В опубликованном на нынешней неделе в Вашингтоне рейтинге DoingBusiness-2014 группы Всемирного банка Украина улучшила свои позиции по сравнению с прошлогодними показателями сразу на 28 пунктов, переместившись на 112-ю позицию. Более того, наша страна названа в исследовании топ-реформатором - улучшения регуляторной среды были засчитаны составителями исследования в восьми сферах из десяти отслеживаемых: получении разрешений на строительство, создании предприятий, регистрации собственности, налогообложении, внешней торговле, подключении к энергоснабжению, получении кредитов и разрешении неплатежеспособности.
Однако, несмотря на сонм бравурных заявлений высокопоставленных отечественных чиновников, при более близком рассмотрении результатов возникают двоякие чувства. С одной стороны, нельзя не отметить очевидный прогресс, с другой - все-таки сложно назвать почетной позицию за пределами первой сотни, тем более что большинство наших соседей уже там обосновались, а глава украинского государства ставил перед госчиновничьей машиной задачу в нее поспасть. Кроме того, эксперты отмечают целый ворох проблем, не анализируемых непосредственно в отчете, но напрямую связанных с привлекательностью условий для ведения бизнеса в стране.
Общий мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательской деятельности в его нынешней версии в который раз возглавил Сингапур. Также в первую десятку вошли: САР Гонконг, Китай; Новая Зеландия; США; Дания; Малайзия; Республика Корея; Грузия; Норвегия и Великобритания.
Наряду с рейтингом стран по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности также каждый год в докладе отмечаются страны, которые в наибольшей степени улучшили свои результаты по измеряемым индикаторам по сравнению с предыдущим годом. В десятку стран с наилучшими результатами вошли (в прямо пропорциональном порядке): Украина, Руанда, Российская Федерация, Филиппины, Косово, Джибути, Кот-д'Ивуар, Бурунди, Бывшая югославская Республика Македония и Гватемала.
Также Украину назвали одной из стран, которая достигла наибольших результатов в контексте улучшения регуляторной среды в 2012/2013 гг. Как сообщила в комментарии для ZN.UA из Вашингтона Надин Ганнем, директор по коммуникациям направления Глобальных индикаторов и анализа группы Всемирного банка, отмеченный в исследовании прогресс сразу по восьми индикаторам из десяти является для Украины лучшим показателем за последние восемь лет.
Представитель группы Всемирного банка также обращает внимание, что регуляторные реформы, отмеченные в нынешнем году, позволили Украине не только улучшить свой относительный рейтинг, но и стать страной номер один в мире и регионе, сократившей отставание от лучших мировых практик за период с 2009 г. в наибольшей степени (так, если в 2009 г. показатели Украины составляли лишь 38,2% от передовых, то сегодня - 61,3%).
При этом, как подчеркивает Надин Ганнем, для нашей страны остаются актуальными серьезнейшие вызовы, так как местные фирмы продолжают ощущать нормативные препятствия при ведении бизнеса. В результате страна остается в нижней части рейтинга, и ей необходимо проделать серьезный путь, чтобы догнать в нем своих ближайших соседей, таких, например, как Польша (45-е место), Венгрия (54-е), Беларусь (63-е), Румыния (73-е), Молдова (78-е) и Российская Федерация (92-е место). "В связи с этим дальнейшие регуляторные реформы необходимы, чтобы создать эффективную и прозрачную бизнес-среду. Обеспечение выполнения контрактов через суды все еще занимает более года в Украине (378 дней). А выполнение всех необходимых формальностей при внешнеторговых операциях занимает около месяца - 28 дней при импорте и 29 дней при экспорте", - считает представитель Всемирного банка.
Если анализировать результаты рейтинга в разрезе конкретных критериев, то едва ли не самой большой неожиданностью стала неизменность позиций Украины в субрейтинге "Международная торговля". В то время как в недавнем опросе, который ZN.UA проводило среди экспертов и представителей бизнес-сообщества, наиболее ощутимый прогресс прогнозировался именно в этой сфере. Главным образом благодаря вступлению в силу и имплементации нового Таможенного кодекса. Среди ключевых предпосылок для этого называлось, в частности, введение четырехчасового лимита на таможенное оформление и возможность проводить его на любой таможне, расширение практики применения электронного декларирования и т.д.
Авторы же Doing Business констатировали, что да, упрощение в международной торговле Украины произошло. И индикатором этого было названо ускорение подачи таможенных деклараций, сокращение количества физических объемов товаров (время, необходимое для импорта, сократилось с 33 дней до 28, экспорта - с 30 до 29 дней). Однако, как оказалось, эти факторы не перекрыли роста затрат на оформление внешнеторговых операций, в частности, из-за удорожания логистических услуг в портах.
Едва ли не наибольшим сюрпризом стало прямо-таки феноменальное улучшение позиций Украины - сразу на 148 пунктов - по параметру "Получение разрешений на строительство". Сюрпризом потому, что, несмотря на внесение целого ряда законодательных изменений, которые должны были бы улучшить ситуацию, настолько же значительного упрощения на практике строители не ощутили. Разрешительные процедуры как были гиперзабюрократизированы, так такими же и остаются.
Это же касается и кредитования. 13-я позиция Украины в мировом рейтинге по этому критерию на фоне дороговизны кредитов выглядит трагикомично, пусть в рейтинге и учитываются другие параметры выдачи предпринимательских ссуд, такие, как, например, сроки открытия кредитных линий банками. В этом контексте существование большого числа банковских учреждений в Украине (181 по состоянию на 1 октября 2013 г.) все-таки играет свою ключевую положительную роль. Конкуренция, знаете ли.
Учитывая вышесказанное, наблюдатели советуют правительству не слишком тешиться улучшением оценок в Doing Business. По факту во многих случаях быстрые на выдумку украинские чиновники обеспечили рост оценок за счет очень скрупулезного изучения методологии составления рейтинга. То есть изменения "для галочки" отодвинули на второй план реальную полезность нововведений для бизнеса. Кроме этого, это иллюстрирует и недостатки методики составления рейтинга.
Стоит обратить внимание и на то, что подобные украинским "нестыковки" характерны и для других государств. Достаточно показательным в этом контексте является то, что, например, Македония, в которой были зафиксированы реформы в шести сферах из десяти, потеряла в общем рейтинге два пункта. В то время как Болгария, которая вообще не осуществляла реформ, восемь пунктов прибавила.
Впрочем, и говорить на основании вышесказанного об абсолютной оторванности исследования от бизнес-реалий не приходится. С одной стороны, как подчеркивает Надин Ганнем, все изменения в анализируемых регуляторных сферах тщательно проверяются с местными практикующими бизнесменами, аудиторами, юристами и другими представителями частного сектора на основании их реального опыта. С другой - необходимо отметить, что исследование фокусируется на определенных сферах бизнес-регулирования, не покрывая всех важных аспектов для конкурентоспособности экономики и макроэкономической среды в целом. Таких, как, например, контроль коррупции, здравоохранение и образование. Хотя при этом присутствует сильная корреляция между правительственными реформами в контексте Doing Business и других важных направлений.
В конце концов, привести все нюансы существования предприятий малого и среднего бизнеса к единому "для всей планеты" знаменателю, учитывая многообразие моделей регуляторной среды в 189 исследуемых странах, - задача практически нереальная. Вот и рассматривается при анализе гипотетическая стандартизированная фирма, а критерии берутся выборочно, не охватывая всех значимых факторов (о чем составители заявляют и сами).
Другое дело, с какой стороны к получаемым данным подойти и для чего их впоследствии использовать - идентификации реальных проблем или формального очковтирательства и создания только видимости реформ.
И ведь сложно не признать факт существования, например, огромных проблем с подключением к системам энергоснабжения (засвидетельствовать это могут не только строительные компании, но и обычные граждане, решившие своими силами обеспечить себя жильем при строительстве индивидуальных домов и имеющие затем дело с дюжиной бюрократов, очередями, поборами и т.д.).
Та же ситуация и с вопросом защиты прав инвесторов: ухудшение позиций Украины в этой сфере выглядит более чем закономерным на фоне многочисленных жалоб предпринимателей на многочисленные нарушения в судебных инстанциях, правоохранительных органах, чем создается очень даже благоприятная, но не бизнес-, а коррупционная и рейдерская среда.
Отдельного внимания заслуживает и налоговая сфера. Эксперты Всемирного банка отметили упрощение уплаты налогов путем усовершенствования системы электронного документооборота, упрощение отчетности по налогу на прибыль, НДС и соцвзносу, благодаря чему сократилось время на подачу отчетности на 101 час (с 491 до 390 часов), упрощение процедуры получения свидетельства плательщика НДС и т.д.
Учитывая вышеперечисленное, повышение позиций Украины по налоговому параметру только на четыре пункта может показаться неожиданным (по сравнению с 18 прошлогодними). Ведь для рывка Украины в прошлом году предпосылок, казалось бы, было меньше (фактическим локомотивом роста называлось внедрение электронных сервисов подачи налоговой отчетности). Ну и, опять-таки, принимая во внимание сложности в системе администрирования налогов в Украине (на что обращали внимание, в том числе, и во Всемирном банке), поле деятельности для дальнейшего упрощения процедур администрирования еще огромно.
