Кажется, проект транспортировки каспийской нефти в Западную Европу как никогда ранее приобретает статус реальности. В его поддержку высказались Штаты, а Европейский Союз поспешил включить его в свою энергетическую стратегию. Чувствуя атмосферу конкуренции, глава Украинского государства подчеркивает, что труба пустой не останется. Президент ОАО «Укртранснафта» и специальный уполномоченный по вопросам развития Евро-Азийского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук заявляет, что теперь сорвать запуск нефтепровода могут только форс-мажорные обстоятельства, имея в виду какие-то чрезвычайные потрясения или природные катаклизмы.
Не предполагал господин уполномоченный, что форс-мажор может быть совершенно иного толка. Информационного. Вернее, дезинформационного. Ведь его идеологи наверняка знают, что в этом грязном запутанном потоке если не увязнешь, то хорошенько намаешься, отвлекаясь от основных дел. Именно на это и надеялись те, кто затевал «информационную войну»: проверка фактов и устранение домыслов потребует немало времени. Зарубежные компаньоны всегда с опаской относились ко всякого рода проволочкам в постсоветских государствах, и нынче, когда проект вот-вот готов заработать, оттяжка во времени для некоторых как нельзя кстати. Правда, руководство ОАО «Укртранснафта», чуя за собой правоту, заняло философскую позицию: мол, собаки лают… Караван идет, но тем не менее успешному продвижению проекта газетные «утки» все же мешают. Информационное сопровождение нефтепровода Одесса—Броды так или иначе должно быть открытым, а заинтересованные субъекты после появления в столичной и региональной прессе черного пиара частично дезинформированы относительно реального положения вещей.
Некоторые средства массовой информации, кои кичатся своими традициями и демократичностью, поспешили оповестить читателей, что главного нефтетранспортника Александра Тодийчука уволят с занимаемой должности уже в ближайшее время. Стало быть, любое его мнение либо приведенные тезисы не могут восприниматься всерьез. Но факты, как говорят, упрямая вещь: буквально в последний день июля подписаны новые украинско-польские меморандумы о строительстве нефтепровода Броды — Плоцк и поставке нефти на «Орлен» (НПЗ «Плоцк»). Стало быть, слухи продолжают оставаться слухами или просто дезинформацией.
Однако столь очевидно и то, что многие и у нас в стране, и за рубежом во что бы то ни стало пытаются этот самый нефтепровод облачить в конфликтные политические схемы. В преддверии избирательной кампании стратегические объекты становятся еще более лакомыми, а лагерь оппонентов активно пополняется новыми радетелями за интересы страны. И никого особо не волнует, как это отразится на рядовых гражданах нашей державы, что скажет о наших внутренних распрях Европа? Хотя Европа и другие страны уже намекают на то, что пора бы определиться с правилами игры в реализации столь масштабного проекта. Результаты его реализации, безусловно, повлияют на уровень восприятия нашей страны и перспективы других крупных проектов.
Вот почему разворачивается безудержный виток борьбы, призванный обречь проект на провал, и почему «Укртранснафта» «вдруг» очутилась в центре внимания в Украине, России, Польше, других странах. Особенно после того, как нефтепровод начал реально занимать достойные позиции в европейской энергетической системе. Желая угодить своим заказчикам, коллеги некоторых изданий стали проявлять недюжинный интерес и к нефтепроводу, и к ОАО, и к господину Тодийчуку, его возглавляющему.
В выражениях особо не стесняясь и в экономические расчеты не вникая, одна львовская, несколько киевских газет и программ телевидения «констатируют», что в последние два года ОАО «Укртранснафта» превратилось в тормоз украинской нефтетранспортной отрасли, очередную «черную дыру» госбюджета. И все это «благодаря» усилиям одного-единственного неуправляемого человека — руководителя компании. И деньги государственные разбазаривает, и в авантюрные проекты ввязывается, и собственные интересы ставит гораздо выше общественных, и даже лишился элементарных патриотических чувств. На последнюю мысль авторов статей, по идеологии и фактажу очень похожих (видимо, одни и те же люди руководили журналистской рукой), навел «более пристальный анализ» контактов с зарубежными структурами.
К слову, правление ОАО «Укртранснафта» уже отреагировало на публикации в СМИ — по своей инициативе создало специальную юридическую группу из числа представителей третьей стороны, дабы она разобралась основательно. По мнению ее членов, факты, не соответствующие действительности, и критические утверждения, базирующиеся на этих фактах, создают негативный имидж проекту, деятельности компании, уничижают деловую репутацию большого коллектива специалистов.
Оскорбительными для акционеров стали непроверенные данные относительно экономических показателей компании. Как и то, что конкурсный отбор известных в деловом мире иностранных партнеров, привлеченных для реализации проекта, комментировался некоторыми журналистами как элементарное «отмывание денег». Нельзя обо всем судить со своей колокольни. По мнению независимой правовой консультации, такая дезинформация на страницах печати нацелена не только на снижение престижа «Укртранснафти», но и имиджа государства в целом. Ибо, если верить публикациям, позиция главного нефтетранспортника идет вразрез с указаниями Президента и правительства.
Действительно, должна быть мера журналистским фантазиям. Слишком много интересов переплелось вокруг нефтяных нитей, того и гляди, все запутается в тугой клубок, обрастет узлами, которые ни один Гордий не разрубит. Особенно сейчас, когда зреет новый виток распрей под кодовым названием «реверс». Борьба за доминирование в проекте, подтверждающая вывод, что ситуация из сферы экономики переходит в политическую плоскость, подбирается к своему апогею. Нынче мощные политические силы не предлагают, а, по существу, требуют использовать нефтепровод в «реверсном» варианте. Баланс интересов, похоже, поставит в тупик не только нынешних представителей высшей власти, но и потенциальных кандидатов на власть в будущем, если «дискуссии» на столь важную тему будут носить заказной характер. Как бы и дальше в черном пиаре нам не преуспевать больше, чем в создании новых, чистых и полезных для мирового сообщества проектов. Ведь люди давно уже ждут от нас именно последнего.