количество функций и имеют нормальный инструментарий, чтобы эти функции выполнять. Объединение было шагом стратегически правильным, но, естественно, процесс не завершен. Его нужно снабдить правильным инструментарием. Мы увидим эффект в среднесрочном будущем", - полагает эксперт.
В оценке текущей динамики мнения бизнеса расходятся. Партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзарь отмечает, что, в частности, на местном уровне существенных организационных изменений в работе налоговой и таможни пока не видно. "Например, до сих пор плательщикам от налоговиков поступают запросы на документы и информацию о растаможивании, хотя теперь они имели бы возможность получить их от таможни", - рассказывает правовед.
В то же время управляющий партнер юридической фирмы "Гвоздий и Оберкович" Валентин Гвоздий обращает внимание, что, несмотря на нюансы, есть признаки результативности консолидации органов. "Это и определенное облегчение администрирования налогов и получения админуслуг, и уменьшение количества проверок, расширение практики применения электронных сервисов. С точки же зрения интересов государства новое министерство позволяет более эффективно контролировать процессы импорта и экспорта, а единая база данных делает уклонение от уплаты налогов более проблематичным", - говорит юрист.
Достаточно нейтральную оценку результативности создания Миндоходов озвучивает председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз: "Не могу сказать, что ситуация для налогоплательщиков ухудшилась. Проблемы, которые были, они в значительной степени остались. Хотя есть определенные сдвиги - с точки зрения автоматизации процессов, внедрения электронных сервисов и т.д. Но в любом случае предприятиям всегда легче иметь дело с одним органом, чем с несколькими. Выгода государства здесь тоже очевидна, когда в одних руках сосредотачивается одна база данных, один центр управления. Насколько мне известно, основные нюансы в работе ведомства возникают на стыке как раз налоговых и таможенных платежей. Но это закономерный процесс в условиях реорганизации. Думаю, он приближается к логическому завершению", - резюмирует Ю.Дроговоз.
Бюджетный корень зла
В любом случае о реальном улучшении бизнес-климата в Украине не может быть и речи, если, как неоднократно писало ZN.UA, власть не изменит подходы в бюджетной политике, а ее целью и в дальнейшем будет финансирование неадекватно раздутых госрасходов независимо от того, какую динамику демонстрирует экономика. Без этого фактически все госорганы работают как наполнители госказны (с помощью различных штрафов и т.д.). Что создает почву для коррупции.
"Например, Антимонопольный комитет за последние год-полтора установил серьезную практику наполнения бюджета путем нахождения нарушителей закона о конкуренции (в частности, среди крупных торговых сетей. - Ред.). Средний и малый бизнес, конечно же, боится, что также станет неким механизмом для контролирующих органов для улучшения состояния бюджета", - отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований Сергей Кищенко.
Какой выход из ситуации? По крайней мере, "дорожную карту" уже давно обозначил в том числе и президент Янукович в своей программе реформ. Есть и соответствующие рекомендации от МВФ Но, к сожалению, учитывая текущие европерипетии и приближение президентских выборов, существует огромный риск того, что в ближайшие год-полтора мало что изменится.
Как отмечает директор по развитию бизнеса "PwC Украина" Энди Кузич, в Doing Business-2015 Украина имеет шанс войти в ТОП-100. Однако для этого уже до конца текущего года нужно принять ощутимые меры (чтобы они были "засчитаны"). Среди новаций, которые могут дать едва ли не наибольший эффект (в т.ч. с точки зрения реального упрощения жизни для бизнеса), специалист называет именно сокращение количества налоговых платежей по фонду заработной платы, что отмечал и Хорхе Зукоски. "Мы сегодня видим, что есть позитив, и есть негатив. А это признак того, что Украина движется вперед", - надеется на лучшее эксперт.
Что ж, посмотрим, чего будет больше.