ВАЛЕРИЙ ГОРБАТОВ: «НОВАЯ ЭКОНОМИКА ТРЕБУЕТ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ…»

Поделиться
Не секрет, что экономическая сфера в Крыму имеет много особенностей, отличающих ее от экономики «к...
Валерий Горбатов

Не секрет, что экономическая сфера в Крыму имеет много особенностей, отличающих ее от экономики «континентальной»: во-первых, в связи с курортным сезоном цены и структура потребления товаров здесь иные, во-вторых, производство «синтетического» курортного продукта, который включает в себя такие отрасли, как транспорт, сельское хозяйство, туризм, гостиничный бизнес и лечебная сфера, требует особых подходов. Не зря здесь ощущаются совсем иные экономические реалии, чем во всей стране, — в свое время Крым «переболел» то особыми подходами к бюджету, когда стремились «отхватить» себе не только акциз и подоходный налог, но даже общегосударственный НДС, то повальным созданием СЭЗ и зон со специальными условиями инвестирования — так называемых территорий приоритетного развития. Но сегодня в автономии работает новое правительство. Как свидетельствуют высказывания его главы Валерия Горбатова, многие в нем не удовлетворены прежними подходами, формулируют новое видение, и теперь крымские «экономические истины» открываются в новом свете. Об этом с председателем Совета министров Крыма, народным депутатом Украины Валерием ГОРБАТОВЫМ беседует наш корреспондент.

— Валерий Миронович, можно ли сегодня говорить о крымской экономике как о системе?

— Дело в том, что работоспособная экономика и должна представлять собой самодостаточную систему, в которой все согласовано, продумано, «притерто» к потребностям рынка. Видимо, в прошлом экономика Союза и была такой системой, хоть и закрытой, но сегодня, в частности в Крыму, это не система, а конгломерат разрозненных, преимущественно неработающих промышленных предприятий, ориентированных на потребности огромной страны. Одни более-менее удачно пытаются выжить самостоятельно, другая часть просто не знает, чем заняться. Приватизация идет рывками и несистемно. Сельское хозяйство благодаря реформам сделало только первые шаги к настоящей рыночной эффективности. Курортного комплекса, как такового, по большому счету, у нас еще не существует — многие его составляющие только вырисовываются в рыночных реалиях. На всем тяжелым бременем лежит большая теневая часть оборота, которая присваивается и приводит к потере времени и ресурсов, к недовольству работающих.

Прошлое правительство выполнило свою роль: падение производства прекратилось и начался медленный, хоть и спонтанный, экономический рост в отдельных отраслях, в первую очередь в промышленности. Но несделанного еще больше — не преодолен кризис в легкой, пищевой промышленности, не решены проблемы транспорта, энергетики, курорта. Главное — до сих пор не выработаны системные подходы к управлению. Чтобы собрать это все воедино, необходима комплексная программа экономических реформ.

— «Барометр» благополучия экономики — ее финансовые результаты. К сожалению, как отмечается на многих совещаниях, значительная часть экономики работает либо в тени, либо с убытками. Что вы можете этому противопоставить?

— Безусловно, у нас существует несколько направлений, из которых средства, которые могли бы попасть в бюджет, искусственно уводятся в тень. Уверен, что если бы сегодня нам удалось полностью вытащить из тени акциз и налог на прибыль, то мы бы имели очень богатый бюджет. Созданные нами многоотраслевые комиссии сейчас проверяют предприятия и пытаются навести порядок в сборе налогов. Их деятельность полностью подтверждает наши опасения, нарушения повсеместные — из десяти проверяемых объектов все десять либо закрываются, либо на них налагаются большие штрафы. Масштабы тенизации экономики таковы, что автономии без помощи государства с ней не справиться — нужны скоординированные усилия всех правоохранительных органов. Если нам удастся вытащить экономику из «тени», мы сможем увеличить бюджет на несколько миллиардов гривен.

Но ужесточение контроля — это одна часть работы. Другая часть — перестройка всех отраслей. Недавно у нас сменился председатель налоговой администрации. Какие у нас были претензии к нему? Почему мы были недовольны его работой? Потому что в его работе не было заинтересованности в возрождении производства, работники нацеливались на решение исключительно фискальной задачи. Теперь же мы хотим, чтобы налоговая администрация стала партнером производителя — вначале подсказала, как лучше организовать производство, а потом уже брала налоги.

Наше министерство экономики подсчитало, например, что мы очень много акциза теряем на том, что виноматериалы, произведенные в Крыму, разливаются потом в бутылки предприятиями, зарегистрированными за пределами полуострова. Но дело в том, что акциз не попадает в бюджет и по месту их регистрации, а сразу же уводится в теневой оборот. Если удастся наладить разлив вина собственными предприятиями, мы получим в бюджет больше средств, чем получили их от эксперимента с увеличением разлива водки.

Президент недавно приостановил решение Верховной Рады Крыма об организации эксперимента с акцизом, и это значит, что наше производство в принципе должно быть построено на иных началах. По мнению нашего Министерства экономики, этим экспериментом правительство создавало большие перекосы в развитии отрасли. В значительной степени бюджет пополнялся за счет налога с продажи водки, а другие виды производства страдали. Могу сказать, например, о том, что Азовский ликеро-водочный завод — это предприятие, оснащенное и организованное не хуже, чем «Союз-Виктан», но работало в последнее время оно всего на один-два процента мощности, потому что экспериментом смог воспользоваться только «Союз-Виктан».

Не секрет, что практически вся промышленность Крыма была рассчитана на работу в масштабах Союза. Сейчас эти предприятия стоят, и многие из них даже в масштабах Украины не могут найти себе применения. Каков выход? Я настоял на том, чтобы мы создали в Крыму министерство промышленной политики, цель которого — разобраться со всеми 14 тысячами предприятий и запустить в работу все, что может работать. Во-первых, надо дать возможность инвесторам преобразовать то производство, которое их заинтересует. Мы уже почувствовали, что перед лицом мирового экономического спада интерес к нашей экономике возрос. Аналитики прогнозируют, что в связи с ростом терроризма в мире, при котором даже такие устойчивые экономики, как американская, оказались незащищенными, внимание мировых инвесторов в скором будущем переключится на страны СНГ, представляющие собой огромный потенциал для развития. Мы уже думаем, как лучше воспользоваться этой ситуацией и куда лучше направить свободные деньги. К сожалению, кроме гостиницы «Ореанда» в Ялте у нас не оказалось готовых привлекательных инвестиционных проектов. Поэтому мы поставили задачу разработать их.

Во-вторых, наши территории приоритетного развития также работают пока не эффективно, и мы ставим целью пересмотреть все условия ТПР и повысить их отдачу. Ну а все остальные предприятия, которые не найдут себя в современной рыночной системе, должны быть реорганизованы, их мертвые части следует обанкротить, работоспособные запустить под гарантии правительства. У нас есть реальные условия ряд предприятий запустить под программу интеграции депортированных, и этой возможностью также следует воспользоваться.

— Конституция Крыма устанавливает, что все налоги, собранные на территории автономии, зачисляются в ее бюджет. Эта норма была принята до того, как на общегосударственном уровне стал применяться нормативный подход к формированию бюджета, что ставит все регионы страны в равные условия. Сегодня она противоречит общегосударственному законодательству, в частности Бюджетному кодексу. По сути своей, эта норма была обусловлена политическим подходом к проблеме. Если же оценивать бюджет Крыма исключительно по оптимальным экономическим критериям, то каким именно, на ваш взгляд, он должен быть?

— Раньше, когда была большая инфляция и бюджет автономии ничем не был защищен, такая мера оправдывала себя. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Нормативный подход в государственном бюджете ставит регионы в равные условия. Об оставлении в Крыму НДС и говорить не приходится — во-первых, это общегосударственный налог, во-вторых, из-за необходимости возврата НДС на экспортную продукцию можно мгновенно потерять эти средства и даже попасть впросак — выплатить больше, чем получили. Оставление акциза и налога на прибыль в крымском бюджете также не гарантирует нам финансовой стабильности: например, перейдет известное предприятие, производящее подакцизную продукцию, к другому владельцу, он перенесет его регистрацию в другое место, а у нас в результате образуется невосполнимая дыра в доходной части. Промышленные предприятия также работают еще не стабильно, тем более что у нас в основном такие предприятия, заказчики которых находятся за переделами нашего влияния — в России, других странах СНГ. Скажем, перенесут они заказы на другие предприятия, а страдать будет наш бюджет. Поэтому сегодня зачисление всех налогов в бюджет автономии не является гарантией благополучия. Наоборот, наша гарантия — в динамичном развитии общегосударственной хозяйственной системы, в пополнении общегосударственного бюджета. Из него мы гарантированно, согласно закону, получим свой норматив плюс финансы на общегосударственные программы в обязательном порядке.

Я анализировал, как формируются и выполняются бюджеты областей Украины, и могу сказать, что при нормативном подходе Крым не будет обижен. Поэтому сегодня положение нашей Конституции об оставлении всех налогов в Крыму больше не соответствует экономическим реалиям государства. Мы не имеем права ставить всю нашу экономику, всю социальную сферу в зависимость лишь от нескольких неустойчивых, рискованных факторов наполнения бюджета. Чувствуем, что и Президент Украины, и министр финансов страны очень ответственно относятся к потребностям автономии, поэтому нам остается только договориться об этапности в выполнении бюджета, о порядке корректирования его в случае необходимости, и проблема эта будет снята с повестки дня.

— Что переломного, новаторского в экономике автономии планирует новое правительство для уменьшения кризисных явлений?

— Мы выдвинули глобальное требование: все предприятия, расположенные в Крыму, должны либо управляться нашим правительством, либо иметь юридические лица, подведомственные нашему административному управлению. Мы собрали совещание руководителей всех здравниц, которые сегодня работают убыточно (а такие результаты работы в курортной сфере уже сами по себе нонсенс!), — они, как правило, не входят в ведение Крыма. И поставили вопрос о том, что дальше так работать нельзя, и о подотчетности Крыму. Более того, Президент подписал письмо о том, чтобы местную подчиненность имели и все профсоюзные здравницы, и все ведомственные. Конечно, это очень сложная работа, и за один год мы, возможно, этого не добьемся, но только так можно избежать ухода бюджетных средств в тень.

Безусловно, за короткое время «тень» победить невозможно, потому что она возникает не сама по себе, как плесень в углу, а вырастает там, где создаются условия для этого — щели в законодательстве, недостатки в организации производства. Я говорил с Президентом, и он сказал, что тоже серьезно сейчас над этим думает. Мы хотим стать для страны тем полигоном, который сможет доказать, что чем меньше налогов, тем выгоднее и производителю, и бюджету. Нужно опыт России перенести в нашу страну. Хорошо было бы, чтобы он пришел в Украину через Крым…

Мы решили серьезно заняться инфраструктурой курорта, ведь именно услуги и сопутствующие товары, а не стоимость путевки, должны давать основной доход в бюджет. Курортники, прибыв в Крым на отдых, должны иметь возможность потребить значительное количество дополнительных услуг. Мы ставим также вопрос о перестройке снабжения здравниц. Наш анализ показывает, что в здравницах используется 90—95 процентов «не крымских» продовольственных товаров. Но такого никогда не было — Крым всегда обеспечивал продуктами свои санатории. А когда копнули вглубь, то открылось, что здесь просто созданы такие фальшивые схемы снабжения: сельхозпродукция закупается у крымских производителей посредническими предприятиями, зарегистрированных за пределами полуострова, а после переработки или даже без нее, но по гораздо более высокой цене она поставляется здравницам — как бы из-за пределов Крыма. При этом суммы, которые могли бы прийти в бюджет в виде налогов, сразу же уходят в тень. Мы требуем разорвать такие схемы и организовать прямые механизмы снабжения потребителей непосредственно от наших товаропроизводителей.

Правительство вполне обоснованно считает, что наполнению Крыма курортниками в летний сезон есть предел. Нельзя загружать здравницы, как это бывает, на 120—130 процентов. Однако мы можем принять гораздо больше курортников, обеспечив им нормальные условия. Для этого в короткие сроки надо сдать в эксплуатацию большинство из 1,5 тысячи объектов незавершенного строительства в курортной сфере. Ведь сравните: у нас всего немногим более 600 здравниц, а объектов незавершенки в два раза больше! Во многих из них готовность составляет 60—70 и более процентов, так что до новой здравницы рукой подать. Это даст нам возможность увеличить количество гарантированных мест отдыха в три раза. Мы начали проводить полную инвентаризацию курортных объектов и земли в их распоряжении, это также увеличит наши ресурсы.

Также ставится вопрос о равномерном курортном освоении полуострова. Например, сегодня принято считать, что рекреационные ресурсы Крыма используются всего на четверть: здравницы, во-первых, работают всего три-четыре месяца в году, а в остальное время простаивают, поэтому большинство их должно быть переведено на круглогодичное функционирование, что не так просто, конечно, но возможно. Для этого надо осуществить целый комплекс мероприятий. Во-вторых, размещены они преимущественно на ЮБК и в западном евпаторийском регионе, а юго-восток и восток Крыма, Азовское побережье, северо-западное побережье используются крайне недостаточно и для отдыха, и для лечения, хотя там несметные ресурсы грязей, минеральной воды, других лечебных факторов.

Мы разработали планы освоения этих территорий. Например, есть проекты строительства двух железнодорожных веток: одна из них Евпатория — Донузлав, другая Джанкой — Черноморск опять же с выходом на Евпаторию и Донузлав, которые дадут толчок развитию всего региона. Этот регион по чистоте и рекреационным возможностям ничуть не уступает ялтинскому, и если его грамотно и на современном уровне развивать, он станет лучше и привлекательнее Ялты.

— Насколько быстро идут реформы в аграрном секторе? Что вы планируете для того, чтобы их ускорить?

— Конечно, реформы в аграрном секторе еще не дали полного результата. Но земля уже стала интересным объектом экономики. Несколько лет назад десятки тысяч гектаров были вообще не обработаны, но сегодня отношение к земле совсем иное — вся она обрабатывается. Сейчас возникает второй вопрос: кто и как обрабатывает землю? Мы стараемся повысить роль районных управлений сельского хозяйства с тем, чтобы у каждого гектара был ответственный хозяин. Есть три условия хозяйствования: не имеешь права допускать, чтобы росли карантинные сорняки, не имеешь права ухудшать плодородие почвы, не имеешь права допускать незаконное владение землей.

К сожалению, ситуация с кадрами в сельском хозяйстве сейчас очень сложная: старые специалисты ушли, приток новых за последние десять лет значительно уменьшился, новых кадров на селе еще нет. Особенно трудное положение в животноводстве, ведь там сегодня некому ни организовать на современном уровне селекционно-племенную работу, ни правильно сформировать кормовую базу. В принципе, сегодня произвести мы можем, но организовать производство на современной научной базе, более того, просчитать конъюнктуру рынка на годы вперед нашим кадрам в большинстве случаев уже не под силу. Я предчувствую, что через год-два село может оказаться перед проблемой сильного кадрового голода, и уже сейчас надо подумать, как ее решать. Такая задача поставлена перед специалистами-аграриями, учеными нашего аграрного университета.

Специально с этой целью мы пригласили на должность вице-премьера в правительство банкира Валерия Пробей-Голову, отлично знающего сельское хозяйство. Я поставил задачу к весне полностью сформировать аграрный рынок — у нас есть планы создания земельного банка, большого количества оптовых рынков. Возможно, не все удастся, но основа этой системы будет заложена. И еще мы не должны допустить перекосов нынешнего года: произвели много зерна, но худшего, чем надо, качества. На будущий год постараемся просчитать все — сколько и какой продукции производить, какого качества, куда потом ее деть. Вот главные вопросы, на которые мы не имеем права не иметь ответов. Сегодня все должны понимать: новая для нас рыночная экономика требует нестандартного экономического мышления.

— Некоторые специалисты утверждают, что опасность скупки земли в Земельном кодексе все же не устранена, есть обходные механизмы. Какого вы мнения на сей счет? Можно ли сделать так, чтобы крестьяне не подверглись опасности остаться без земли?

— Конечно, такая опасность существует. Но я против запретительных методов, потому что они безрезультатны. Мы также считаем, что с принятием Земельного кодекса недостаточно жестко поставлен заслон в сфере купли-продажи земли. Землю три года нельзя продавать, но можно закладывать, а это уже значит, что она может стать объектом теневых сделок, и еще до истечения срока запрета на продажу переходить фактически к другим собственникам. Перейдет она к «злоумышленнику», будем так говорить, в результате купли-продажи или как залог — какая разница?

Я дал задание организовать четкое юридическое сопровождение каждой сделки с землей, чтобы это происходило не на уровне района даже, а на уровне Министерства агропромышленной политики, чтобы в этом процессе участвовали наши юристы. Думаю, в целом нам удастся удержать управление этим процессом, и мы не допустим повальной скупки земли не теми, кто на ней работает.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме