В ближайшее время, надо полагать, в Одессе будут пересмотрены тарифы на жилищно- коммунальные услуги. В сторону уменьшения. В это, конечно, трудно поверить, но во вторник на сессии горсовета были представлены выводы депутатской группы, изучившей обоснованность увеличения тарифов. В них содержится то, о чем люди твердят не один десяток лет, просят, умоляют. Ведь за последние годы цены безудержно росли, в то время как качество обслуживания снижалось. И всякий раз при каждом очередном повышении цен власти пытались объяснить народу, что все сделано по закону и в соответствии с нормами и правилами. И нечего, дескать, роптать на судьбу, поскольку население оплачивает не все 100% стоимости услуг, а всего лишь 80%. Да и то не регулярно. Ну а тем, кто не может заплатить, государство предоставляет субсидии...
И вот, наконец, местные власти, да, именно власти (потому что без их согласия вряд ли была бы создана депутатская группа) решили показать народу, что таки-да его дурят. Хотя это всем давно и так было ясно.
Ну не может человек ежесуточно расходовать 220 литров холодной воды и 130 горячей. В эпоху социализма, когда принимались эти нормы, нужно было показать всему миру, что для советского человека — блага по максимуму. Но эти самые блага давно уже превратились в беду. Ведь норматив потребления воды учитывается при формировании тарифа. И тариф этот, естественно, завышен. К тому же водопроводчики включают в него и потери воды в сетях. Это доказано в арбитражном суде. Но это еще не все. В нынешнем году жителям стали приносить дополнительный счет на оплату холодной воды. Жэковские работники в тех домах, где, по их словам, был зафиксирован перерасход воды, эти дополнительные литры «разбрасывали» на всех жильцов. После вмешательства управления по делам защиты прав потребителей самоуправство прекратилось.
Так вот, в депутатской справке сказано, что потери холодной воды в одесских сетях составляют 35%. Из них 18,3% приходится на внутридомовые, а 16,7 — на магистральные. В связи с этим депутаты будут настаивать на том, чтобы был произведен перерасчет. Что же касается стоимости услуг, то они должны остаться на уровне тарифов, утвержденных облгосадминистрацией на 1 января 2000 года: по водоснабжению — 30 копеек за 1 кубометр и по водоотведению — 26 копеек. А для жителей домов, оборудованных приборами учета воды, предлагается установить дифференцированный тариф, из которого исключить нормативные потери во внутридомовых сетях. И, конечно, должны быть снижены нормы потребления воды: по холодной — до 180 литров в сутки, по горячей — до 105. Хотя это тоже много. Во всяком случае, выше, чем в Европе.
О том, как в Европе, в Одессе в последнее время говорят много. Все дело в том, что в начале будущего года городские власти собираются подписать долгосрочный контракт с французской фирмой Sues Lyonnaise des Eaux на реконструкцию водопровода и канализационного хозяйства. Кстати, Одесса стала первым в Украине и странах СНГ городом, с которого французы решили завоевывать бывшее советское пространство. Переговоры с городскими властями они ведут давно, и вот на прошлой неделе между мэрией и представителями этой компании был подписан договор о проведении подготовительных работ для подписания контракта. В связи с этим одесский водопровод и канализация, на базе которого создано новое предприятие, переданы в коммунальную собственность. Поэтому есть надежда, что предложения депутатской группы по снижению норм потребления воды будут учтены.
Эту проблему можно было бы решить и за счет установки счетчиков. Но в этом отношении мало что делается. Депутатская группа считает, что необходимо разработать механизм установки их в кредит и на льготных условиях.
С горячей водой проблем еще больше. Даже у тех жильцов, у кого она якобы есть. Временами воду сложно назвать не только горячей, но и теплой. Но вот что показала проверка. По нормам температура горячей воды в кранах должна быть не ниже +50 градусов и не выше +75. При температуре +45 и +49 плата за подогрев берется в размере 90%, при температуре +40 и +44 — 70%, а если параметры ниже +40 градусов, то люди должны платить за воду как за холодную. Эти правила утверждены Кабмином. А что делают предприятия? «Одесские тепловые сети» сочинили свои. Называются они «Инструкция о работе с претензиями потребителей тепловой энергии». В этом документе, который в органах юстиции не зарегистрирован, вышеперечисленные параметры безбожно занижены. Нормативная температура воды +45 градусов. От нее и пляшут. Берут 70 % оплаты при +30 и +35 градусах, что ниже температуры тела. Лишь при +30 «Одесские тепловые сети» считают, что вода не подогретая. Люди, конечно, жалуются. Но как горохом об стенку.
Депутаты будут настаивать на том, чтобы горячая вода стоила 7 грн. 25 коп., как это было на 1 января 2000 года. По отоплению они предлагают снизить тариф на 8 коп., то есть, он должен быть не выше 73 копеек за 1 кв. м полезной площади. Совсем недавно «Одесские тепловые сети» город забрал в свою коммунальную собственность. Они находились на балансе «Одессаоблэнерго», и их пришлось отвоевывать в суде. Поэтому есть надежда, хотя и слабая, что голос депутатов будет услышан.
Однако данное предприятие снабжает лишь одну часть города, другую — областное «Одестеплокоммунэнерго», которое финансово намного слабее. Жилые дома, находящиеся у него на обслуживании, до сих пор не подключены к отоплению. В связи с этим депутаты будут настаивать на том, чтобы была создана единая структура теплоснабжения города.
Но все вышеназванные нарушения, наверное, ничто по сравнению с работой жэков. Как сказано в справке депутатской комиссии, «отдельные руководители жилищно-эксплуатационных предприятий вообще считают, что жители домов оплачивают квартплату за то, что в них проживают, а не за оказанные услуги». Так оно и происходит. Жителям ничего не остается, как сбрасываться и ремонтировать свои обшарпанные подъезды, лестничные клетки, стеклить окна, устанавливать двери, проводить электричество, ремонтировать лифты и многое, многое другое. В таком случае проще создать объединение совладельцев жилых домов и самостоятельно содержать свое жилье, но мало кто знает, что это такое на самом деле и как его организовать. Такая работа в городе не проводится. Депутаты будут настаивать на том, чтобы обязать УЖКХ этим заниматься.
Что касается тарифов, то они предлагают сохранить квартплату на уровне 28 коп. (сейчас 33 коп.) и не менять ее в течение одного года. В эту сумму входит и плата за пользование лифтом. Ввиду того что во многих домах они не работают, а плата взымается, ее следует перечислять не жэкам, а непосредственно предприятиям, эксплуатирующим лифты.
Во всем этом самое страшное — что человеку, которому предоставляют некачественные услуги, очень сложно доказать, что его дурят, нарушают его права. Дело в том, что ни одно предприятие, предоставляющее коммунальные услуги населению, не заключило с жильцами договор о предоставлении услуг. Хотя давно обязано было это сделать. Есть специальные правила, утвержденные Кабмином, они начали действовать с 1 февраля 1998 года, где об этом четко сказано.
Конечно, отсутствие договоров на руку поставщикам услуг. Энергоснабжающие предприятия, к примеру, ответственность за их качество не несут, мотивируя тем, что они не являются исполнителями. Со своими жалобами на полутеплые батареи и полухолодную «горячую» воду, на то, что из-за перепадов напряжения сгорел телевизор или холодильник и т.д. жильцов посылают в жэк. А жэк не реагирует, ссылаясь на то, что за эти услуги плату он не получает. Словом, бег по замкнутому кругу. Депутаты будут настаивать на том, чтобы договоры между жильцами и предприятиями были заключены до конца этого года.
Но все, что предлагают народные избранники — это лишь выводы рабочей группы. Их будет изучать исполнительная власть, а потом их вынесут на утверждение сессии. Будут ли они приняты? По словам руководителя рабочей группы, председателя постоянной депутатской комиссии по жилищно- коммунальному хозяйству Николая Боровского, директора предприятий, которых они заслушивали на своих заседаниях, с их выводами (не всеми, конечно) были вынуждены согласиться. Однако хочется отметить вот что. По сути, впервые за последнее время власть дала добро на создание такой комиссии. Ее выводы уже обнародованы. И если хотя бы часть того, что предложено, будет принято и исполнено, то можно сказать, что шаг в наведении порядка в системе предоставления услуг сделан.