До каких пор Украина будет измерять газ в кубометрах?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
До каких пор Украина будет измерять газ в кубометрах? © depositphotos/ svedoliver
Переход Украины в учете природного газа с кубических метров на энергетические единицы длится много лет и без особых успехов. Более того, сегодня ситуация зашла в тупик, а решать вопрос будет Верховный суд.

В апреле исполнилось шесть лет с момента принятия Закона «О рынке природного газа». За этот период Украина прошла сложный, но, безусловно, прогрессивный путь от плановой государственной системы с перекрестным субсидированием до либерального рынка газа. Где-то удачно, где-то с горем пополам были введены импорт газа (в том числе виртуальный), суточное балансирование, «таможенный склад», short-haul, ликвидированы ПСО и внедрены рыночные цены для населения и предприятий теплокоммунэнерго (пока не окончательно), проведен анбандлинг Оператора газотранспортной системы, Оператора газовых хранилищ и многие другие реформы. Но среди важных реформ рынка газа на сегодняшний день пока остается нереализованным переход учета природного газа на энергетические единицы.

С 1 апреля вступил в действие Закон «О таможенном тарифе Украины» №674-IX от 4 июня 2020 года. Он требует осуществлять учет природного газа в единицах энергии. Энергетическая таможня Государственной таможенной службы Украины с 1 апреля 2021-го начала декларировать природный газ, хранящийся в подземных хранилищах газа (ПХГ) в режиме «Таможенный склад», исключительно в единицах энергии (кВт·ч).

«Таможенный склад» — это украинское нововведение, позволяющее, не растаможивая газ, хранить его в наших хранилищах на протяжении трех лет. Такое предложение сработало, и иностранные компании в прошлом году массово начали закачивать газ в украинские хранилища. Но с 1 апреля из-за правовой несогласованности с переходом на энергетические единицы учета газа работа «Таможенного склада» была заблокирована. А это 10 млрд кубометров газа, принадлежащих иностранным трейдерам. То есть международный скандал.

И это только один случай из многих. Потом было обращение Ассоциации газодобывающих компаний Украины к правительству о критической ситуации с начислением ренты. Согласно требованиям налогового законодательства, рента за газодобычу рассчитывается от средней таможенной стоимости импортного природного газа. А средняя стоимость импортного газа определяется Государственной таможенной службой и ежемесячно публикуется на официальном веб-сайте Министерства экономики. До апреля таможенную стоимость импортного газа публиковали в долларах США за тысячу кубометров. Но после перехода на учет газа в тысячах киловатт-часов вместо тысяч кубометров рассчитать объем добычи для уплаты ренты в энергетических единицах стало невозможно. Вопрос уплаты ренты за апрель решили в экстренном порядке. Но подобная ситуация будет возникать и в дальнейшем, поскольку отсутствует методология расчетов добычи газа в энергетических единицах, на каждом отдельном месторождении добывается газ с разными энергетическими показателями. Но, кроме нескольких десятков импортеров-трейдеров и газодобывающих компаний, есть еще и потребители, которых более 12 миллионов. И здесь ситуация еще хуже.

Законопроекты есть, решения нет

Напомним, что намерения ввести в Украине учет газа в энергетических единицах периодически возникают с 2016 года. И для этого почти все готово. Но бытовые и промышленные потребители продолжают потреблять газ, измеряя его в кубических метрах. В этом вопросе Украина превратилась в лоскутное одеяло: на границе и для нерезидентов действуют европейские правила, а для резидентов — украинские.

В Верховной Раде уже давно лежит законопроект №2553, предусматривающий введение учета газа в энергетических единицах (кВт·ч). Но, как заметил глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус на встрече с Европейской бизнес-ассоциацией, в тексте проекта была выявлена техническая ошибка в части учета определенных коэффициентов закачивания/выкачивания газа из подземных газохранилищ. И повторное рассмотрение возможно только после исправления ошибки и сверки последней версии текста, на что понадобится некоторое время.

Василий Артюшенко, ZN.UA

В то же время в комитете ВР есть предложение ввести систему учета газа в энергетических единицах (кВт·ч) путем внесения соответствующих поправок в законопроект №4578-1.

Окончательно не решено, как именно будут преодолевать эту проблему.

Промедление с переходом на энергетические единицы в вопросе учета газа действительно сдерживает рынок от развития и полноценной интеграции, держа потребителей в заложниках советской системы. Более того, порождает бессодержательные конфликты, вызывающие многолетнюю судебную волокиту.

Так произошло с учетом газа для бытовых клиентов. Хотя температурные коэффициенты исчезли из платежек потребителей в январе этого года и их история уже близка к завершению, поставить точку в резонансном деле может Верховный суд. Возможно, уже в начале июня.

Спорный коэффициент

В октябре 2018 года миллионы домохозяйств получили квитанции на оплату газа, в которых объем газа был умножен на коэффициент. Со временем его назовут в народе «температурный коэффициент».

Облгазы объяснили его появление физическими свойствами газа. Ведь при нагревании газ расширяется, а при охлаждении — сжимается. Поэтому в зависимости от времени года в квитанциях указывался корректирующий коэффициент. С его помощью устанавливался фактический объем газа, потребленный клиентом. Газораспределительные компании приводили газ к стандартным условиям: давление — 760 мм ртутного столба и температура — 20 градусов по Цельсию, выполняя требования законов «О нефти и газе» и «О рынке природного газа».

Поскольку у большого количества потребителей установлены газовые счетчики, не корректирующие объемы газа с учетом температуры и давления, то коэффициенты появились и в платежках. И это прогнозируемо вызвало возмущение потребителей.

После многих лет уплаты по фактическим показаниям счетчиков такое новшество было воспринято крайне негативно. К тому же размер коэффициентов зависел даже от расположения счетчика. Он был больше для тех домохозяйств, в которых прибор учета размещался на улице и на определенном расстоянии от дома.

Ситуация усложнилась после заявления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), что использование корректирующих коэффициентов будто бы неправомерно. По мнению регулятора, расход газа на приведение объемов к стандартным условиям уже учтен в тарифе на распределение. Но такую трактовку категорически отрицали в газораспределительных компаниях. В ответ НКРЭКУ начала выписывать штрафы газораспределительным компаниям, и все это сопровождалось широкой поддержкой в медиа.

Сначала регулятор принял постановления о запрете газовикам приводить объемы газа к стандартным условиям, то есть обязал, в сущности, игнорировать законы (!). Со временем, через несколько месяцев и в течение весны 2019 года, Нацкомиссия приняла более 60 постановлений о наложении штрафов за несоблюдение предыдущей серии постановлений. В целом регулятор наложил на облгазы штрафов на сумму, превышающую 88 млн грн. С одной стороны, сумма не такая уж и большая, учитывая, что штрафы начислялись десяткам компаний. С другой — НКРЭКУ до сих пор так и не удалось взыскать ни копейки, что позволило бы говорить о законности позиции регулятора. Что же произошло?

Судебные расклады

Нацкомиссия не смогла доказать в суде, что расходы на приведение газа к стандартным условия уже учтены в тарифе на распределение. По состоянию на середину 2021 года большинство запретов регулятора уже были отменены судом как противоправные. В отдельных случаях постановления НКРЭКУ отменил Верховный суд. Сегодня суды продолжают отменять наложенные ведомством штрафы.

Кроме штрафов НКРЭКУ, было еще и решение Антимонопольного комитета Украины о штрафе газораспределительным компаниям на сумму 278 млн грн. Судебные заседания еще продолжаются, но, исходя из промежуточных решений, перспективы АМКУ в судах призрачные. Как известно, сенсационное решение экс-руководитель АМКУ Юрий Терентьев выносил в декабре 2020 года, именно в то время, когда всерьез рассматривался вопрос о его отставке. И громкое дело о наложении штрафов тогда спасло его от увольнения, но ненадолго.

Очевидно, что громкие штрафы НКРЭКУ и АМКУ против операторов газовых сетей имели политическую мотивацию и развалились в судах. Все это больше напоминало медийные атаки и желание предыдущих руководителей этих ведомств прислужиться власти, а не стремление решить проблему по сути.

Шаги за три года

В ноябре 2019-го был избран новый глава НКРЭКУ. Перед ним была поставлена задача: снять общественное напряжение в этом вопросе. В течение 2020 года велась работа по разработке новой методики определения размеров нормативных и производственно-технологических расходов природного газа при его распределении. Она была утверждена в конце года.

С 1 января 2021 года расходы на приведение объемов газа к стандартным условиям включены в тариф на распределение. НКРЭКУ утвердила увеличение этих объемов более чем на 400 млн кубометров в год. В результате коэффициенты исчезли из платежек потребителей. Таким образом, версия Нацкомиссии при предыдущем руководстве была опровергнута ею же тремя годами позже, а методика наконец стала соответствовать действующему законодательству.

Вердикт не за горами

Вместе с тем история с коэффициентами еще не завершилась. В ближайшее время Верховный суд должен рассмотреть дело, которое затрагивает тему коэффициентов. В кассационной инстанции рассмотрят иск, преследующий цель обжаловать не само наличие «температурных коэффициентов», а их применение к бытовым потребителям. То есть это уже не иск против коэффициентов как таковых, а о том, что у бытовых потребителей есть «льготы» по сравнению с другими потребителями газа. Вроде бы для них учет должен был осуществляться в рабочих кубометрах.

Но у такой позиции есть несколько слабых моментов. Во-первых, в Законе Украины «О рынке природного газа» четко указано, что природный газ является товарной продукцией в случае, если эта смесь углеводородов и неуглеводородных компонентов находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давление — 760 мм ртутного столба и температура — 20 градусов по Цельсию).

Аналогично, Закон Украины «О нефти и газе» определяет природный газ как полезное ископаемое, представляющее собой смесь углеводородов и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (760 мм и 20 градусов) и является товарной продукцией.

Получается, что газ, не приведенный к стандартным условиям, не может быть товаром. Следовательно, его поставки и распределение по всей стране невозможны без приведения объемов к стандартным условиям. И Верховный суд может узаконить «бестоварные» операции для миллионов потребителей природного газа.

Во-вторых, в Украине насчитывается более миллиона (!) домовладений, в которых газ учитывается счетчиками с автоматическим приведением объемов потребленного газа к стандартным условиям. Если большинство получит возможность платить только за те кубометры, которые показывает счетчик, то эти около 5 миллионов человек будут платить больше других бытовых потребителей. Таким образом, Верховный суд рискует снова разделить украинцев на «сорта». Домохозяйства с более простыми счетчиками будут считаться первым сортом, а со счетчиками с термокомпенсаторами — вторым. Проще говоря, Верховный суд одним решением может дискриминировать несколько миллионов потребителей природного газа, стимулируя использование давно морально устаревших приборов учета газа.

Вместе с тем промышленные потребители газа не испытают такой дискриминации, поскольку платят за газ с приведением к стандартным условиям — в четком соответствии с законодательством.

Поэтому надо признать, что перед Верховным судом стоит действительно неординарная задача. И она не является легкой с учетом того, кто и откуда требует от судей высшей судебной инстанции «правильного» решения. Причем «правильность» в этой ситуации может иметь довольно высокую цену. Ведь Верховный суд уже неоднократно выносил решения, которые признавали правомерность приведения объемов газа к стандартным условиям, и отменял противоправные запреты регулятора.

***

Кейс «температурных коэффициентов» является сугубо украинским. Это отличный пример того, как было принято решение выдумать уникальный велосипед. Во всем мире существует практика приведения объемов газа к стандартным условиям. И во всем мире за эти потери платит потребитель, промышленный или бытовой. Причем, например, в Хорватии по этому поводу потребители также не испытывали особой радости.

В Украине промышленные потребители платят за приведение объемов к стандартным условиям без особых возражений. Впрочем, в отношении бытовых потребителей общеевропейскую практику решили «улучшить» и добавить «социальную» окраску. В результате получили три года судебной волокиты, подпорченный имидж регулятора и кризис неплатежей на газовом рынке. Поэтому Верховному суду следует принять сложное и в чем-то соломоново решение.

Больше статей Геннадия Кобаля читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме