Когда эксперты и авторы большинства публикаций в СМИ едва ли не хором кричат, что ограничение цены на газ — это неправильно и не по-рыночному, лично у меня появляется подозрение, что они (их родственники) или платежки за газ не оплачивают, или просто не хотят понимать, что рынок, который они так упрямо защищают, рынком-то как раз и не является. Ведь то, что происходило с тарифами с осени до конца 2020 года, больше похоже на картельный сговор о поднятии отпускных цен ничем и никем неконтролируемых продавцов газа, наконец дождавшихся момента, когда можно безнаказанно вывернуть карманы населения и впридачу засунуть в госбюджет руку по локоть за субсидиями. И надо сказать, у них это очень неплохо получилось. Ведь по январь включительно вся Украина по-любому скинется на их «хотелки». И надо еще прожить февраль (тем более март), чтобы понять: 6,99 грн за куб — это действительно ограничение цены или наоборот ее искусственная поддержка от весеннего падения цен на газ в Европе?..
Псевдорынок
Забавно смотреть, как выкручивается правительство, пытающееся и людей (читай — электорат) успокоить, и МВФ (главного кредитора) при этом не раздраконить. Нашли удачную форму подачи своих пожарных действий: мол, мы не отказались от рыночных преобразований, поэтому исключительно на время карантина (вот где коронавирус стал действительно палочкой-выручалочкой) вынуждены ограничить рыночные цены. А потом снова будет рынок!
Стоп! А где вы этот рынок видели в Украине?
В ответ я уже слышал приблизительно следующее: «Вы хотите все и сразу. Рынок будет, но постепенно. Со временем появится честная конкуренция, ликвидность рынка и… низкие тарифы».
Но никто еще не сказал, сколько времени на это все потребуется! То есть, как долго за отсутствие настоящего рынка будет платить рядовой потребитель? И почему вдруг случится так, что рынок появится сам собой?
Наверное, все же недостаточно частых повторений заклинания «Рынок, явись!», чтобы он вдруг появился и всех помирил, снизив цены и тарифы. Можно подумать, что только отменой ПСО (спецобязательство по сдерживанию цен для населения), иммитацией анбандлинга для облгазов и декларированием возможности потребителям самостоятельно выбирать поставщика газа рынок сформируется сам собой. Ах да, чуть не забыл, — еще наши «рыночные» цены формируются на хабе в Европе. Хотя это как минимум странно, что страна, добывающая объемы собственного газа, достаточные для обеспечения всех потребностей населения, ориентируется на цены хаба в Амстердаме. Тогда давайте ориентироваться и на европейское качество жизни, цены и зарплаты, ну или хотя бы на их понимание настоящего рынка…
Ведь людям, которые за все это ежемесячно платят, хотелось бы знать, что и когда будет сделано для появления «свободной добросовестной конкуренции» (между прочим, это из статьи 3 действующего Закона «О рынке природного газа»), «обеспечения высокого уровня защиты прав и интересов потребителей природного газа», «равности субъектов рынка природного газа», «недопущения и устранения ограничений конкуренции, вызванных действиями субъектов ринка природного газа, в том числе субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования государственной формы собственности», наконец для «создания предпосылок для получения потребителями экономических выгод от эффективного функционирования рынка природного газа…»
Увы. Есть серьезные сомнения, что если всего этого сейчас не сделать, гражданам придется бесконечно сбрасываться на сверхприбыли участникам газового псевдорынка, хотя государство будет с гордостью рапортовать кредиторам о еще одной успешно проведенной реформе.
Европа нам поможет
«Основная проблема несостоятельности рынка связана с монопольным доступом НАК «Нафтогаз України» к большей части национальной добычи газа. В то время как отмена ПСО для домашних хозяйств была важным шагом на пути к либерализации рынка, НАК «Нафтогаз України» поглотила высвободившиеся объемы газа, добытого в стране, не давая другим участникам рынка шанса получить доступ к украинской национальной газодобыче», — такова оценка качества нашего рынка секретариатом Европейского энергетического сообщества, предоставленная в отчете «Обеспечение честной конкуренции на украинском газовом рынке и развитие необходимой ликвидности на бирже» (ноябрь 2020 г.). СправкаЭнергетическое сообщество — это международная организация, объединяющая Европейский Союз и его соседей для создания интегрированного общеевропейского энергетического рынка.
Вот и получается, что свои условия на газовом рынке в Украине диктуют не одна, а сразу две монополии. Одна из них естественная — о ней говорят большинство экспертов, однозначно кивая в сторону облгазов группы РГК и ряда компаний помельче. Другая — государственная. Ее настоятельно советует упразднить Европа.
А вот и рецепт для лечения сегодняшних нерыночных цен (из того же отчета): «Наша концепция предлагает изменения, которые позволили бы всем участникам рынка иметь доступ к ресурсу ОАО «Укргазвидобування». Этот газ должен торговаться на равных и прозрачных сегментах рынка, которыми управляет Украинская энергетическая биржа (УЭБ). Эти объемы также обеспечат критическую ликвидность на рынке газа, необходимую для создания стабильного газового индекса Украины. В связи с тем, что в цену будет входить собственная добыча, цена на украинский газ потенциально может быть ниже, чем цена по индексам TTF или NCG, к которым Украина привязана в настоящий момент».
Справка
Доля импортируемого Украиной природного газа составляет около 30%, в то время как сама страна производит 70% общего потребления газа. Из объема отечественной добычи более 73% газа добывается дочерними предприятиями НАК «Нафтогаз України» — АО «Укргазвидобування» и АО «Черноморнафтогаз».
До 1 августа 2020 г. (в условиях действия ПСО) АО «Укргазвидобування» и АО «Черноморнафтогаз» ежемесячно продавали природный газ собственного производства «Нафтогазу України» для формирования доступного ресурса природного газа бытовым потребителям, религиозным организациям и компаниям централизованного теплоснабжения. И тогда это было абсолютно понятно и оправдано. Но непонятно, почему после отмены ПСО и объявления рыночного ценообразования на газ, обязанность украинских добытчиков газа продавать свой газ «Нафтогазу України» не была упразднена.
В «Нафтогазе», публично поддерживающем рынок, конечно могут считать, что газом, добытым дочерними компаниями, входящими в одноименную группу, можно распоряжаться на свое усмотрение. Но тогда совсем уже непонятно, как можно принуждать население платить за этот же украинский газ по ценам хаба в Европе. Тем более что это население по Конституции и есть настоящий собственник добытого из недр газа. Более того, оно еще является и формальным собственником всей государственной группы «Нафтогаз»…
Согласитесь, что-то тут явно не по-рыночному. Наемный персонал государственного предприятия продает хозяину недр его же газ по цене европейского хаба в зимнее время и пиковых цен. И все это называется рынком.
Справка
За 2019 год в Украине было добыто 19,75 млрд м3 товарного газа. При этом импорт составил приблизительно 11,55 млрд м3. За I полугодие 2020-го товарного газа добыто 9,62 млрд м3, импортировано 4,53 млрд м3.
Для тех, кто все еще сомневается, приведем оценку энергетическим сообществом (ЭС) рыночной доли группы «Нафтогаз» (импорт плюс добыча). Так, в 2019 году она составила 60%. В первой половине 2020 года — 55%. При этом не секрет, что монопольным считается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товаров превышает 35%, если не будет доказано, что он подвергается значительной конкуренции.
Таким образом НАК «Нафтогаз України» с его дочерними предприятиями занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке природного газа, благодаря высокой доле рынка и привилегированному доступу к отечественной добыче газа.
Рынок так рынок
Впрочем, ситуацию можно исправить. Правда, для этого государству придется признать и отказаться от газовой монополии. А главное — осознать, что с ней полноценного рынка не построить. Даже если таким способом государство преследует благие намерения, рассчитывая получать в свой бюджет доходы от платежеспособных граждан, чтобы впоследствии перераспределять их в пользу субсидиантов.
Чтобы действительно появился рынок, придется отпустить в свободное плавание «Укргазвидобування», которое должно реализовывать на бирже добытый газ. Для начала хотя бы частично.
«АО «Укргазвидобування» может обеспечить до 6,21 млрд м3 газа в год для прозрачной торговли с равными правами доступа всем участникам рынка, конкурирующим в сегменте предложения. Эти объемы позволят создать такую же стабильную индексацию, как TTF или NCG, и позволят сформировать и выявить реальную рыночную цену на украинский газ… Нет причин, по которым Украина, имея собственную добычу газа, должна быть привязана к TTF или NCG».
Так стоит ли отказываться от преимуществ настоящего рынка, прячась за монополией? Ведь тогда не придется срочно ограничивать цены, оказавшись между молотом и наковальней…
P.S. Словно в подтверждение слов в.и.о министра энергетики Юрия Витренко «Продавать газ по 6,99 — это не в убыток», ряд газопоставляющих компаний заявили о февральском тарифе на газ для населения на 1–11 копеек ниже граничного. Рекордсменом снижения стал Нафтогаз» — чтобы привлечь потребителей, он уступил им аж 13 копеек. Оставим за бортом копеечную конкуренцию по-украински и вспомним, что на февраль эксперты, ссылаясь на январские цены на газ европейских хабов и стремительный рост тарифов (ноябрь, декабрь, январь) в Украине, прогнозировали февральские цены для населения порядка 12 и даже 13 грн за «кубик». А теперь готовы продавать его в два раза дешевле. Вот вам и весь рынок…
И это в стране, занимающей второе место в Европе по доказанным запасам природного газа и четвертое место — по объемам его добычи.