ВЕСНА В «ПЕТЛЕ ЛЕФЕВРА»

Поделиться
Первый квартал не оправдал надежды операторов рынка топлива ни динамикой цен, ни взаимопониманием с правительством...

Первый квартал не оправдал надежды операторов рынка топлива ни динамикой цен, ни взаимопониманием с правительством. Лишь в конце марта — начале апреля стоимость нефтепродуктов вышла из коматозного состояния, чему способствовала не экономическая теория «равновесия спроса и предложения», а «философия хозяйства» Николая Бердяева. Рынок, вырываясь из петли Лефевра, реагировал больше на духовную (информацию о выборах, реприватизации, о перспективах слияния, о движении собственников на НПЗ), чем на материальную составляющую (спрос, поставки нефти, меморандум правительства и производителей).

Год назад у трейдеров был популярен анекдот. В Украине разведано новое месторождение нефти, но добыча осложняется тем, что сырье находится в цистернах, которые с большой скоростью движутся по железной дороге из России в Западную Европу. В марте стало ясно, что, несмотря на увеличение потока транзитной нефти благодаря усилиям «Укртранснафти» на 12,2%, расти будет прежде всего количество «нефтяных баррелей», поставляемых на отечественные НПЗ, а не транспортируемых на Запад.

Экзистенциональные потоки

В прошлом месяце российские нефтяники, использовав философию бунта, восстали против сокращения экспорта нефти в дальнее зарубежье. Их поддержал эдакий российский Жан Поль Сартр — советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, назвавший сокращение экспорта самоубийством. В результате правительство РФ утвердило новый график поставки нефти в Украину, и во втором квартале дополнительные квоты получил ряд российских нефтяных компаний. В частности, увеличат объем экспорта НК «ЮКОС», «Тюменская нефтяная компания», «ЛУКойл», «Славнефть» и «Башкнефть» (см. табл. 1).

Но не все российские НК получили дополнительные квоты, не у дел остались крупнейший поставщик сырья в Украину «Татнефть» и надежда неприватизированных западноукраинских НПЗ — «Сургутнефтегаз». «Мы могли бы продавать сырье на украинские НПЗ, в частности, на Кременчугский и Надворнянский. Пока же наши планы связаны с Белоруссией — компания планирует участвовать в приватизации новополоцкого ПО «Нафтан» и поставлять в эту страну 10 млн. тонн нефти в год», — сообщили «ЗН» в пресс-службе «Сургутнефтегаза».

Инфантильность «Сибнефти» и «Сургута» в части украинской приватизации объясняется достаточно просто — между Украиной и Россией так и не урегулирован вопрос двойного налогообложения нефти. «Пока неясно, будет ли отменен НДС на российскую нефть, экспортируемую в Украину. Но даже если его и снимут, нефтяники от этого решения мало что выиграют, так как НДС продолжат взимать в Украине, что, конечно, тоже не идеальный сценарий для инвесторов», — считает Валерий Нестеров, эксперт компании «Тройка диалог». Эту же проблему называют и в «Сургутнефтегазе»: «Компания готова продавать нефть собственникам украинских заводов в больших объемах, чем сегодня. Но к этому пока не готово российское правительство, которое до сих пор не отменило НДС». «Если же у нас появится собственность в Украине, то снятие НДС будет просто необходимо» — подчеркивают эксперты компании.

С 22 марта, когда хозяйственный суд Киева принял решение о незаконности требований правительства платить НДС при ввозе товаров только «живыми деньгами», в Украине снова действует вексельная форма оплаты импортных нефтепродуктов.

По данным Гостаможслужбы, уклонение от уплаты за счет векселей — это старый «народный способ» безналогового импорта бензина и реализации его по демпинговым ценам. Схема здесь проста: фирма-однодневка импортирует ГСМ, продает их, а налоги по векселям не гасит, выводя всю выручку в оффшоры. По словам Дмитрия Герасимова, начальника департамента реализации светлых нефтепродуктов АО «Галнафтогаз», «PLATT’S (котировка нефтепродуктов на мировых рынках, на которую ориентируются иностранные продавцы ГСМ. —О.Г.) сегодня настолько высок, что в Украину уже невыгодно импортировать ГСМ даже с Мажейкяйского НПЗ». То есть стимул для импортеров не платить налоги есть…

К наплыву импортной безналоговой продукции следует прибавить планируемое увеличение выпуска отечественных ГСМ во втором квартале, вследствие чего рынок вновь будет испытан на прочность очередным «перепроизводством» и падением цен на горючее.

Ценовые «неоплатоники»

Март проходил под эгидой выборов в Верховную Раду, что сопровождалось появлением на рынке горючего, произведенного из давальческого сырья и «работающего» на кандидатов в депутаты.

«Динамика цен на ГСМ в крупном и мелком опте в течение марта менялась несколько раз. До 15 числа нефтепродукты продолжали дешеветь, потом началось незначительное повышение цен на ГСМ. Стоимость горючего в рознице была более стабильна. С учетом того, что в марте потребление топлива увеличилось по сравнению с февралем на 50—60%, падение цен можно объяснить лишь одним — предвыборной обстановкой, когда некоторым компаниям было важнее продать ГСМ быстрее, нежели дороже», — рассказывает Д.Герасимов.

Приведенный тезис косвенно подтверждается тем, что сразу по окончании предвыборной гонки с начала апреля цены на нефтепродукты начали расти. Несмотря на то, что средняя стоимость солярки и низкооктановых бензинов в марте снизилась (табл. 2), а высокооктановых бензинов выросла, с начала года фактически все виды и марки светлых нефтепродуктов повысились в цене на 4—20%. Исключение составил бензин марки А-80, который подешевел на 8,3%.

В то же время средняя цена литра бензина А-76, А-80 и Аи-95 на киевских АЗС упала с января по март месяц на 0,85—6,78%, притом что цена Аи-92 и Аи-98 в начале апреля вернулась к январскому уровню и лишь дизельное топливо подорожало на 7,38%. «Стоимость нефтепродуктов более всего снизилась в центральных областях Украины, поскольку именно там работали некоторые давальцы «Укртатнафты», заинтересованные в быстрой продаже топлива для аккумулирования денег под выборы», — считает Алексей Кулик, маркетолог ТД «Нафта-Херсон».

Разбитые надежды на рост цен стали главным лейтмотивом работы рынка нефтепродуктов в первом квартале. Незначительное увеличение стоимости в опте нивелировалось стабильностью розничных расценок. Ситуация стала настолько сложной, что о реальности стирания границ рентабельности в торговле нефтепродуктами заговорили не только трейдеры, но и производители. «Главные сложности, которые присутствуют при работе операторов на рынке ГСМ, — это непоследовательность государственной фискальной политики в части налогообложения НПЗ. Сбор налогов с нефтяников по кривой Лефевра находится в той точке, где за счет чрезмерных налогов страна не получает дополнительных поступлений. И, к сожалению, министерства экономики и финансов не хотят это понять. Выход есть — это повышение цен на ГСМ или снижение налогов для НПЗ», — комментирует ситуацию на рынке Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований.

Еще одним фактором, дестабилизирующим рынок, по мнению Я.Жалило, стало сообщение о новом законодательстве в сфере реприватизации предприятий. Впрочем, сами производители, изучив документ, не проявили беспокойства. «Мы были несколько насторожены тем, что одной из задач Верховной Рады нового созыва будет рассмотрение проекта закона «О реприватизации». Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что государство волнует не собственно реприватизация, а регулирование взаимоотношений собственника и приватизируемого объекта так, чтобы не было прецедентов, когда заводы покупают только для того, чтобы их закрыть и таким образом убрать конкурента», — говорит Сергей Дорожкин, вице-президент «ТНК-Украина».

Подписанный в феврале между Кабинетом министров и производителями ГСМ документ из «М» (меморандум) превратился в «МММ» (меморандум моменто море). Кабмин настоятельно рекомендует НПЗ оставаться законопослушными «хорошими гражданами», которые «должны забывать о нанесенных государством частных обидах». При этом с завидным упорством правительство забывает о существовании НДС на поставляемую из России нефть (что требует решения на государственном уровне) и избирательного принципа доступа к аукционам. Ситуация, точно, как у Макиавелли.

Общественный рационализм

В марте государство и частные компании занимались декартовским рационализмом. Правительство отличилось «успешной» продажей нефтяного сырья в нужные руки. На мартовском аукционе по продаже нефти «Укртатнафта- Центр», «ТНК- Украина» и «ЛУКойл-Украина» в торгах участия не принимали. Причем только «ТНК- Украина» проявила упорство и вновь подала заявку на участие в аукционе. «ЛУКойл-Украина» даже не стала подавать заявку поскольку предполагала, что компанию не допустят к аукциону», — высказал предположение источник «ЗН» на УМВБ. Это утверждение имеет под собой все основания, если учесть, что «ТНК-Украина» второй раз не допустили к торгам «по техническим причинам».

В то же время динамика объемов реализации нефти на аукционах является зеркальным отображением положительных тенденций в мире. В частности, если продажа нефти на International Petroleum Exchange в марте стала рекордной с начала года (1,8 млрд. баррелей), на УМВБ она снизилась, по сравнению с предыдущим месяцем, на 26,3%, а рост мировых цен на нефть превысил украинские на 17,6%.

Более того, в НАК «Нефтегаз Украина» считают, что «мавр сделал свое дело», и, возможно, уже в этом квартале аукционы прекратят свое существование, а нефть «Укрнафти» будет направляться на три НПЗ, которые имеют в основном государственную долю собственности — «Укртатнафта», «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК «Галичина».

Любопытные события происходили не только на бирже, но и на розничном фронте, где владельцы АЗС продолжали приглядываться к «властелинам джобберских колец». Некоторые из последних очертили пределы собственных планов. Так, об увеличении числа АЗС с двенадцати до ста заявила «Нафта- Херсон» (торговая марка «Альянс»), со 150 до 285 — львовская «Галнафтогаз» («ОККО»), с 88 до 150 — «ЛУКойл-Украина» («ЛУКойл»).

«Новых операторов на рынке не появилось, но компании «ЛУКойл-Украина» и «Галнафтогаз» заявили о расширении сбытовых сетей. При этом планы «ЛУКойла» можно поставить под сомнение, очень сложно до конца года набрать в френчайзинговую сеть 150 АЗС. Впрочем, «ЛУКойл-Украина» и сегодня значительную часть производимых ГСМ экспортирует в Молдову и Восточную Европу», — комментирует планы компаний А.Кулик. Если в прошлом году основные события по формированию розничных сетей проходили на востоке Украины, то в этом переместились в центральные и западные регионы. «В Западной Украине сегодня три основных розничных фигуранта: «ОККО», «WOG» и «ТНК». Сеть АЗС «ОККО» принадлежит нам, «WOG» — владельцу «Галичины», компании «Лен-континиум», а под брендом ТНК работают заправочные станции компаний «Альфа-нафта», «Авиас» и «Сентоза». Любопытно, что «Славнефть», которая в прошлом году пыталась развивать на Западе свою сеть, пока этого не делает — сказывается нехватка ресурса», — рассказывает Д.Герасимов.

Автономия партнерства

Как сообщил «ЗН» Николай Приймак, генеральный директор «Укрнефтехимпереработки», «в этом году в Украине ожидается три основных объединения. Во-первых, скорее всего, будет создано СП между «Укртатнафтой» и «Укрнафтой», поскольку те 1,8 млн. тонн нефти, которые поступают с «Ахтырканефтегаза» на Кременчугский НПЗ, могут поставляться в рамках совместного предприятия. Что будет более честно, чем отменить аукционы и вновь вести ручную разнарядку по сырью. Во-вторых, «Роснефть» все же станет собственником ОАО «Херсоннефтепереработка», выкупив 25%+1 акций этого производителя. И, в третьих, создание альянса BP/Amoco и ТНК приведет к перевыполнению инвестобязательств в Лисичанске и, как следствие, еще более активной экспансии международных нефтяных компаний».

Кантовская «автономия воли» определяется субъективностью побуждений и моральностью выбора. Когда речь заходит о выборе бизнес-партнера, добавляется и экономическая целесообразность. Например, третья по величине в мире нефтяная компания ВР/Amoco, которая имеет опыт работы в Украине, внимательно отслеживает состояние местного рынка нефтепродуктов. «Мы уже имели сеть собственных заправочных станций в Украине, но в прошлом году приняли решение об их закрытии, ввиду того, что стоимость топлива на них не конкурировала с общей ценой рынка. Конечно, если будет экономическая эффективность работы в Украине, мы вновь начнем осваивать рынок. Планы по возвращению, совместно с российской нефтяной компанией, рассматриваются», — осторожно комментирует перспективы Питер Хеншоу, директор по связям с общественностью представительства British Petroleum (Москва).

Украинские эксперты оптимистично оценивают перспективы возвращения BP в страну. Пока основные критики приватизации отечественных НПЗ делали упор на то, что практически все НПЗ (за исключением «Херсоннефтепереработки») передаются в руки российским нефтяным компаниям, что увеличивает энергетическую зависимость Украины от России. Приход же в Украину крупного международного игрока, каким является ВР/Amoco, не только на розничный рынок, но и в сферу производства, может диверсифицировать поставку энергоносителей. Это, по мнению специалистов СНБОУ, отвечает требованиям энергетической безопасности государства. «В большинстве стран Восточной Европы рынок нефтепродуктов контролируется крупнейшими нефтяными альянсами Exxon/Mobil, Chevron/Texaco, BP/Amoco, Total/Elf/Fina, Neste/Fortum, Conoco/Philips Petroleum, и потребители (ввиду качества услуг) и государства (ввиду стабильности) от этого только выигрывают. Если мы будем работать именно с международными корпорациями, за счет их объединения с нефтяниками России, они выступят в качестве гаранта стабильности поставок сырья в Украину и помогут россиянам с дополнительными инвестициями», — говорит Лидия Кузнецова, государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ.

Эмпирические рекорды

Английский пуританин Джон Локк считал, что невозможно знать все. Работа НПЗ строилась именно по этому эмпирическому принципу — невозможно было предугадать высокие рекорды переработки при критически низких ценах на ГСМ.

В марте на отечественные НПЗ было поставлено 2,08 млн., а переработано 1,86 млн. тонн углеводородного сырья, что стало своеобразным рекордом (см. табл. 3). С 1 января по 31 марта на заводы было закачено 3942,8 тыс. тонн российской, 802,9 тыс. тонн казахстанской и 615,8 тыс. тонн украинской нефти. Причем сырье из трех стран поступало только на «Укртатнафту». Казахстанское сырье не поставлялось на «Галичину», «Нефтехимик Прикарпатья» и «ЛиНОС», украинское — на «ЛиНОС», «Херсоннефтепереработку» и «ЛУКойл-Одесский НПЗ».

Все заводы в марте потрудились на славу, за исключением «Нафтохимика Прикарпатья», который простоял семнадцать дней. Тройка лидеров переработки сырья претерпела некоторые изменения. Вместо «ЛУКойл-Одесский НПЗ», вслед за «Укртатнафтой», переработавшей с начала года 1966,6 тыс. тонн нефти и «ЛиНОСом» (1304,5 тыс. тонн) почетное третье место заняла НПК «Галичина» (493,5 тыс. тонн). Рекордным получился месяц и с точки зрения производства бензинов и дизтоплива, которых было произведено 977,5 тыс. тонн. Две трети светлых нефтепродуктов поставили на рынок «Укртатнафта» и «ЛиНОС». В целом же с начала года производители поставили на рынок 1094,2 тыс. тонн автомобильных бензинов, 1359,3 тыс. тонн дизеля и 1671,7 тыс. тонн мазута.

Рекордным стал месяц и с точки зрения рентабельности производства и продажи отечественных нефтепродуктов. Как сообщили представители НПЗ, рентабельность колебалась в минимальных пределах — от 3 до 7%. «На сбытовую стратегию компаний — владельцев НПЗ низкая стоимость топлива влияет очень отрицательно. Складывается парадоксальная ситуация, когда выгодней экспортировать нефть, чем переработать ее и продать готовые ГСМ в Украине. Государство не должно «давить» на трейдеров, которые играют на повышение в разумных пределах», — подводит итог Валерий Чихеев, технический директор ОАО «ЛУКойл-Одесский НПЗ».

В конце марта решением Киевского апелляционного хозяйственного суда были возвращены в собственность ЗАО «Укртатнафта» пакеты акций, принадлежавшие швейцарской корпорации Sea Group International Inc. (9,960% уставного фонда) и американской компании AmRUZ Treading AG (8,336% уставного фонда). Ранее эти «иностранные инвесторы» пытались опротестовать решение Хозяйственного суда города Киева, которое он вынес по искам ФГИУ, о признании недействительными контрактов купли-продажи Sea Group International Inc. и AmRUZ Treading AG корпоративных прав в виде простых именных акций ЗАО «Укртатнафта». Судьбой возвращенного пакета акций (18,3%) будет в ближайшее время заниматься наблюдательный совет и общее собрание акционеров ЗАО. Наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития Кременчугского НПЗ включает в себя создание в этом году вертикально-интегрированной компании с участием «Укртатнафти» и «Укрнафти», что, в частности, предложил Юрий Бойко, нынешний руководитель «Нефтегаза Украины».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме