Оглашенное не раз «битым» шефом украинского нефтегазового ведомства Евгением Довжком кардинальное перекраивание «газовой» карты Украины не вызывало бы лишних вопросов (во всяком случае, у непричастных напрямую к газовому трейдерству), если бы не произошло на фоне некоторых событий, происходящих далеко за пределами сферы влияния участников газового бизнеса.
Впрочем, эти события имеют, как пирог, несколько слоев: внутрирегиональный, межрегиональный (или, если хотите, всеукраинский) и межгосударственный. В свою очередь каждый из них также составлен из различных слоев взамоотношений. Обратив внимание на нюансы на каждом из названных уровней, можна с достаточной долей вероятности определить, где, когда, почему и даже кем конкретно брошен камешек в чуть было затихшую гладь украинского «газового» омута.
Внутрирегиональный
На этом уровне строятся большей частью непосредственные взаимоотношения между конкретными потребителями импортного газа и его продавцами - оптовыми импортерами. И то, что построение это происходило и происходит до сих пор не гладко, известно даже за пределами Украины. Оптовики призвали на помощь всю свою изобретательность, чтобы гарантировать себе, пусть и не сразу, возмещение стоимости поставляемых энергоносителей. В результате в первые месяцы продавцы и потребители газа увязли в головокружительных комбинациях систем оплаты. И даже при том, что на сегодня в лучшем случае от потребителей получена половина стоимости уже использованного газа, вряд ли хоть один из импортеров согласится сейчас отказаться от должника.
Кстати, среди должников попадаются «люди разные». Как выясняется, значителен список тех, кто очень даже не против именно сейчас - под шумок официального перекраивания рынка - «переметнуться» от одного поставщика газа к другому. Некоторые из них (и надо заметить, не без оснований) вполне серьезно рассчитывают таким способом «избавиться» от долгов. Как минимум, по отношению к одному импортеру - «Интергазу» - такие надежды питать определенно можно. Ведь в период борьбы за элементарное выживание этой фирме будет явно не до должников. А там, как надеются последние, и концы в воду. А если и не запутают с долгами, то этим уже будет заниматься другой поставщик газа. Так вот - с больной головы... Так что «упорядочивая» сферы влияния газоторговых компаний, Госнефтегазпром Украины вносит немалый хаос в систему платежей.
Между тем, сам «Интергаз» в общем-то у российского «Газпрома» в должниках не значится. И оплатил газ чуть ли не раньше всех. Может, за это его квоту и сократили? Уж слишком гладко, мол, у него получается...
Опять же на внутрирегиональном уровне нельзя не учитывать позиции местных администраций. Известно, что трейдеры нередко предлагают им погасить долги частью производимых в области или городе товаров. И в результате схема оплаты газа обростает еще кучей взаимосвязанных нитей.
Поэтому когда в апреле появились слухи и инициировались обращения местных администраций на предмет, так сказать, смены поставщика газа, практически это означало, что в конкретном регионе сами власти либо создали, либо намерены создать свои трейдерские структуры и заняться реализацией товара, чтобы не отдавать его по себестоимости.
Примечательна в этом смысле ситуация в Донецкой области. Сначала глава обладминистрации потребовал разорвать контракты со всеми поставщиками газа (см. «газовую» карту) и уполномочил поставлять газ «Индустриальный союз Донбасса». Затем на некоторое время с этим союзом оптовики, в частности, «Единые энергетические системы Украины», договорились, определив его в качестве подрядчика. Но что-то, видать, не сладилось. И именно в этом регионе произошло очередное убийство - председателя правления корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Александра Момота. А первой жертвой был президент Itera Energy Александр Шведченко, который, вероятно, первым столкнулся в переговорном процессе с тем же «Индустриальным союзом Донбасса».
Причины убийств до сих пор неизвестны. Не происходят ли они в связи с донецким союзом?
Самыми прочными в Донецкой области остаются позиции «Единых энергетических систем Украины». И беды переделов их как-то не затрагивают. И квоту им никто не сокращает. Оно, конечно, понять Госнефтегазпром можно: эта компания обеспечивает поставки для населения и бюджетников.
Но именно у «Единых систем» с платежами российскому «Газпрому» наибольшие проблемы и наибольшие долги. По объективным и субъективным причинам. Поэтому вполне логично было бы, возможно, сокращение квоты и этой компании. Ан нет, все на месте.
Межрегиональная (всеукраинская) прослойка
По сути, перераспределение сфер влияния компаний, то есть закрепленных за ними регионов поставок импортного газа, имеет целью увеличить квоту одних и сократить квоту других. Как указывал Е.Довжок в одном из своих вариантов приказа, которые он подписал (или вынужден был подписать) за последние три недели, изменения вносятся в связи с обращением российского «Газпрома» о сокращении поставок российского газа и замещении этих объемов туркменским.
Действительно, обращение (такое трепетное) к Президенту Л.Кучме было 5 апреля. В нем глава российского «Газпрома» Рэм Вяхирев вежливо так напомнил, что «Международной энергетической корпорации «Itera» собранием ТРАО «Туркменросгаз» поручено заниматься вопросами транзита и реализации туркменского газа в 1996 году, в том числе в Украине в объеме 23 млрд. кубометров». Г-н Вяхирев был обеспокоен тем фактом, что в регионе уполномоченной продать в Украине туркменский газ компании потребность ограничена максимум 15 млрд. кубометров. Выходит, что «Itera» не справится с поручением? К тому же и объем распределения сокращается из-за «увеличения числа неплатежеспособных предприятий». В общем, Р.Вяхирев попросил украинского Президента подсобить в газовом бизнесе.
Л.Кучма, дабы не показаться невежливым, да и с точки зрения здравого смысла, поручил, как и подобает главе государства, украинскому правительству «рассмотреть и принять решение», а заодно и проинформировать о нем Р.Вяхирева.
В правительстве Украины, как известно, урегулированием вопросов, в том числе и с российским «Газпромом», занимается первый вице-премьер-министр П.Лазаренко. Ему и выпал жребий вести переговоры в Украине и за ее пределами о газовых делах. Чем он добросовестно и занимался в апреле и мае. В Москве г-н Лазаренко бывал в этот период, наверное, чаще, чем на родине.
Во время одного из визитов в Москву - в разгар «газопереговорного» процесса - украинскому вице-премьеру предъявили справочку об оплате оптовиками газа. Если не считать извечных долгов «Укргазпрома» (с которыми «Газпром» вынужден пока мириться и которые все же погашаются), самый неприглядный вид имели расчеты «Единых энергетических систем Украины». На 15 мая за ними числилась задолженность около 195 млн. долларов. Причем эта компания попала под двойной удар.
С одной стороны, посмотрев расчеты товарных поставок этой компании, правление «Газпрома» выяснило, что украинская компания их, мягко говоря, «надувает» и умудрилась поставить в счет оплаты товар по ценам выше уровня мировых (вряд ли стоит упоминать, что такой разницы в качестве не существует). При этом «Единые системы» начисляли за свои услуги до 27% к стоимости товара. Не долго думая, «Газпром» потребовал структуру цен. На что компания ему вежливо ответила, что, мол, это коммерческая тайна. Тогда, не вдаваясь в нюансы, в «Газпроме» решили пересмотреть контракты с «Едиными системами» и ограничить их заработок максимум 10%. Если вспомнить недавнюю газовую историю предпринимателей Украины, то, можно сказать, что «Единые энергетические системы» сделали в России то, за что упрекали в свое время корпорацию «Республика» - при товарной оплате поставок в Туркменистан...
Так что весь май эта компания занята даже не газом, а выяснением отношений с покупателями товаров в России. Если учесть, что у нее наибольший контракт да еще и заботы об обеспечении потребностей населения, понятно, что П.Лазаренко вынужден был заниматься и проблемами «Единых энергетических систем Украины». Причем по всем их контрактам, в том числе и по погашению долгов «Газпрома» федеральному бюджету России. В это время, находясь в «предвыборном» положении и кризисе зарплат потенциальным избирателям, правительство РФ срочно искало наличные деньги. Конечно же, уповали на украинские платежи. Но за счет товарного покрытия долги-то погашались, а денег в российской казне ни на копейку не прибавлялось.
Российское правительство потребовало от «Газпрома» реальных денег. Тот в свою очередь переадресовал претензии к Украине...
И здесь мы переходим на
Межгосударственный уровень «газового» пирога
Формально предъявить претензии к Украине российский «Газпром» не имеет особых оснований. Если не считать долговых и зачетных проблем в основном «Единых энергетических систем Украины», которые не без усилий майского переговорного процесса как-то пока разрешаются. Однако деньги нужны «до зарезу».
И тогда в Украину отправляется сам Р.Вяхирев в совершенно нетипичной для него роли в этом регионе - в роли «золотой рыбки на посылках». Едет он не требовать, а... просить. Просить, как выяснилось, украинское правительство «прокредитовать» оптовых поставщиков российского газа. Звучит это несколько иначе: обеспечивать выдачу гарантий по оплате газа оптовыми покупателями Украины».
Конечно, требовать таких гарантий - при сравнительно стабильной работе импортеров и таких же платежах - несколько нелогично. Тем более, что в начале года, как заявлял П.Лазаренко, никому и никаких гарантий украинское правительство не выдавало (а те, что на январь предоставил «Укргазпром», не потребовались). Однако, как следует из протокола переговоров делегаций, возглавляемых Р.Вяхиревым и П.Лазаренко, 20 мая украинская сторона подтвердила свою обязательность...
И уже на следующий день появился очередной приказ главы Госнефтегазпрома Е.Довжка о корректировке контрактов, причем несколько смягченный по сравнению с предыдущим в отношении, например, Запорожской области (которая от «Интергаза» сначала передавалась поставщику туркменского газа, а теперь досталась «Укргазпрому». Впрочем, чей туда газ пойдет действительно - какая разница, все равно «Газпром» полностью контролирует «Туркменросгаз», а заодно и компанию Itera).
Говорят, вместе с описанным приказом Е.Довжка, последовало и неоглашаемое распоряжение Президента Минфину: направить 200 млн. долларов (вероятно, из получаемой части кредита МВФ для Украины) в качестве украинских «гарантий» российскому «Газпрому».
С одной стороны, такое дружеское взаимопонимание и взаимная поддержка в тяжелую для соседа минуту даже похвальна. В конце концов, и россияне пошли на определенные уступки: обещались зачесть 450 млн. долларов компенсации за тактическое ядерное оружие в счет украинских долгов. Вполне вероятно, что после этого Украине будет легче вести переговоры об очередной реструктуризации долгов перед Россией.
В этом смысле украинские позиции более выигрышны на сегодня, чем у соседей. Но не исключено, что когда минует предвыборная буря у россиян, они изменят свое отношение и постараются забыть услугу украинского правительства (впрочем, еще, кажется, не выполненную). На сей счет прецеденты известны, и Украине стоит поторопиться.