Рыбалка в мутной воде

15 декабря, 2017, 16:14 Распечатать Выпуск №48, 16 декабря-27 декабря

На сегодняшний день в Тернопольской области в аренде находится 475 водных объектов, 449 из которых — пруды.

© rivnefish.com

Нелегальное или полулегальное, без всех необходимых правоустанавливающих документов, использование водных объектов, в частности прудов, в Украине процветает до сих пор. Решение этой проблемы откладывается из года в год и является одним из "вечных" приоритетов как центральной, так и местной власти. Удивляться нечему: в правовом регулировании аренды водоемов не заинтересованы ни арендаторы, ни государственные органы, которые давно должны были бы установить эффективный контроль над использованием водных ресурсов. Пруды Тернопольщины — яркая иллюстрация этой проблемы, когда бизнес работает вопреки законодательству и избегает ответственности, потому что чиновники научились "зарабатывать" на нелегальных операциях бизнеса.

На сегодняшний день в Тернопольской области в аренде находится 475 водных объектов, 449 из которых — пруды. Вполне закономерно, что основная их часть используется арендаторами для рыборазведения. Эти водоемы более-менее надлежащим образом ухожены, поскольку кормят своих владельцев, обеспечивая им постоянную прибыль. Государственные мужи также должны были бы содействовать становлению легального бизнеса "на воде", потому что, ведя хозяйственную деятельность, арендаторы платят четыре обязательных платежа — плату за аренду земельных участков, водных объектов, гидротехнических сооружений, рентную плату за специальное использование водных ресурсов, что является значительной поддержкой для местной казны.

Судите сами: суммарный объем этих платежей в местные и государственный бюджет (ведь 50% ренты за спецводопользование направляются в госбюджеты) по итогам 2017 г. ожидается на уровне свыше 10 млн грн. Это означает, что один арендатор в среднем платит за пруд 21 тыс. грн в год, а арендаторы крупных водных объектов платят даже по 250–300 тыс. Вдобавок к этому местные предприниматели обеспечивают поступление единого налога и единого социального взноса, тоже пополняющих местные и государственную казну.

Но с легальной арендой параллельно развивается аренда нелегальная. Традиционно на рынке равных компаний существуют компании "более равные", нашедшие способ экономии на аренде и обязательных платежах. По информации Тернопольского областного управления водных ресурсов, осуществляющего государственный учет водопользования, на Тернопольщине 437 (или почти половина из 912) водных объектов в аренде не находятся.

Неужели они непривлекательны для бизнеса? Да, есть непривлекательные, а есть вполне ухоженные и весьма прибыльные. Статистические данные, собранные работниками облводхоза, свидетельствуют: более 300 официально не арендованных прудов наполнены водой и полностью пригодны к использованию. А больших прудов площадью 10 га и более, где арендатор может обеспечить уже прибыльное рыборазведение, из упомянутого количества насчитывается 50. География перспективных прудов довольно широкая: от двух прудов в городе Бережаны, двух — в селах Бучачского района аж до десяти — в селах Гусятинского района, самом райцентре — поселке Гусятине и городе Хоросткове. И эти пруды, как говорят в народе, пользуются повышенным спросом среди предпринимателей, почти все из которых зарегистрированы как физические лица, то есть платят государству только единый налог. Аренду эти предприниматели не оплачивают, остальные официальные платежи тоже. Бюджет теряет пусть незначительные, но регулярные платежи, а чиновники, которые не могут упорядочить вопрос аренды прудов, вполне возможно, получают какую-то неправомерную выгоду.

На практике это выглядит следующим образом: предприниматель зарыбляет пруд, выращивает рыбу, продает ее за наличный расчет розничным реализаторам или самостоятельно на рынке, а заработок кладет себе в карман. Такие арендаторы используют наемный труд, не оформляя с людьми трудовых отношений, работникам не засчитывается страховой стаж, пенсионные взносы не отчисляются, о какой-либо социальной защите не может быть и речи.

Мало того, что бюджеты теряют значительные суммы поступлений, а "рыбный" бизнес продуцирует коррупцию, арендаторы-нелегалы также не выполняют и остальные обязанности, возложенные на пользователей водоемов. В частности, они не принимают природоохранных и противопаводковых мер и тем самым создают угрозу сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам вблизи прудов. И привлечь их к ответственности за халатность невозможно, поскольку юридически они на этих прудах хозяйственную деятельность не ведут.

Это беззаконие в течение многих лет, со времен Януковича и по сей день, критиковали как на заседаниях коллегии облгосадминистрации, так и в среде общественных организаций. А воз и ныне там.

Правоохранительные и контролирующие органы в большинстве случаев как закрывали, так и продолжают закрывать глаза на нелегальное использование водных объектов, не реагируя на вопиющие нарушения законодательства. Они, как только позволяют обстоятельства, делают вид, что проблемы не существует. Словно не было Евромайдана, Революции достоинства, в ходе которых одним из требований протестующих было прозрачное ведение бизнеса и равные условия для всех предпринимателей.

В Украине до 31 декабря с.г. действует мораторий на проведение плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Это в значительной степени усложняет работу контролирующих органов по выявлению арендаторов-нелегалов. Изредка арендаторов-нелегалов выявляют работники Государственной экологической инспекции области. Как бы то ни было, но в течение двух последних лет экологические инспекторы в ходе проверок установили всего десять физических лиц-предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение права собственности на воды (ст. 48 Кодекса Украины об административных нарушениях) и за самовольное занятие земельного участка под водой (ст. 53-1 кодекса). Они оплатили причиненный государству ущерб — от 46 до 1530 грн и мизерные админштрафы — в среднем от 136 до 340 грн. Понятно, что эти суммы и близко не соответствуют ни тем нелегальным заработкам, которые получают эти предприниматели, ни тому ущербу, который они наносят природной среде из-за своего безответственного хозяйствования.

Подразделения полиции к делу легализации водного бизнеса в области еще как следует не приступали. Иначе как можно объяснить то, что следственное управление Главного управления Национальной полиции в области расследовало только одно уголовное производство по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 239-2 Уголовного кодекса ("Незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах"), но и оно недавно было закрыто. Начальник ГУ Нацполиции в области Александр Богомол на днях дал поручение районным отделениям полиции выявлять подобные факты. Но как долго придется ждать результатов, неизвестно.

Следственное управление финансовых расследований Главного управления Государственной фискальной службы в области в 2016–2017 гг. вообще не расследовало уголовные производства в отношении арендаторов водных объектов по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 212 Уголовного кодекса ("Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)", что отнесено к подследственности этого органа. Об этом сказано в ответе на направленный мною информационный запрос. Ну и ну! Проблема есть, ей несколько лет, а контролирующие органы даже замечать ее не хотят.

Заместитель начальника Тернопольского областного управления водного хозяйства Ярослав Вивчарук убеждает: "В связи с принятием Закона "Об аквакультуре" и внесением изменений в Водный кодекс, принятием постановления Кабинета министров и двух приказов Министерства экологии и природных ресурсов украинское законодательство об аренде водных объектов с 2013 г. уже соответствует законодательству европейских стран. Главное, чтобы его соблюдали арендаторы, а органы, наделенные полномочиями, осуществляли надлежащий контроль над использованием объектов водного фонда".

Но все мы понимаем, что каким бы правильным ни был закон, если его не исполняют, он не принесет пользы государству. И равнодушие контролирующих органов к проблемам "ничьих" прудов только убеждает их арендаторов в том, что вести подпольный бизнес можно, и довольно выгодно. Представители этого теневого бизнеса считают, что как можно дольше не исполнять закон можно и нужно, поскольку, перефразируя армейскую бывальщину, его когда-то могут и отменить. А государственные покровители им потакают. Те же, кто честно платит и аренду, и налоги, выполняя все требования к пользованию водоемами, чувствуют себя как минимум обманутыми, потому что та же власть, которой они регулярно платят налоги, заставляет их работать в абсолютно неконкурентных условиях.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно