Нет смысла напоминать о том, что еще два года назад исполнительское мастерство секстета украинских нефтеперерабатывающих заводов в финансовом смысле представляло собой «арию долговой ямы». Замкнутый круг — отсутствие оборотных средств и возможности купить сырье, простои, рост кредиторской задолженности — напоминал вращение ручки старой шарманки, издающей заунывный полускрип. Изменение потребительского отношения к НПЗ со стороны государства, появление менеджеров новой волны, наконец, приход инвесторов изменили положение вещей. И хотя сегодня «финансовая песнь» еще далека от «полного мажора», но эти нотки звучат все громче.
Прежде, чем оценить работу производителей нефтепродуктов в прошлом году, вспомним, с чего начинался этот «производственный романс». В конце 1999 года, по данным Фонда госимущества, общая сумма долгов шести НПЗ (включающая в себя кредиторскую задолженность, долги перед государством и внешними кредиторами, по заработной плате и перед фондами) составляла полмиллиарда долларов.
Ситуация усугублялась тем, что согласно программе «Нефть и газ Украины 1992—2010 гг.», минимальный объем необходимых инвестиций в отрасль должен составить1,58 млрд. долл. К 1999 году в производство было вложено только 300 млн. долл. (За такой же период, например, в 17 НПЗ Франции было инвестировано почти 3 млрд. долл.) С 1999 по 2005 год, согласно упомянутой программе, в украинскую переработку нефти необходимо инвестировать 600 млн. долл., для чего внутренних резервов у государства явно не хватает. Этим, кроме прочего, определялась программа приватизации НПЗ.
Приход иностранных инвесторов в лице «ЛУКОЙЛа», «Тюменской нефтяной компании», «Казахойла» и начало более активной работы «Татнефти» привели к финансовым изменениям. Во-вторых, больше нефти как украинской, так и российской потекло на «Галичину» и «Нафтохімік Прикарпаття». В-третьих, в Украине появилась конкурентная среда, которую пока заполняют преимущественно НПЗ, на которых работают российские и казахские инвесторы. Но наиболее минорная нота в этом романсе традиционно принадлежит ГНАУ, которой отводится основная роль в пополнении бюджета.
А капелла
Прошлый год для отечественных НПЗ стал переломным в производственном и сложным в финансовом отношении. «Объем выпуска товарной продукции в действующих ценах в 2001 году составил 1975 млн. грн. или 195,1% от аналогичного периода 2000 года. Предприятия исправно рассчитывались с бюджетом. Всего в 2001 году заводами было внесено в бюджет 263,6 млн. грн. С приходом в Украину нефтяных компаний ТНК, «Казахойл» значительно улучшился социальный климат в коллективах предприятий, в частности возросла заработная плата работников, в среднем по отрасли в 1,4—2,1 раза», — говорит генеральный директор «Укрнефтехимпереработки» Николай Примак.
В первом квартале текущего года почти в три раза увеличились отчисления производителей в бюджет — с 56 млн. грн. в 2001 году до 166 млн. грн. в нынешнем. И все же налоговая база заставляет владельцев предприятий перерабатывать нефть на давальческих условиях (так дешевле), в связи с чем, по данным «Укрнефтехимпереработки», на большинстве заводов 87—100% нефти перерабатывалось хоть и хозяевами предприятий, но по давальческой схеме.
Значительная часть заработанных НПЗ в прошлом году средств ушла на погашение задолженности, пополнение оборотных средств и инвестиции. Общий объем капиталовложений в собственное производство предприятий отрасли составил в 2001 году 148 млн. грн. (за год увеличился на 61 млн. грн.). Дебиторская задолженность НПЗ за прошлый год снизилась на 30% и составила в целом по отрасли 531 млн. грн. (в 2000 году — 793 млн. грн.); кредиторская задолженность увеличилась с 909 млн. грн. до 1157 млн. грн. (на 28%).
Соло на заводской трубе:
ОАО «Галичина»
«НПК «Галичина», несмотря на прошедшую в информагентствах информацию о прибыльной работе в прошлом году, на деле закончила год «по нулям». Несмотря на это предприятие вложило в развитие производства 4,5 млн. грн., значительная часть которых пошла на наладку работы комплекса по производству высокооктанового бензина марки Аи-95 и Аи-98. В этом году на заводе произведены первые тонны 98-го бензина.
При том, что кредиторская задолженность предприятия в прошлом году была сведена почти к нулю, дебиторская наращивалась. Только ГАК «Хлеб Украины» задолжал предприятию почти 30 млн. грн. «Основная финансовая проблема завода — это дебиторы, которые не возвращают свои долги в размере 59 млн. грн. Еще одна сложность — это государственное решение, согласно которому мы вынуждены выплачивать акцизный сбор», — говорит коммерческий директор АО «НПК «Галичина» Александр Шубко. Именно из-за увеличения фискального давления — лишению возможности ухода от уплаты акцизного сбора, двойному НДС на российскую нефть, увеличению экспортной пошлины на нее, а также по причине роста мировых цен на нефть продукция украинских производителей стремительно дорожает.
ЗАО «Укртатнафта»
ЗАО «Укртатнафта», перерабатывающее на давальческих условиях 87% поступившей на завод нефти, отработало в прошлом году с убытками, которые объясняются госзадолженностью перед «Татнефтью», которую завод погашает за счет процессинга. (Татарская сторона поставляет на предприятие 600—700 тыс. тонн нефти в месяц.) В то же время, по данным пресс-службы «Укртатнафти», в 2001 году на «предприятии были предусмотрены капитальные вложения в строительство объектов промышленного назначения, общая сумма которых по итогам года составила 20 683 тыс. грн.». Начало активной поставки сырья на завод «Татнефтью» положительно повлияло на финансовые показатели работы. Так, если с января по август 2001 года ЗАО понесло убыток в 330,8 млн. грн., то с сентября по декабрь — получило 4,1 млн. грн. прибыли. Одновременно, были сокращены затраты на простои производственных установок, которые в первом полугодии составили 1,5 млн. грн, а во втором — 26 тыс. грн.
О системе распределения финансовых потоков говорит следующий факт. Кредиторская задолженность перед банками «Укртатнафти» по состоянию на 1 августа 2001 года составляла 69 млн. грн., а на 17 января сего года — 24 млн. грн. За прошлый год выросло не только число работников, которое к концу года составило 3,5 тыс. человек, но и их зарплата, в среднем до 1043 грн. По мнению руководства, улучшению финансовой ситуации способствовало увеличение экспортного потенциала ЗАО. Если в третьем квартале было экспортировано 10 тыс. тонн нефтепродуктов, то в четвертом — 25,6 тыс. тонн.
Низкая же цена нефтепродуктов на внутреннем рынке, по расчетам экспертов «Татарстан-Украина», приводила к убыткам завода. В частности, при переработке партии 50 тыс. тонн татарской нефти, при стоимости тонны сырья на «задвижке» «Укртатнафти» в 145 долл., рентабельность ее переработки составляет минус 6,44%. При заданной цене нефти (145 долл./тонна) для получения нулевой рентабельности бензин марки А-76 нужно продать по цене выше, чем 1840 грн. за тонну, Аи-92 и Аи-95 — выше, чем 1970 и 2240 грн. за тонну соответственно, а дизтопливо — по 1710 грн. К этим ценам рынок только сегодня подходит, но готов ли к ним потребитель, ответить сложно.
ОАО «Нафтохімік
Прикарпаття»
Именно ценовым дисбалансом (когда горючее стоило дешевле, чем себестоимость его производства) объясняют в ОАО «Нафтохімік Прикарпаття» стремительный рост цен в мае текущего года. Поставки нефти на «Нафтохімік» за пять месяцев 2002 года, по сравнению с прошлым годом, выросли на 540 тыс. тонн, а производство бензина — на 111 тыс. тонн, дизтоплива — на 173 тыс. тонн, что позволяет надеяться на завершение строительства нефтепровода Жулин—Надвирна.
«Предприятие работало стабильно, выплачивалась заработная плата, налоги. Хорошо, что на протяжении прошлого года не ощущалось давления украинского правительства в части ценообразования на рынке нефтепродуктов. К негативным сторонам работы можно отнести неясную ситуация с ОАО «Укрнефть», когда, имея одних совладельцев с добытчиком сырья, «Нафтохімік» несколько раз даже не был допущен на торги украинской нефтью», — комментирует «ЗН» работу предприятия Иван Стельмах, заместитель финансового директора АО «Нафтохімік Прикарпаття».
В прошлом году завод заработал 2,6 млн. грн. прибыли, при том, что в бюджеты всех уровней выплачено 4,6 млн. грн. и в Пенсионный фонд — 3,3 млн. грн. Средняя заработная плата на предприятии выросла по сравнению с предыдущим годом на 137,2% и составила 585 грн.
«ЛУКОЙЛ—
Одесский НПЗ»
По данным «Укрнефтехимпереработки», в прошлом году «ЛУКОЙЛ—Одесский НПЗ» израсходовал в виде капитальных вложений около 58 млн. грн., получив при этом по итогам года 777 тыс. грн. чистой прибыли. В 2001 году практически без остановки производства была проведена реконструкция установки первичной переработки нефти, позволившая на 3% увеличить выход ценных светлых нефтепродуктов, освоить новый вид продукции — вакуумный газойль. В текущем году на комплексе гидроочистки авиационного керосина и дизтоплива произведена замена катализатора, позволившая обеспечить производство дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % и топлива для реактивных самолетов.
По состоянию на 12 июня 2002 года дизельное топливо с низким содержанием серы в Украине производят только два завода — «ЛУКОЙЛ—Одесский НПЗ» и ЛиНОС. В 2002—2004 году «ЛУКОЙЛ» запланировал направить на развитие предприятия 39,7 млн. долл.
ОАО «ЛиНОС»
По словам Н.Примака, «большая кредиторская и бюджетная задолженность «Лисичанскнефтеоргсинтеза» объясняется тем, что предприятие в прошлом году погасило кредиторской задолженности больше, чем другие заводы». В Пенсионный фонд было уплачено 400 тыс. грн., погашены долги по зарплате в размере 3,8 млн. грн., налоговые долги — 10,7 млн. грн. После приватизации оборотные средства ЛиНОСа пополнены более, чем на 13 млн. грн.
«За счет бесперебойной работы предприятие получило необходимые средства на модернизацию, социальные проекты, погашение задолженности перед кредиторами, бюджетом. Кроме того, благодаря стабильной работе НПЗ, удалось в 2—3 раза повысить заработную плату рабочим. Но складывается необычная ситуация — предприятие фактически стало работать гораздо лучше, а по бумагам финансовые результаты завода ухудшились», — говорит «ЗН» Александр Городецкий, президент «ТНК-Украина». В прошлом году предприятие заработало 54 млн. грн. прибыли от торгово-посреднической деятельности. Однако, согласно отчетности, завод сработал с убытками. Объясняется это достаточно просто. «Когда мы приобрели предприятие, завод был убыточным и на сегодня эти долги числятся за НПЗ, хотя и сократились. Приводя в нормальное состояние бухгалтерскую отчетность предприятия мы обнаружили огромное количество внебалансовых операций. Эти операции мы отразили в бухгалтерском отчете, что, естественно, повлекло ухудшение финансового положения завода на бумаге. Но по факту ОАО «ЛиНОС» получило в 2001 году 54 млн. грн. прибыли», — объясняет А.Городецкий.
По данным «Укрнефтехимпереработки», на 1 января 2002 года в ЛиНОС инвестировано более 15 млн. долл., в ближайшие 3—5 лет объем инвестиций составит 65 млн. долл., из которых 7,4 млн. долл. приходится на текущий год.
ОАО «Херсоннефтепереработка»
В 2001 году завершился первый этап программы модернизации ОАО «Херсоннефтепереработка» — проведена реконструкция риформинга, установлен новый биметаллический катализатор. За счет этого завод приступил к выпуску высокооктановых бензинов и нового зимнего дизельного топлива с температурой застывания минус 25 градусов. Начат второй этап модернизации, в ходе которого планируется реконструкция установки АВТ-2. По данным «Укрнефтехимпереработки», капвложения в «Херсоннефтепереработку» на начало прошлого года составляли 2,9 млн. грн., а к концу года — уже 7,8 млн. грн. За 2001-й в несколько раз сократилась кредиторская задолженность предприятия. «Основной итог работы завода за прошлый год — это полученная чистая прибыль в размере 7,426 млн. грн., тогда как еще в 2000 году предприятие было убыточным. Прибыль удалось получить за счет увеличения объемов переработки, модернизации предприятия, введения новой системы управления,» — комментирует ситуацию Ольга Сергеева, пресс-служба НК «Альянс».
Итоги
Подводя общие итоги финансовой работы НПЗ, можно отметить, что наибольшей проблемой в прошлом году оставались возросшие мировые цены на нефть, введение Россией НДС на углеводородное сырье и отрицательная конъюнктура внутреннего рынка, где было реализовано почти 90% произведенных нефтепродуктов. Все это негативно влияло на финансовые показатели работы НПЗ. Прошлогодние фискальные проблемы актуальны и сегодня. В значительной мере рост цен на нефтепродукты происходит не за счет увеличения прибыли производителей, а за счет увеличения фискальных выплат, большая часть которых остается в российском бюджете. Производители надеются на то, что правительству удастся стабилизировать цены на нефтепродукты рыночными методами, в частности договорившись на межправительственном уровне об отмене НДС на экспорт российской нефти в Украину. Произойдет ли это, скоро узнаем.