Задумывались ли вы над тем, насколько удовлетворяет вас качество поставок газа в ваше жилище? Ведь, например, если не нравится, как работает оператор мобильной связи или интернет-провайдер, то его можно быстро заменить лучшим - более ответственным. Но в случае недовольства поставщиком газа сделать это вам, скорее всего, не удастся.
Это при том, что практика выбора потребителями поставщика газа абсолютно нормальная. Таким правом выбора уже достаточно давно пользуются газопотребители в Европе. Украина тоже стремилась перенять этот опыт, учтенный в тексте Закона "О рынке природного газа", принятого еще в 2015 г.
Но норма закона о праве потребителя на выбор поставщика газа до сих пор остается лишь декларацией на бумаге. Сменить поставщика газа самостоятельно фактически невозможно из-за несогласованности или противоречивости норм различных нормативно-правовых актов.
Право без выбора
Одна из главных новаций закона о рынке природного газа (далее - закона), принятого в 2015 г., - это право потребителя самому выбирать себе поставщика. Но пока на практике это положение закона не работает. Хотя именно оно относится к той части реальных изменений, которые должны бы в наибольшей мере касаться каждого гражданина.
Проблема в том, что регуляторные документы, которые должны детализировать порядок смены поставщика, содержат значительное число несогласованных между собой или противоречивых норм, создающих искусственные препятствия для новых поставщиков и устанавливающих необоснованные преимущества для действующих поставщиков.
В сущности, регулятором, Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), создана ситуация, при которой смена поставщика возможна только "при согласии" предыдущего поставщика, что в условиях конкурентной среды является полнейшим абсурдом, нивелирующим какие-либо меры по усилению конкуренции в секторе газоснабжения.
Замкнутый круг расчетов
Во-первых, это вопрос урегулирования задолженности перед предыдущим поставщиком.
Право потребителя на выбор поставщика предусмотрено ч. 1 ст. 14 закона. Пункт 1 ч. 2 этой же статьи устанавливает, что смена поставщика по инициативе потребителя должна быть завершена в срок не более трех недель со дня сообщения таким потребителем о намерении сменить поставщика, при условии соблюдения правил его смены, в том числе обязанности по проведению полного окончательного расчета с предыдущим поставщиком. Такая модель абсолютно правильная, ведь поставщикам надо было гарантировать, что потребители будут рассчитываться за предыдущие долги при смене поставщика, а не будут менять его именно для того, чтобы не пришлось эти долги оплачивать.
Однако так называемая вторичная нормативная база была прописана таким образом, что хотя потребитель и может сменить поставщика только при условии отсутствия у него долгов, но окончательный расчет с потребителем со стороны старого поставщика должен произойти лишь после смены поставщика, которая не состоится, если у вас нет окончательного расчета. То есть замкнутый круг.
Так, в п. 5 разд. IV Правил поставки природного газа, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 г. №2496 (далее - Правила поставки), отмечается: "…договор поставки природного газа, заключенный с новым поставщиком, вступает в силу на следующий день после расторжения (приостановки) договора с действующим поставщиком, но при условии, что у потребителя не будет просроченной задолженности за поставленный природный газ перед действующим поставщиком".
Вместе с тем в п. 11.3 разд. XI Типового договора поставки природного газа бытовым потребителям, утвержденного постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 г. №2500 (далее - Типовой договор), указано, что потребитель имеет право расторгнуть договор с действующим поставщиком при условии отсутствия задолженности. То есть слово "просроченной" отсутствует.
Учитывая, что поставки природного газа являются беспрерывным процессом, задолженность потребителя за полученный природный газ возникает с первой секунды наступления следующих газовых суток.
Аналогичное требование о необходимости достичь состояния отсутствия задолженности перед действующим поставщиком как условия для расторжения с ним договора предусмотрено и в п. 8 п. 5.1 разд. V Типового договора.
Как уже отмечалось выше, Законом "О рынке природного газа" предполагалось урегулировать все финансовые вопросы, связанные со сменой поставщика потребителем, в трехнедельный срок. Но вместо этого абзацем 14 п. 24 разд. III Правил поставки определено, что поставщик обязан предоставить бытовому потребителю окончательный счет после смены поставщика или расторжения договора поставки природного газа бытовым потребителем не позднее, чем через шесть недель после такой смены или расторжения договора.
Учитывая требования Правил поставки, а также Типового договора, согласно которым договор с новым поставщиком вступает в силу при условии отсутствия у потребителя просроченной задолженности перед действующим поставщиком, возникает один естественный вопрос. Как потребитель или новый поставщик могут получить документ об отсутствии задолженности перед действующим поставщиком на конкретную дату, с которой будет начинаться предоставление услуг новым поставщиком, если согласно Правилам поставки действующий поставщик обязан предоставлять такие документы в срок не позднее, чем через шесть недель после такой смены или расторжения договора?
Сквозь холод - к новым поставщикам
Действующие процедуры создают ситуацию, когда минимум десять дней услугу по поставке газа никто предоставлять не будет, - новый поставщик еще не будет иметь на это права, а предыдущего к этому уже ничто не будет обязывать. Это усложнит возможность сменить поставщика в отопительный период и станет мощным "кнутом" для тех, кому "пряник" монополиста покажется слишком горьким.
Новый поставщик газа, согласно п. 6 разд. IV Правил поставки, начинает поставлять природный газ с первого числа следующего месяца за тем, в котором новым поставщиком было заключено соглашение с потребителем.
Но такие поставки возможны лишь при условии наличия у потребителя подтвержденной номинации, то есть заявки на получение объема газа. Вместе с тем номинация объемов газа согласно требованиям Кодекса газотранспортной системы осуществляется в период с 15-го по 20-е число текущего месяца на следующий.
С учетом этого, для включения в номинацию потребитель должен расторгнуть договор с действующим поставщиком, по крайней мере, до 14-го числа текущего месяца (иначе номинация на нового поставщика не будет подтверждена), а получать природный газ от нового поставщика можно, как отмечалось выше, только с первого числа следующего месяца. То есть в период с 14-го числа и до конца текущего месяца новый поставщик может включить потребителя в номинацию, но не имеет права поставлять ему газ, а у действующего поставщика есть все основания отказать в поставке газа в этот период, поскольку типовой договор с поставщиком газа не предусматривает обязательств действующего поставщика на осуществление бесперебойных поставок газа в период после прекращения договора и до первого числа следующего месяца.
"Бесперебойные поставки осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором" (подпункт 1 п. 6.2. разд. VI закона). То есть обязательство действует только в период действия Договора. Таким образом, именно это указанное условие в договоре может быть использовано для своеобразной "мести" тем, кто примет решение о смене поставщика.
Разорванная цепочка (без)ответственности
Полная цепочка выглядит так: "поставщик-газотранспортная компания-газораспределительная компания-потребитель". Газотранспортная компания транспортирует газ из мест добычи, а газораспределительная - отвечает за технические аспекты поставки газа непосредственно потребителям, например в жилые дома.
До принятия Закона "О рынке природного газа" функции поставки и распределения газа концентрировались в облгазах. После принятия документа владельцев облгазов формально заставили разделить свои предприятия на непосредственно облгазы - газораспределительные предприятия и газсбыты - предприятия, выполняющие функцию поставщика газа.
Функция поставщика - по факту посредническая. Граждане платят деньги за конечную услугу поставщику, а другие нюансы их в дальнейшем уже не интересуют: нанятая вами фирма сама договаривается с газотранспортными и газораспределительными компаниями. Вы же платите поставщику как посреднику за удобство и экономию времени.
Но что мы имеем в действительности?
А теперь представим ситуацию: вы платите компании, которая может и не иметь возможности доставить вам газ и, в случае возникновения проблем, не сумеет их решить. Что вы сделаете на месте потребителя? Правильно, вы оставите все, как есть, и будете закупать услугу только в газсбыте, аффилированном с "газораспределительными" облгазами, ведь фирмы одного владельца не будут "кидать" друг друга. Иметь хоть какую-то гарантированную услугу все же лучше, чем не иметь никаких гарантий по ее предоставлению. И когда речь идет о тепле, цена уже не играет никакой роли.
Невозможность как миф
Так какой же "рынок" для бытовых потребителей газа мы в итоге получаем? Во-первых, достать документ об окончательном расчете без доброй воли действующих поставщиков невозможно. Во-вторых, потребители, выбравшие себе нового поставщика, могут на полмесяца остаться без отопления. В-третьих, новых поставщиков лишают возможности качественно предоставлять свои услуги в сложной технологической цепочке компаний с разными функциями. И, в-четвертых, граждан заставляют строить свои отношения с газораспределительными компаниями напрямую, чтобы их специалистам легко можно было манипулировать правовыми нормами, в которых и черт ногу сломит.
И все будет, как и было всегда, только облгазы нормально разделились на две компании, но на структуру рынка для бытовых потребителей это значительного влияния не окажет. Он и в дальнейшем будет оставаться монополизированным.
Но в этом и была истинная суть нового Закона "О рынке природного газа": законодательные основы борьбы с монополизмом, который всегда позволяет монополистам по собственному усмотрению повышать цену. А руководство облгазов и газсбытов именно так и будет делать. Оно будет определять в пределах юридически возможного, сколько дополнительной прибыли оно должно получить, и будет закладывать это в повышение стоимости своих услуг. А если кому-то из потребителей что-то не понравится, то альтернативы у него, как видим, не будет.
А вот если бы рынок был заполнен другими фирмами-поставщиками, все было бы по-другому. Эти фирмы могли бы продумывать свои затраты так, чтобы стоимость их услуг была меньше, чем у газсбытов, чтобы потребители таким образом переходили к ним. Как в каждом нормальном свободном рынке. Люди же как-то выбирают интернет-провайдера или оператора мобильной связи? Конечно, индивидуально в многоквартирном доме выбирать поставщиков газа нет технических возможностей, но это можно было бы делать коллективно, на уровне кооператива или ОСМД.
А в нашем сознании нам традиционно кажется, что это что-то невозможное, что какими-то сакральными законами именно такой компании предоставлено право поставлять нам газ до конца света, и ничего изменить нельзя. Но дело в том, что как раз в реализации права на свободный выбор поставщика нет ничего невозможного. Как бы нас ни пытались усыпить запутанными фразами нормативных актов и пафосными отчетами о "реформах".
Поэтому слово за НКРЭКУ, точнее, уже за новым ее составом. Считаю, что первые же решения регулятора должны касаться оптимизации нормативной базы, которая должна создать простые и непротиворечивые возможности смены поставщика газа для домохозяйств. Ожидаем также более активной позиции будущих альтернативных поставщиков (включая "Нафтогаз"), которые слишком уж пассивно ведут себя в борьбе за рынок объемом в миллиарды евро.
Надеюсь и на поддержку в деле либерализации рынка от коллег - народных депутатов. Призываю их для блага украинских потребителей содействовать прекращению этого тихого саботажа реформ со стороны органов, которые вместо разработки детальных механизмов реализации принятых парламентом законов занимаются только их тихим саботажем, принимая подзаконные нормативные акты, которые сводят на нет суть этих законов!