Город потрясло новое ЧП — обвал цен на городских рынках. Цена одного килограмма мяса выросла до 30 гривен, подорожало подсолнечное масло (с 5,80 до 6,30 грн.) яйца (до 6 грн.) и другие продукты.
Аналогичная картина наблюдается и по всей Черкасщине.
Катастрофический обвал цен заставил руководство области лично выехать на городские рынки, чтобы разобраться в ситуации.
Специалисты главного управления экономики Черкасской облгосадминистрации уверены, что на продовольственном рынке области средний размер торговых надбавок превышает средний по Украине уровень. В этом немалая заслуга посредников. А поскольку налицо «искусственный» рост цен, есть возможность для ограничения торговой надбавки и включения механизма государственного регулирования. Мера, конечно, непопулярная, но сделать это, по мнению местных властей, необходимо, потому что других средств борьбы с ростом цен пока нет.
У торговцев другая точка зрения. Нынешнее подорожание они объясняют тем, что селяне начали выращивать меньше живности из-за дороговизны кормов. Подорожание же подсолнечного масла вызвано его меньшим выходом из подсолнечника и т.д.
В облуправлении по делам защиты прав потребителей подтверждают, что селяне поднимают цены наравне с перекупщиками. В последнее время наблюдается устойчивый рост заготовительных цен на молоко и мясо. Например, за литр молока многие молокозаводы платят селянам уже по 1,5 гривни, а за килограмм свинины хозяева просят уже не семь, а 11—12 грн.
Совершенно ясно, что для насыщения рынка необходимо увеличить производство мясо-молочной продукции. Но на это требуется время. А политическая ситуация ох как «поджимает»!
Поэтому комиссия облгосадминистрации оперативно отреагировала на поручение первого вице-премьер-министра Украины Николая Азарова — включить регулирование цен…
Есть и другие версии нынешнего подорожания.
Далекие от властных коридоров граждане не без основания придерживаются мнения, что во всем виновато недавнее повышение пенсий. Каждый раз, когда правительство делает «широкий жест» в сторону пенсионеров, цены начинают ползти вверх.
Есть и еще одна версия, показавшаяся мне интересной: обвал цен на рынках Черкасщины связан с подорожанием бензина. В начале октября на большинстве АЗС области горючее подорожало на 5—15 коп., превысив ценовой барьер, установленный правительством. Это подорожание бьет по карману не только перевозчиков, но и производителей любого товара: трудно себе представить хотя бы один вид продукции, в себестоимость которого не входила бы транспортная составляющая.
Между тем специалисты считают, что «девятый вал» повышения цен на горючее еще впереди. Тому есть свое объяснение: с 1 октября подорожала российская нефть. И как только сырье по новым ценам окажется на украинских НПЗ, очевидно, что те попытаются поднять цены на горючее.
Ждет жителей Черкасщины и еще один «подарок судьбы» — повышение цен на проезд в общественном транспорте.
Уже сегодня наблюдается рост цен на междугородных и пригородных маршрутах. Кстати, цены на эти услуги не повышались в течение последних трех лет и составляли 8 коп. за километр пути. Таким образом, когда расстояние между населенными пунктами составляло, например, 30 километров, билет стоил 2 грн. 40 коп. В конце сентября тарифы были несколько пересмотрены. Пока подорожание невелико и не вызывает паники среди пассажиров. Например, на одном из самых популярных маршрутов: станция им. Т.Шевченко (Смела) — Черкассы вместо недавних 2 грн. 30 коп. стоимость проезда нынче составляет 3 грн. Таким образом, километр проезда стоит уже 10 коп.
Но одно дело — междугородные перевозки и совсем другое — внутригородские. Городским общественным транспортом среднестатистический житель Черкасс пользуется несколько раз в день.
Заведующий отделом транспорта и связи Черкасского горисполкома Евгений Кимлик сообщил средствам массовой информации, что к городскому голове обратились с официальным письмом предприятия-перевозчики. Они просят пересмотреть тарифы на перевозки пассажиров, ссылаясь на небезызвестный факт, что с июня с. г. цены на бензин А-76 выросли на 32%, а на дизельное топливо — на 40%.
Перевозчики просят поднять цены в «маршрутках» до 75—80 коп. Хотя последнее подорожание на проезд в городском транспорте было совсем недавно, в мае этого года, — тогда цены повысились с 50 до 60 коп.
Впрочем, проблема транспортных тарифов для жителей Черкасс не столь уж однозначна. Здесь расположен автобусный завод, чья продукция под маркой «Богдан» пользуется популярностью не только в Черкассах, но и в Киеве, Харькове, Донецке, Запорожье и других городах Украины. Комфортабельные, скоростные, да еще и сравнительно недорогие, «Богданы», по утверждениям эксплуатационщиков, окупают себя уже через три года.
Но теперь до выхода на уровень окупаемости может вообще не дойти: если цены на бензин будут повышаться, а тарифы — стоять на месте, спрос на продукцию автозавода начнет неуклонно падать. А ведь уже сейчас местные автоперевозчики оказались в крайне тяжелом положении, особенно те из них, кто покупал подвижной состав за счет кредитов. Приходит время их погашать, а банк не спрашивает — подорожало горючее или нет…
Говорят, что любую новость, даже нерадостную, лучше услышать из первых уст. Поэтому я попросила мэра Черкасс Анатолия Волошина ответить, какие шаги намерены предпринять городские власти?
— К сожалению, я думаю, что цены на перевозки будут повышены. Во многих городах — Киеве, Одессе и других — они намного выше черкасских. Мы сдерживаем их рост, пока, по нашим подсчетам, у перевозчиков есть какой-то ресурс, это достаточно прибыльный бизнес. Но такое сдерживание возможно только до определенного уровня. Главной задачей городских властей сегодня является сдерживание цен на проезд в социально значимом транспорте — троллейбусе. Дай бог, чтобы цена на электроэнергию не поднялась!
Не появятся ли в ближайшее время на улицах города телеги? Лошадям солярка не нужна…