***
Уже после обнародования Doing Business-2014 офис генерального инспектора Госдепартамента США заявил, что бизнес-климат в Украине неблагоприятен из-за слабого верховенства законов. "Американские фирмы часто обращаются за помощью в посольства из-за сложностей в работе с властью", - говорилось в отчете офиса. Неужели после подобного недвусмысленного посыла какой-нибудь среднестатистический американский инвестор (энергетические гиганты не в счет) может захотеть вложить деньги в Украину, даже узнав о ее скачке на 28 или даже 50 пунктов в Doing Business?
Мнение причастных
Александр Клименко, министр доходов и сборов Украины
- Несмотря на отмеченное экспертами Всемирного банка значительное сокращение времени на ведение налоговой отчетности, этот показатель в Украине, надо признать, еще далек от лучших мировых стандартов.
Поэтому мы продолжим "электронизацию" всех процессов администрирования налогов и сборов, над которой работаем давно и системно. Напомню, что нами уже были введены и бесплатные электронные ключи, и разнообразные электронные сервисы на нашем веб-портале, широкие возможности для подачи налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль в онлайн-режиме. В этом году такая возможность появилась и для декларирования доходов физлицами. Завершается тестирование электронного кабинета плательщика, вскоре эта опция будет доступна не только для крупного бизнеса, но и для всех плательщиков. Со следующего года также будет запущен механизм электронных проверок для тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения, в перспективе - и для всего бизнеса.
В более долгосрочной перспективе - внедрение сервисов предварительного заполнения деклараций и интернет-платежей для уплаты налогов, в том числе с помощью мобильных устройств.
Мы не останавливаемся только на электронных сервисах. Запланировано дальнейшее упрощение декларации на прибыль и процедуры подачи декларации по НДС, сближение бухгалтерского и налогового учетов. Уже со следующего года плательщикам не нужно будет получать свидетельство НДС и единого налога, что также упростит ведение бизнеса.
Не менее важна для нас и таможенная сфера. Эксперты Всемирного банка отметили улучшение таможенного администрирования в Украине после введения нового профильного кодекса за счет более быстрого оформления таможенных деклараций и уменьшения количества физических осмотров товаров. Чтобы добиться дальнейшего сокращения этих показателей, Министерство доходов и сборов нацелено на автоматизацию всех процессов на таможне, повышение эффективности системы анализа рисков, снижение влияния человеческого фактора, сокращение времени подготовки разрешительных документов.
В дальнейшем мы планируем развивать систему электронного декларирования за счет уменьшения количества документов в бумажном виде. Работаем над внедрением процедуры принятия электронной таможенной декларации к оформлению с автоматическим присвоением регистрационного номера, а также механизмами принятия автоматизированного решения (без участия инспектора таможни) по возможности выпуска товаров в обращение.
Уверен, что эти и другие запланированные мероприятия позволят нам обеспечить не только дальнейший прогресс в Doing Business, но и реальное улучшение условий предпринимательской деятельности.
Андрей ЗАБЛОВСКИЙ, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине
- Улучшение позиций Украины в нынешнем рейтинге Doing Business-2014 было ожидаемым не только для представителей власти, но и для отечественных и международных экспертов. В рамках специально разработанного "Плана мероприятий по повышению показателей Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса" на протяжении 2012–2013 гг. был разработан и принят ряд законопроектов и нормативных актов по дальнейшему упрощению разрешительной системы в сфере градостроительства, подключения к электросетям, по усовершенствованию механизма регистрации прав собственности, упрощению налоговой системы, имплементации Таможенного кодекса, усовершенствованию деятельности акционерных обществ и защиты прав акционеров, сокращению сроков процедур банкротства и т.д.
Однако многое из запланированного так и не было выполнено, необходимые законопроекты либо "зависли" в парламенте, либо так и не были вовремя (до апреля текущего года) разработаны и поданы на рассмотрение. Например, не был вовремя принят законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса" (регистр. №2258а) и т.п.
Я бы не переоценивал значение этого рейтинга для экономики Украины хотя бы потому, что в последнее время ведется все больше дискуссий в том числе и на уровне экспертов Всемирного банка об адекватности методологии его составления, которая не исключает субъективности и опирается на недостаточно релевантные критерии. Между тем отечественный и иностранный бизнес ожидает реального улучшения легкости ведения бизнеса именно после подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Реальная же картина с дерегуляцией, реформированием разрешительной системы, снижением фискального и коррупционного давления, защитой прав собственности в Украине пока слабо корреспондирует с оценками международных рейтингов, в первую очередь, Doing Business.