По данным релиза Международного энергетического агентства 2012 г., Украина входит в десятку крупнейших чистых импортеров природного газа в мире. В то же время Россия - первая среди его производителей и экспортеров. У крупнейшего мирового поставщика газа Украина является одним из основных покупателей с долей в почти четверть всего объема "голубого топлива", экспортируемого "Газпромом". Ежемесячные украинские платежи российскому газовому монополисту сопоставимы с отрицательным сальдо чистого экспорта.
Газовое удушье
Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что только на природный газ - единственный из всех ископаемых энергоносителей - глобальный спрос будет расти при любых сценариях развития мировой энергетики, достигнув в 2035 г. 5 трлн кубометров в год. Это наполовину больше по сравнению с текущим уровнем потребления. То есть фон таких прогнозов наряду с осуществленными стратегическим партнером с Севера капитальными затратами на обустройство обходных относительно Украины газопроводов вряд ли добавит экономических предпосылок к снижению украинского "газового чека" на будущее.
Вместе с тем МЭА считает, что разработка нетрадиционных газовых залежей может способствовать диверсификации товарных потоков и оказывать давление на цены традиционных экспортеров природного газа, а также добиться изменения действующих механизмов привязанного к нефти ценообразования в газовой отрасли.
Следовательно, указанному контексту отвечает сокращение Украиной потребления импортного природного газа с одновременным увеличением собственной добычи как традиционного и шельфового, так и газа сланцевых залежей, к развитию и добыче которых в последнее время привлекаются "великие имена" соответствующей специализации.
Однако это в будущем и в глобальном измерении... А сейчас это требует времени и значительных капиталовложений с учетом начальной стадии развития промышленной добычи сланцевого газа, неуверенности инвесторов и правительств относительно размеров и качества ресурсной базы, влияния процесса добычи на окружающую среду и т.д.
Дешевле энергоносителей
В то же время весомое значение приобретает вопрос энергоэффективности Украины. Улучшение эффективности использования энергии является самым быстрым и наименее дорогим путем содействия энергетической безопасности государства, охране окружающей среды и стимулированию качественных сдвигов в национальной экономике. Это требует системной работы, сконцентрированных рыночных сигналов, которыми обеспечивались бы стимулы эффективных действий, ускоренного внедрения новых технологий, обеспечения минимальных стандартов энергопотребления аппаратов, освещения, оборудования и строительных "энергетических" норм.
По мнению специалистов МЭА, прежде всего необходимо: а) увеличить наглядность энергоэффективности путем укрепления базы для обеспечения измерений достигнутой экономии и увеличения осведомленности относительно полученных достижений; б) обеспечить приоритетность энергоэффективности путем ее интегрирования в процесс принятия всех управленческих решений на уровне как правительства, так и секторов промышленности и общин; в) увеличить доступность мер по энергетической эффективности путем создания надлежащих бизнес-моделей и финансовых инструментов; г) обеспечить поддержку энергоэффективности как ведущего тренда путем предоставления положительных стимулов наиболее эффективным технологиям, а негативных - устаревшим и наименее приемлемым; д) путем внедрения мониторинга доказать серьезность намерений по верификации и обеспечению соблюдения требований права и е) укрепление способности по управлению и администрированию на всех уровнях.
Наиболее значительный потенциал улучшения энергоэффективности глобальной экономики находится в сферах промышленности и транспорта (по одной трети каждая), а также в зданиях (25%). Специалисты МЭА подсчитали, что уменьшение на 17% мирового потребления энергоресурсов к 2030 г. было бы достижимым в случае глобального внедрения предоставленных этим агентством рекомендаций.
Именно поэтому эти рекомендации заслуживают особого внимания для нашего государства, поскольку даже гипотетическое уменьшение "газового чека" Украиной на аналогичную сумму и в дальнейшем будет сильным аргументом в пользу улучшения энергоэффективности национальной экономики. Особенно в случае, если финансирование соответствующих мероприятий будет осуществляться за счет высвобожденных денежных сбережений в условиях текущего бюджетного давления со стороны социальных расходов.
Для реализации рекомендаций МЭА по ключевым направлениям нужен консенсус, ведь достижение любого существенного для национальной экономики результата требует в слаженных действий власти, бизнеса и общества, поскольку большинство барьеров в успешном продвижении идеи энергоэффективности на практике перекрестно касаются многих секторов.
Поэтому вопрос промышленной энергоэффективности МЭА предлагает отрабатывать путем внедрения систем энергоменеджмента, высокоэффективного оборудования и систем, профессиональных услуг для предприятий малого и среднего бизнеса и в направлении благоприятных правительственных мер в поддержку энергоэффективности.
К транспортной составляющей МЭА рекомендует подходить через обязательное внедрение автомобильных стандартов эффективности топлива, мер по улучшению эффективности использования топлива транспортными средствами, не связанными с двигателем, через экодрайвинг и повышение эффективности функционирования транспортных систем.
Улучшить состояние зданий можно путем стандартизации/внедрения строительных кодексов, "самообеспечения" зданий энергией по так называемой концепции нет-зеро, улучшения энергоэффективность существующих сооружений, развития системы строительных сертификатов, энергетических характеристик строительных компонентов и систем.
Более детализированные заключения изложены во Всемирном обзоре энергетики 2012 г. от МЭА.
