После таяния снегов днепропетровские дороги выглядят так, будто город долго и интенсивно обстреливали осадные орудия и бомбила авиация. Исключением с большой натяжкой можно назвать главную городскую магистраль — проспект им. Карла Маркса.
Между тем, в прошлом году в Днепропетровске всю весну, лето и осень велись капитальный и восстановительные ремонты дорожного покрытия практически во всех районах города. Впервые за последние десять лет городские власти не поскупились на это благое дело. Более того, сессия горсовета 9 апреля 2003 года приняла решение, которым, в частности, предписывалось:
1) привлекать на договорных началах средства предприятий и организаций города, а также физических лиц для проведения ремонтных работ на городских дорогах;
2) предложить субъектам предпринимательства добровольно отчислять на ремонт городских дорог до 0,1% объема реализации продукции за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.
Итогом смычки горбюджета и «пожертвований» стала сумма в размере более 20 млн. гривен. Одиннадцать подрядных организаций, выигравших в 2003 году тендер на ремонт дорожного покрытия, заключили с местными властями договор, в котором оговаривался минимальный гарантийный срок эксплуатации восстановленных дорог — три года, максимальный — 12 лет. Работа закипела.
В минувший понедельник мэр Днепропетровска Иван Куличенко провел чрезвычайное совещание, на котором была рассмотрена эффективность использования громадных ассигнований. Судя по всему, львиная часть выделенных на ремонт улиц и проспектов средств канула не в том направлении.
Особенно «отличились» два крупных подрядчика — «Днепродорстрой» и «Облавтодор». Это они практически полностью заменили старый асфальт на новый на важнейших магистралях Днепропетровска — проспектах им. Гагарина, Пушкина, Запорожском шоссе и улице Паникахи, которые сегодня изуродованы шрамами ям, ухабов и покрыты сетью трещин. Такая же картина наблюдается после ремонта другими подрядчиками во всех районах города.
Столь явная халтура привела к созданию городской следственной комиссии, составившей акт о несоответствии качества выполненных подрядчиками ремонтных работ. Выставлены письменные претензии, ответ на которые так и не был получен.
Городской голова дипломатично не исключил два выхода из ситуации. Либо ремонтники согласно договору за собственный счет всё переделают, либо им придется возместить потраченные средства. Первый вариант по определению исключен, что, собственно, и подтвердил Иван Иванович:
— Выход один: обсчитываем все объемы и требуем возврата денег по суду. Поэтому я прошу правоохранительные органы оказать нам содействие.
Присутствовавшие на совещании прокурор города, начальник городского УМВД и представитель ОБЭП понимающе кивнули…
Кроме того, Иван Куличенко выдал первый «волчий билет». Он подтвердил, что фирма «Строитель» участвовать в тендерах на Днепропетровщине больше не будет, поскольку отремонтированный ею участок дороги на углу ул. Ленина и Комсомольской «рассыпался» практически сразу.
Дабы избежать судебных издержек, главные виновники, ссылаясь на безукоризненный анализ асфальтовой смеси, полученный в… собственной лаборатории, решили для пущей убедительности своей невиновности отправить срезы покрытия опять-таки в ведомственное НИИ Киева. В ответ мэр привлек к делу госпредприятие «Днепрстандартметрология»: ему поручено тоже сделать срезы асфальта и провести тщательный анализ его качества. Результаты обследования, которые представят в мэрию через две-три недели, будут также переданы в следственные органы.
Не довольствуясь этим, Иван Куличенко дал указание своему заместителю срочно создать при управлении жилищно-коммунального хозяйства горсовета лабораторию по проверке качества уложенного дорожного покрытия. Именно на основании ее заключений будут выплачиваться деньги за выполненный ремонт дорог. К слову, с нынешнего года оплачиваться эти работы будут постфактум. И теперь, по заявлению мэра, днепропетровские власти выберут других подрядчиков, которые сработают по-другому.
«По-другому» пока выглядит не лучше. Нынче ремонтники расширяют и углубляют небольшие трещины и выбоины до прямоугольников и квадратов внушительных размеров. После чего переходят на другие объекты. А подготовленные к так называемому ямочному ремонту изуродованные по всем правилам геометрии участки дорог неделями калечат проезжающие автомобили. Что характерно, такое происходит на самых оживленных магистралях — Кайдакском мосту, Набережной им. Ленина и других.
К слову, ямочный ремонт, попросту говоря — латание дыр, позволяет дорожникам завышать объемы выполненных работ. И в мэрии это прекрасно знают…