В ожидании вердикта

Поделиться
Как уже известно, 13 мая УЕФА назовет окончательный список городов, которые будут принимать Евро-2012...

Как уже известно, 13 мая УЕФА назовет окончательный список городов, которые будут принимать Евро-2012. Одесса, ранее получившая статус запасной площадки, надеется, что окажется в числе основных игроков на поле будущего чемпионата. Правда, в отличие от городских властей, у самих одесситов, следящих за событиями, больше опасений, чем оптимизма.

Экономический кризис внес свои коррективы в программу подготовки к Евро-2012, требующую огромных денежных вливаний. Но дело не только в кризисе. Если в отношении реконструкции стадиона опасения на данный момент поутихли, то по поводу аэропорта власти, хранившие доселе молчание, на днях признались: есть проблемы. Как оказалось, у мэрии нет стопроцентной уверенности в финансовых возможностях инвестора.

Засекреченный тендер

Инвестором КП «Международный аэропорт «Одесса» стала мало кому известная компания под названием ООО «Гепард плюс», зарегистрированная в Одессе в июле 2007 года. Уже после объяв­ления УЕФА о проведении Евро-2012 в Украине и Польше. Выразив готовность вложить в реконструкцию и модернизацию аэропорта свыше 250 млн. долл., эта компания стала победителем конкурса по выбору стратегического партнера фактически без боя.

На первом этапе в конкурсе, проходившем в августе прошлого года, приняли участие семь претендентов. Среди них были солидные компании, такие как АО «Аэропорт Вены». Затем тендер переносился, продлевался, и в конечном итоге среди участников осталась одна компания — «Гепард плюс».

Поначалу мэрия не стала объяснять этот красноречивый итог кропотливой, по ее словам, работы по привлечению инвестора. Лишь спустя полмесяца, после резкой критики в адрес властей, покрывших тендер завесой тайны, члены конкурсной комиссии дали скупую пресс-конференцию. И представили данные об инвесторе, у которого, как сообщали местные пресса и интернет-издания, 45 тыс. грн. в уставном фонде, вид деятельности — операции с недвижимостью, деятельность баров, ресторанов, гостиниц, а владелец — офшорная компания.

Члены конкурсной комиссии подтвердили, что учредителем ООО «Гепард плюс» является компания «Ти Ес Транс Сайбериа Ко Лимитед», зарегистрированная на Кипре. Но специализируется она на инвестиционных проектах в области строительства и эксплуатации аэропортов. На ее счету участие в реконструкции и эксплуатации таких аэропортов, как «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Также компания — акционер международного аэропорта «Алма-Ата».

Управляет активами «Ти Ес Транс Сайбериа Ко Лимитед» компания «Новапорт». Она тоже будет участвовать в модернизации и управлении одесской воздушной гаванью. А вместе эти две компании входят в группу компаний AEON Corporation. Суммарный пассажиропоток по программам развития, реализуемым этой группой, по итогам 2008 года составил около 4 млн. человек.

Как отметили члены конкурсной комиссии, программа инвестиций, предложенная AEON Corporation через «Гепард плюс», полностью отвечает планам стратегического развития Одесского аэропорта, которые были разработаны институтом «Украэропроект» и согласованы с Государственной авиационной администрацией Украины.

Надо сказать, что все эти сведения об инвесторе никак не прибавили оптимизма по поводу финансовых возможностей ООО «Гепард плюс». К тому же в прессе муссировалась информация о том, что финансовую поддержку будет оказывать один из одесских банков, который к тому времени уже испытывал серьезные трудности. И вскоре это станет ясно всем. К тому же губернатор области Николай Сердюк публично высказал сомнение в финансовых возможностях инвестора.

Еще раз повторим — речь идет о четверти миллиарда долларов. Еще накануне тендера одна из компаний-претендентов жаловалась, что Одесса предложила инвесторам слишком дорогой проект. То есть все расходы переложили на плечи инвестора.

Как известно, государство готово было взять часть расходов на себя. Но в том случае, если город передаст из коммунальной собственности в государственную целостный имущественный комплекс аэропорта. И соответствующий проект распоряжения Кабмина был подготовлен и направлен Одесской мэрии на согласование еще зимой прошлого года. Но в ответ сессия горсовета приняла решение о признании такой передачи нецелесообразной и не отвечающей интересам территориальной общины.

Власти города категорически отказались передавать не только имущественный комплекс, но и взлетно-посадочную полосу, на чем еще долго настаивало Минтранссвязи. И даже грозилось построить международный аэропорт в Николаеве. Во всяком случае, государственные чиновники недвусмысленно намекали одесским руководителям: либо аэропорт, либо Евро-2012.

В свое время, чтобы вывести аэропорт из кризиса, его передали из государственной собственности в коммунальную. Это было почти десять лет назад. С тех пор много было и сделано, и не сделано. Отметим лишь, что с приходом в мэрию Эдуарда Гурвица город основательно взялся за свои воздушные ворота.

В 2007 году был разработан план реконструкции и сделаны первые шаги, в частности, усилена взлетно-посадочная полоса, проведен ряд других мероприятий, позволивших сертифицировать одесские воздушные ворота как аэропорт первой категории ИКАО. Это дало свои результаты. По данным мэрии, объем авиаперевозок в 2008 году увеличился по сравнению с 2006-м почти наполовину — с 527 до 787 тыс. пассажиров, количество авиарейсов возросло с 12438 до 15335.

Конечно, городские власти, давно имевшие виды на аэропорт, решили, что справятся со всем сами. И они уже заявили, что город доказал свою способность решать сложные задачи, сумев привлечь инвестора для реконструкции своего коммунального предприятия. Но, как оказалось, с выводами несколько поторопились.

С момента подведения итогов конкурса прошло почти три месяца. А результатов пока нет. 9 апреля, на последней сессии горсовета, мэр города Э.Гурвиц вместо утверждения долгожданного договора с ООО «Гепард плюс» заявил, что инвестор вызывает опасения. «Нет стопроцентной гарантии, что проект будет нормально финансироваться, — сказал он. — Поэтому договор до сих пор не подписан».

По словам мэра, переговоры с инвестором продолжаются. Если до конца апреля не будут отработаны и согласованы все условия, придется искать другие решения, подчеркнул г-н Гурвиц. При этом было отмечено, что комиссия УЕФА согласилась в условиях экономического кризиса на переход к более экономному варианту реконст­рукции. Что это значит, мэр пояснять не стал.

После того как Одесса получила статус резервного города, план реконструкции аэропорта с учетом новых сроков и масштабов работ был серьезно откорректирован. УЕФА потребовал, чтобы аэровокзал увеличил пропускную способность до 34 тыс. пассажиров в сутки, исходя из возможностей стадиона «Черноморец» разместить на своих трибунах болельщиков. То есть на период проведения матчей будущего чемпионата новое здание аэровокзала должно иметь пропускную способность 1495 пассажиров в час плюс к этому должен быть задействован временный терминал на 1200 пасс./час. А существующий аэровокзал после реконструкции сможет пропустить лишь 415 пасс./час. Кроме этого, аэропорт должен обеспечить не менее 35 кв. метров обслуживаемой площади на одного пассажира.

Но, как следует из информации на официальном сайте города, в середине марта в Министерстве транспорта и связи прошло совещание по вопросам подготовки к Евро-2012 с участием экспертов УЕФА, которые отметили следующее. Поскольку в Одессе много гостиниц, болельщики смогут прибывать в город за три дня до матча. Отсюда требования к аэропорту могут быть снижены, если брать пропускную способность, то почти в два раза.

Отметим, что инвестиционные предложения ООО «Гепард плюс» включают реконструкцию старых объектов аэропорта и строительство новых: взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов, инженерной инфраструктуры, пассажирского терминального комплекса, гостиницы на 250 номеров,
12 паркингов на 9 тыс. кв. метров, логистического комплекса площадью 13 тыс. кв. метров, цеха бортпитания и других.

Проблема, видимо, еще и в том, что по условиям конкурса инвестор будет участвовать в реконструкции и модернизации аэропорта на условиях договора о совместной деятельности. Образно говоря, деньги ваши, а стулья наши. А тут могут быть серьезные разногласия и нестыковки.

В общем, пока город возился с конкурсом и пререкался с Киевом по поводу его требований передать аэропорт из коммунальной собственности в государственную, грянул кризис и спутал все планы. Впрочем, как знать? Может быть, сами планы спутали с кризисом?

А в остальном — все хорошо?

В отношении главной спортивной арены на сегодняшний день, кажется, решены все организационные вопросы, хотя и с большим опозданием. Городские власти предоставили инвестору зеленую улицу и в прямом, и в переносном смысле. Дабы вновь не появились жалобы на внутренние неурядицы, как это случилось во время визита делегации УЕФА в начале февраля нынешнего года.

Тогда мэр Одессы заявил, что город готов немедленно передать футбольному клубу «Черноморец» стадион «Спартак», находящийся в коммунальной собственности, для проведения матчей на время реконструкции главной спортивной арены. Это вместо обещанного ранее проблемного стадиона СКА, который так и остался предметом спора между мэрией и Минобороны.

Распоряжение о передаче стадиона в безвозмездное пользование ЗАО «ФК «Черноморец» (на условиях договора займа сроком до 30 декабря 2011 года) Э.Гурвиц подписал на второй день после отъезда делегации УЕФА.

А 9 апреля, на последней сессии горсовета (накануне очередного визита УЕФА) депутаты выделили ЗАО «ФК «Черноморец» для реконструкции и эксплуатации стадиона и объектов инфраструктуры 6 га земли в парке им. Т.Г. Шевченко, где и расположена главная спортивная арена.

Сейчас на стадионе полностью демонтированы старые трибуны и помещения. Идет подготовка к установке новых конструкций. Как ранее сообщалось, стадион будет готов в 2010 году. И сегодня, по словам инвестора, темпы и график соблюдаются.

Нет у городской власти сильной головной боли и в отношении гостиниц. Программу по количеству необходимых «звездных» мест, согласно требованиям УЕФА, Одесса выполнит. На худой конец, подстрахуют теплоходы. Белые лайнеры без проблем разместит у своих причалов Одесский порт.

И в заключение. Сегодня местные власти ведут себя так, словно Одесса — уже в списке принимающих городов, невзирая ни на что. В том числе и на прохладное отношение, которое демонстрируют к Одессе высокопоставленные киевские чиновники, давая оценки городам-претендентам. Но последнее слово — за экспертами УЕФА. Ждать осталось недолго.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме