Профтехобразование: реформировать нельзя дать умереть

1 апреля, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 1 апреля-8 апреля

В конце прошлого года, когда стало понятно, что правительство больше не намерено предоставлять госбюджетную субвенцию на подготовку рабочих кадров и с 2016-го переведет финансирование заведений профтехобразования на местные бюджеты, нарыв вскрылся. На поверхность вышло немало проблем, накапливавшихся в этой сфере годами. Они ярко видны на примере небольшой Тернопольщины.

 

За 25 лет независимости профессионально-техническое образование в Украине не претерпело системных изменений. ПТУ и колледжи, в отличие от общеобразовательных школ, получали стабильное государственное финансирование. Их руководители привыкли, что эта подотрасль образования живет не так уж и бедно, и никто из руководителей государства, областей, государственных органов не сует нос в их тихое царство. И только в конце прошлого года, когда стало понятно, что правительство больше не намерено предоставлять госбюджетную субвенцию на подготовку рабочих кадров и с 2016-го переведет финансирование заведений профтехобразования на местные бюджеты, нарыв вскрылся. На поверхность вышло немало проблем, накапливавшихся в этой сфере годами. Они ярко видны на примере небольшой Тернопольщины.

Минфин, а за ним и Кабмин решили перевести финансирование заведений профтехобразования на местные громады, с перспективой передачи их из государственной в коммунальную собственность. Такой план был заложен еще в Законе "О государственном бюджете на 2016 год", принятом 25 декабря 2015-го. Правительственные чиновники почему-то забыли, что забота о ПТУ, где получают полное среднее и профессиональное образование дети из всей области, — это государственные полномочия, несвойственные для органов местного самоуправления, и у последних не хватит средств для этих нужд (именно такую позицию заняло Министерство образования и науки).

В крупных индустриальных регионах все или почти все ПТУ перешли на финансирование из бюджетов городов. И при расчетной потребности на содержание заведений профтехобразования в Украине в объеме 5,8 млрд грн в местных бюджетах учтено не так уж и мало — 3,9 млрд. Но в аграрных и глубоко дотационных областях, одной из которых является Тернопольщина, и в не очень богатых их областных центрах и городах областного значения сложилась другая практика финансирования ПТУ. Руководство Тернополя заявило, что не сможет в полном объеме финансировать шесть заведений, находящихся на его территории, а сможет их содержать только в той части, которая касается обучения городских детей и нужд городского рынка труда. Конституция Украины (ст. 53) гарантирует доступность профессионально-технического образования всем гражданам, независимо от проживания в селе или городе. Впрочем, градоначальник Тернополя Сергей Надал и его заместитель Леонид Быцюра считают оптимальным вариант, когда город будет учить сельских детей только при условии, что районы или объединенные громады, заинтересованные в подготовке тех или иных специалистов, предоставят городскому бюджету соответствующую субвенцию. Такое предложение вызывает некоторые сомнения, прежде всего морального и социального характера. Не следует забывать о воспитательной функции ПТУ. Если хотя бы косвенно ограничить доступ кризисной категории детей — из малообеспеченных и неблагополучных семей — к получению профтехобразования, то, вне всякого сомнения, вырастет преступность и другие негативные явления в регионе. И вместо учебных мест нужно будет расширять места в пенитенциарных заведениях и наркодиспансерах.

Поэтому руководство департаментов финансов и образования и науки Тернопольской облгосадминистрации среди множества путей выбрало один — все учебные заведения профтехобразования, не находящиеся в городах областного значения — Тернополе и Кременце (а таких 17!), закрепить в областном подчинении и финансировать их из областного бюджета.

Расходы 17 ПТУ и колледжей, финансируемых из областного бюджета, на старте в этом году были обеспечены только на четверть от минимальной потребности, шесть заведений профтехобразования в Тернополе — на 40%, а одно ПТУ в Кременце — вообще на 20%.

Минфин и президент не отступают от позиции, что профтехобразование должно финансироваться из местных бюджетов, и местные органы власти должны наконец-то начать его реформирование. Поэтому П.Порошенко, увидев риск в "перекладывании финансирования потребностей учебных заведений в полном объеме на государственный бюджет", заветировал и вернул в Верховную Раду принятые 4 февраля с.г. изменения в Закон "О государственном бюджете Украины на 2016 год" относительно финансирования профтехобразования и в Бюджетный кодекс, которыми была предусмотрена местным бюджетам субвенция в поддержку(!) подготовки рабочих кадров в ПТУ и других учебных заведениях, готовящих квалифицированные кадры на условиях государственного заказа. Так что весь объем субвенции в размере 998 млн грн, который должны были направить в областные бюджеты и бюджеты городов областного значения, остался на бумаге.

Частичное спасение центральная власть все же нашла. Недавно область получила
12,4 млн грн стабилизационной дотации (из 500 млн грн, которые в начале февраля правительство распределило между теми регионами, где для финансирования ПТУ не хватает средств). Большую часть упомянутых средств финансовый орган области в ближайшее время отдаст городам: 3,4 млн грн городскому бюджету Тернополя, а 3,7 млн — Кременцу. Но эти вливания не меняют ситуацию коренным образом. Более того, если средств для финансирования заведений профтехобразования в Тернополе и Кременце хватит до конца лета, то в ПТУ и колледжах, содержащихся из областного бюджета, платить зарплаты и стипендии будет нечем уже в июне.

Не замечает только ленивый: действующая сеть ПТУ — устаревшая, громоздкая, отнюдь не отвечающая потребностям современного рынка труда. И областная исполнительная власть, в частности департамент образования и науки облгосадминистрации, разработала меры по модернизации и развитию профтехобразования. Предусмотрено создать четыре региональных многопрофильных центра профтехобразования по нескольким направлениям: сельское хозяйство—переработка сельхозпродукции—питание (по одному в северной и южной частях области); сельское хозяйство—автомобильный транспорт (на востоке области); автотранспорт—сельское хозяйство—питание (в западной части Тернопольщины).

Заместитель директора департамента образования и науки Тернопольской облгосадминистрации Владимир Чайковский убеждает, что для перезагрузки всей системы профтехобразования в области нужно пройти несколько этапов.

— Мы создаем рабочую группу, в которую войдут не только областные чиновники, но и представители органов местного самоуправления, объединенных территориальных громад, руководители строительных компаний и сельскохозяйственных предприятий, для которых актуальна подготовка квалифицированных рабочих. Они могли бы не только формировать региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров (а в проектах базового Закона "Об образовании" и Закона "О профессионально-техническом образовании", разработанных Минобразования, предусмотрен не государственный, а исключительно региональный заказ), но и частично финансировать расходы — приобрести современную технику или предоставить базу для практики учеников. Кроме того, необходимо принять ряд мер, чтобы сделать современным кадровое обеспечение заведений профтехобразования. А это значит, что нужно упорядочить их штаты, отказаться от части заместителей директоров ПТУ и колледжей, других управленческих кадров. Не обойтись без пересмотра тарификации на четверть половины окладов, что влечет за собой дополнительные затраты на оздоровление, премии, надбавки и т.д. В течение 2016–2020 гг. мы будем объединять эти заведения без их ликвидации, потому что действует мораторий на закрытие. Вместе с тем существует острая необходимость в оптимизации некоторых специальностей, потому что не может быть их дублирования в находящихся рядом ПТУ. Нужно отдать предпочтение тому учебному заведению, где лучше преподаватели, мастера, хорошо оборудованные лаборатории, действует мастерская, цех или какое-то другое производство готовых изделий, — отмечает В.Чайковский.

Кто бы спорил, изменения должны быть комплексными.

В вопросе реформирования этой системы руководство города Тернополя занимает более радикальную позицию, чем областные чиновники. Заместитель городского головы Леонид Быцюра расставляет несколько иные акценты.

— Посмотрите, из 4365 учеников, обучающихся сейчас в заведениях профтехобразования Тернополя, аж 650 готовят по специальности "оператор компьютерного набора" в интеграции с другими специальностями — "конторский офисный служащий", "агент туризма", "секретарь-референт", "фотограф". Есть даже специальность "ассистент референта", что в переводе на народный язык означает "помощник помощника". Или же лицензированный объем — 90 операторов почтовой связи либо крайне устаревшая специальность "контролер сберегательного банка". Зачем выпускать таких специалистов, когда отсутствует связь с рынком труда? По информации городского центра занятости, за последний год-два из них трудоустроены единицы или вообще никто. Видим дублирующиеся специальности, например, водителей. Еще распространена практика, когда заведение сферы услуг готовит каменщиков, штукатуров, то есть непрофильные специальности. Очевидно, что подготовку специалистов надо сгруппировать в тех заведениях, которые будут на этом специализироваться. Коррупционная составляющая в деятельности ПТУ заключается в том, что под каждое заведение формируются госзаказы. Взаимосвязи между такими заказами нет никакой. Как и нет никакого контроля за госзаказом со стороны громад. А когда город будет формировать региональный заказ, то мы будем исходить из того, что нам нужны специалисты еще и для крупных коммунальных предприятий — для гортеплокоммунэнерго, водоканала, по энергосбережению, для работ по благоустройству территории города и т.д. И мы тогда смогли бы лицензионный объем заказа одного заведения перевести на другое. Для города Тернополя нужно два заведения профтехобразования, которые будут финансироваться из городского бюджета. Одно — строительно-технического направления, а второе — сервисно-торгового, — объясняет Л.Быцюра.

Судя по всему, что до окончания этого учебного года ПТУ и колледжи нужно дофинансировать хотя бы для того, чтобы полностью выплатить зарплату преподавателям, стипендии, оплатить энергоносители. И вместе с тем начать давно назревшее реформирование профтехобразования, исходя из потребностей местного рынка труда. Определенную дорожную карту такой реформы обрисовал заместитель министра образования и науки Павел Хобзей, находясь на днях в составе правительственной делегации на Тернопольщине. "В Украине сложилась ненормальная практика, когда 80% выпускников школ получают высшее образование, а 20% — профессионально-техническое, а со временем выпускник вуза не может найти место на рынке труда и получает рабочую специальность. В большинстве кадров профтехучилищ все же нуждается малый и средний бизнес. Поэтому нельзя лишать детей права выбора ПТУ и нельзя уменьшать количество тех, кто хочет получить профессионально-техническое образование", — отметил он.

Хотя реформа еще надлежащим образом не началась, но сразу выкристаллизовался портрет противников каких-либо изменений в этой сфере — это нынешние директора ПТУ, их заместители, часть преподавательских коллективов, которых поддерживают профсоюзы. Удивляться нечему: они привыкли к рутинному управлению заведениями и такой же подготовке кадров. И никак не могут понять, что если сохранить систему профтехобразования в нынешнем состоянии, то она спустя некоторое время отомрет сама собой, потому что станет просто ненужной для общества и рынка труда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно