Представители государственных и негосударственных газоторговых компаний Украины заявляют, что в настоящее время так окончательно и неясно, какой будет система поставок и оплаты импортного газа в Украину в 1996 году. Между тем, неопределенность усугубляется «интересным» положением отечественной нефтяной и газовой промышленности. Одна была беда у нефтяников и газовиков - неплатежи и налоговое бремя. А с недавних пор депутатский корпус решил «не пущать» и приватизацию в отрасли. Поэтому сегодня нефтегазовая отрасль так и не знает, «на каком свете» она находится: уже не государственная, но еще не акционерная.
В описанное «интересное» положение «Укргазпром», «Укрнефть», а с ними и все остальные предприятия нефтегазового комплекса поставлены еще 19 сентября - в связи с рождением в парламенте масштабного постановления «О внесении дополнений в перечень объектов, не подлежащих приватизации в связи с их общегосударственным значением, утвержденный постановлением Верховного Совета Украины от 3 марта 1995 года». В соответствии с данным документом все основные составляющие предприятий по добыче, хранению и транспортировке нефти и газа оказались в списке не подлежащих приватизации.
Формальным поводом для этого послужил скандал вокруг создания украино-российского СП «Газтранзит», которое предусматривало передачу в фонд СП двух крупнейших украинских подземных газохранилищ. Попытки парламента в марте, апреле и июне 1995 года блокировать создание «Газтранзита» как противоречащее действующему законодательству по вопросам приватизации оказались безуспешными. Хотя депутаты и ссылались на декрет Кабмина от 31 декабря 1992 года «О перечне имущественных комплексов государственных предприятий, организаций, их структурных подразделений основного производства, приватизация или передача в аренду которых не допускается». Проблема оказалась в том, что названный декрет не содержит прямого упоминания о подземных хранилищах газа - в нем речь идет об «объектах магистральных трубопроводов». Как и в принятом Верховным Советом постановлении от 3 марта 1995 года.
Здесь уместно привести толкование понятия «объекты магистральных трубопроводов», которое дают ему представители нефтяной и газовой отрасли. Оказывается, с давних пор к этим объектам относятся все трубы, связанные с ними насосы и компрессорные станции, подземные хранилища газа и нефти и еще целая куча имущества, без которой ни один трубопровод не способен выполнять свою функцию - перекачивать и хранить углеводородное сырье.
Это объяснение нефтяники и газовики не придумали сами впопыхах, а взяли из «Горной энциклопедии». Можете сами проверить по московскому изданию 1987 года, том 1, страницы 412 и 502. С тех пор ничего не менялось, и новая украинская версия не издавалась.
Так что если бы депутаты сначала поинтересовались у работников отрасли, о чем, собственно, идет речь, то, наверное, не понадобилось бы столько времени тратить на принятие постановлений, цель которых, по-видимому, - вдолбить всем, что магистральные трубопроводы и хранилища не могут входить в имущество акционируемых предприятий, а, значит, приватизироваться. Тем более, что все магистральные трубопроводы (и прочее хозяйство, к ним относящееся), как стратегически важные объекты, никогда не принадлежали ни государственным, ни акционируемым предприятиям. Те же «Укргазпром», «Укрнефть» получили от государства полномочия их использовать. В уставные фонды этих акционерных обществ названное имущество не внесено.
Кроме запрета на приватизацию предприятий трубопроводного транспорта (нефте-, газо-, продуктопроводов и хранилищ, в том числе подземных и нефтехранилищ), сентябрьское постановление парламента практически аннулировало большинство приказов Фонда госимущества Украины о приватизации предприятий нефтегазовой промышленности Украины. Из состава разгосударствляемых объединений «Укрнефть», «Укргазпром», «Черноморнефтегаз», «Укрнефтепродукт» были исключены все основные структурные подразделения, уже зарегистрированные ФГИ как дочерние предприятия создаваемых акционерных обществ. Более того, дочерние предприятия в мгновение ока превратились в государственные (возможно, вследствие некоторого созвучия украинских слов «дочiрнi» и «державнi»?) и переданы Госнефтегазпрому Украины - преемнику Госкомнефтегаза, который управлял ими до 1995 года.
По мнению представителей «Укрнефти» и Антимонопольного комитета, такое решение парламента, по крайней мере в той части, которая касается подразделений этого акционерного общества, противоречит действующему приватизационному законодательству. Судите сами: решение о приватизации «Укрнефти» принято Фондом госимущества Украины еще в январе 1995 года. В августе на предприятии завершена льготная подписка на акции. Более того, пакет акций АО выставлен на ноябрьский сертификатный аукцион: к продаже предложено 787605 ценных бумаг. Все это дает основания председателю правления «Укрнефти» Борису Зарицкому настаивать на пресечении нарушения прав учредителей и акционеров, а также нарушения ст.5 п.3 Закона Украины «О приватизации имущества государственных предприятий».
Руководство «Укрнефти», «Укргазпрома» и Фонда госимущества Украины уже обращалось в Верховный Совет и Кабинет министров Украины с протестом против переподчинения дочерних предприятий нефтегазового комплекса в частности, добывающих. В начале октября Кабинет министров рекомендовал парламенту пересмотреть свое решение от 19 сентября (в частности, по «Укнефти» и «Укргазпрому»), как противоречащее постановлению правительства от 15 мая 1995 года «Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной приватизации в 1995 году». Однако, после всех обращений, просьб и требований нефтяников и газовиков и даже после обещаний депутатов «исправить допущенные неточности», 2 ноября вынесен очередной приговор - постановление Верховного Совета «Об устранении нарушений действующего законодательства Украины по вопросам приватизации нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». На сей раз под горячую депутатскую руку попала вся отрасль - «от скважины до бензоколонки», а не только «Укрнефть» и «Укргазпром».
Как предписано парламентом, до 2 декабря должны быть прекращены начатые процессы приватизации объектов нефтегазовой промышленности Украины, нарушающие требования действующего законодательства Украины по вопросам приватизации. Кроме того, Верховный Совет настаивает на отмене Фондом госимущества Украины приказов, которые, по мнению парламентариев, противоречат декрету Кабмина от 31 декабря 1992 года. Правительству поручено до 2 декабря аннулировать незаконную перерегистрацию госпредприятий нефтегазовой отрасли в дочерние предприятия акционерных обществ.
А пока суд да дело, работники отрасли 23 ноября срочно созвали конференцию профсоюзов работников и представителей трудовых коллективов нефтегазовых предприятий. Разослали вежливые приглашения всем депутатам, причастным к антиприватизационным постановлениям, а также представителям правительства и администрации Президента - с единственной просьбой: ну хоть разочек выслушайте наше мнение, прежде чем рубить с плеча. И что вы думаете вышло из этой затеи? Наверное, вы догадались: у большинства приглашенных нашлись дела поважнее.
Самое примечательное в том, что нефтяники и газовики в наше сложное время не просят из бюджета дотаций, во всяком случае, не требуют в ультимативной форме. Они просят вернуть им для развития отрасли ею же заработанные деньги. И еще - не лишать их права стать (хотя бы в малой степени) совладельцами предприятий, на которых работают десятки лет. Пока доведенную до полного банкротства отрасль не пустили с молотка и кто-то ее не скупил за бесценок.