Характерно, что тезис о большей, чем строительство новых мощностей, "эффективности" энергоэффективности в реальной плоскости подтвержден также и в Украине. Примеры внедренной Укрэксимбанком совместно с ЕБРР кредитной программы по энергоэффективности показывают, что каждый доллар инвестиций в улучшение энергоэффективности позволил сэкономить 8 кВт электроэнергии в год, а инвестированный в новую мощность - создал бы в среднем 4 кВт. Речь идет о модернизации промышленных предприятий, т.е. об одном из ключевых направлений МЭА, полное усовершенствование которого теоретически способно, согласно ожиданиям агентства, на треть уменьшить объем энергозатрат.
В этой программе какие-либо бюджетные ресурсы или государственные гарантии не использовались. Так, с 2007 г. Укрэксимбанком наработаны и стандартизированы эффективные технологии кредитования инвестиций в энергоэффективность, неоднократно отмечавшиеся авторитетными международными институтами. А квалифицированный, опытный персонал банка всей филиальной сети обеспечивает структурирование инвестиционных "энергоэффективных" проектов корпоративных клиентов и предприятий МСБ.
Среди профинансированных государственным Укрэксимбанком проектов - сотни различных примеров расширенного воспроизводства производственных мощностей украинских предприятий, воплощенных во многих отраслях экономической активности. Это результат настойчивого маркетинга, изучения клиентских потребностей вместе с обучением клиентов и сотрудников, тщательно отработанных технических порядков взаимодействия и твердого убеждения, что энергосбережение победит халатность.
В данный момент государственное финансирование энергоэффективности по известным "бюджетным" причинам не является достаточным, а частные инвесторы или кредитные институты рассчитывают на определенные нормативные усовершенствования, которые перевели бы на приемлемый уровень текущего риска работу по двум другим ключевым направлениям "энергоэффективного" потенциала экономики (транспорту и зданиям). Ожидаемое законодательство, с одной стороны, призвано урегулировать вопрос обязательности надлежащего обслуживания собственности, а с другой - будет заниматься вопросами жизнеспособности и приемлемости для инвесторов существующих моделей коммунальной экономики, а также механизмов модернизации транспортной инфраструктуры.
Что в итоге?
Способность преобразовать проблемное направление в более привлекательное, прибыльный и обоюдно выгодный бизнес клиента и банка дорогого стоит. Сейчас самодостаточный и проверенный временем "энергоэффективный" продукт Укрэксимбанка поддержан рядом целевых программ международных финансовых организаций, включая Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк, Всемирный банк, Глобальный фонд климатического партнерства, а также согласно недавнему декабрьскому 2012 г. кредитному соглашению - Европейский инвестиционный банк.
И такой контекст роста уровня долга для кредитования модернизации промышленности не вызывает особой обеспокоенности, поскольку привлеченные ресурсы с финансового рынка направляются в инвестиции корпораций и малого/среднего бизнеса. В свою очередь, это придаст позитив товарному рынку (а большинство затрат осуществляется в Украине), что в дальнейшем будет способствовать развитию рынка труда путем сохранения существующих или создания новых рабочих мест, на которых работники заработную плату направляют в потребительские расходы и сбережения, тем самым увеличивая ВВП и мультипликацию денег.
Из опыта соседей Украины, в будущем скрупулезная работа будет направлена на определение стимулов, или целевых правительственных расходов, грантов, льготных займов, которые могут снизить риски и ставки на финансовых рынках даже при условии минимальных, а часто и нематериальных расходов государства, или гарантий, пусть частичных, но выданных в результате решения, принятого не голосованием, а на основании надлежащего кредитного анализа. Приемлемые механизмы будут исследоваться с учетом исключительной направленности на стимулирование развития внутреннего рынка и эффективность использования кубометра, джоуля или киловатта на единицу выпуска.
Какие выводы?
Сегодня энергоэффективность - это показатель положительных экономических сдвигов, поскольку влияет как на уровень использования потенциала внутреннего производства, так и на уменьшение минерального импорта Украины. "Газовый чек" требует максимально возможного использования всех имеющихся инструментов, прежде всего опыта государственного Укрэксимбанка как в сфере классической поддержки экспорта (увеличения валютных поступлений), так и относительно энергоэффективности /возобновляемых энергоисточников (уменьшения валютных расходов). Пришло также время создания государством дополнительных, возможно, нестандартных стимулов к экономному использованию энергии, воды, других ресурсов.
A как же относительно увеличения тарифов? Это решение, подкрепленное адресной помощью государства нуждающимся домохозяйствам, предоставлением соответствующих компенсаторов, согласно классическим теориям будет способствовать оздоровлению государственных финансов, улучшению инвестиционной привлекательности национального газового монополиста, оживлению потребительского рынка, т.е. соответствующему росту ВВП.
Послесловие
Уровень серьезности энергетических угроз и связанных с ними политических в мире является сверхвысоким: примеры из новейшей истории и разных частей мира каждый может выбрать себе сам. МЭА считает, что к 2035 г. инвестиции только в нефтяную отрасль составят 15 трлн долл. Агентство также ожидает, что Соединенные Штаты к 2035 г. обеспечат энергетическую самодостаточность, избавившись от нынешнего статуса чистого импортера энергоресурсов (импорт США энергоресурсов в 2011 г. составил 533,57 млн тонн нефтяного эквивалента). И это не более фантастично, чем способность Украины за счет энергоэффективности найти объединяющую для нации идею, реализация которой обеспечит стимулирование внутреннего товарного и финансового рынков, доходов населения, компаний, а также мощности государства, что в конце концов будет способствовать нормальным соседским отношениям по всему периметру государственной границы, свободному движению товаров, капитала, трудовых ресурсов... Среди предпосылок для этого будет сильная позиция нашего государства в вопросе эффективного использования энергетических ресурсов. Так что философский камень энергоэффективности существует и проявится путем кропотливой и слаженной реализации достойной национального статуса идеи.