В прошлом году городские власти провалили реконструкцию одесского аэропорта в рамках подготовки к Евро-2012. Как и само участие города в будущем чемпионате. Прошло больше года с тех пор, как одесский горсовет отменил результаты неудавшегося тендера по аэропорту. И ровно полтора — с момента их оглашения.
И вот реконструкция аэропорта вновь на слуху. И вновь — полупрозрачные действия властей окутаны завесой таинственности. На этот раз тендер не объявлен, но инвестор уже имеется.
О нем стало известно в ходе заседания градостроительного совета при городском управлении архитектуры и градостроительства, где рассматривались предпроектные предложения по реконструкции и развитию одесского аэропорта, заказчиком которых выступило КП «Международный аэропорт «Одесса». Власти пожелали получить на руки готовый проект, в котором были бы учтены главные требования города, а не навязанные инвестором.
На самом же деле проект ориентирован на конкретного инвестора, который заявил о своих намерениях поучаствовать в реконструкции одесского аэропорта восемь месяцев назад. Для этой цели в декабре 2009 года он создал компанию Odessa airport development, которая и подала свои предложения городу.
В конце декабря прошлого года распоряжением Одесского городского головы специально для этих целей была создана рабочая группа по рассмотрению и проведению предварительных переговоров по реконструкции и модернизации аэропорта. Фактически это та же группа, которая занималась на протяжении 2008—2009 годов подготовкой и проведением тендера. В последнее время, как сказано в документе, в адрес администрации города поступают многочисленные обращения от лиц, заинтересованных в сотрудничестве с КП «Международный аэропорт Одесса», имеющих намерения инвестировать в развитие аэропорта.
Правда, куда подевались остальные «многочисленные» инвесторы и почему при их обилии не был объявлен конкурс, власть умалчивает.
Надо сказать, что имя инвестора, учредившего компанию Odessa airport development, пока тоже держится в секрете. Но именно его предпроектные предложения, доработанные с учетом требований города и оформленные одесскими архитекторами, и были вынесены на суд градостроительного совета.
После заседания, отвечая на вопросы журналистов, директор по развитию проектов компании Odessa airport development Алексей Кочанов подтвердил, что их компания является заказчиком данного проекта. А по поводу конкурса, который мэрия может объявить, ему ничего не известно.
«В течение пяти месяцев комиссия города работала с нашей компанией, — рассказал Кочанов. — Дважды рассматривала наши предложения и в конце мая рекомендовала вынести на градсовет. Если все будет идти так, как мы запланировали, и не будет проблем с землей, а мы намерены уложиться в существующие рамки землеотвода, то к 2012 году планируем сдать новый терминал и взлетно-посадочную полосу».
Что касается инвестиций, то, по словам А.Кочанова, их компания провела переговоры с одной американской компанией и Украинским банком реконструкции и развития. Интерес к проекту есть. И как только он будет готов, переговоры перейдут в практическую плоскость.
Напомним, победитель тендера — компания «Гепард плюс», созданная инвестором под проект реконструкции одесского аэропорта, в конечном итоге не смогла подтвердить заявленные инвестиции в 250 млн. долл. Договоренности об условиях заключения договора достигнуты не были, и результаты конкурса в итоге были отменены.
Во сколько обойдется нынешний проект, доподлинно пока не известно. Но, как отметил руководитель рабочей группы Николай Андриенко, сегодня главный вопрос — как уменьшить инвестиции и растянуть их во времени. Поэтому рассматривается возможность поэтапного развития аэропорта. При этом главное требование — не прерывать его работу. Приоритет — инвестиции в строительство взлетно-посадочной полосы. Ведь вложения в аэродром в три раза выше, чем в аэровокзал, да и возврат средств дольше.
Представленный проект предполагает реконструкцию аэропорта в два этапа. Первая очередь предусматривает строительство нового терминала. Это требования города. Терминал, рассчитанный на 1 тыс. пассажиров в час, будет размещен на месте существующей автостоянки и займет около 20 тыс. кв. метров. Предусмотрено также продление имеющейся взлетно-посадочной полосы и строительство новой.
Вторая и третья очереди реконструкции запланированы аж на 2020—2030 годы. Их строительство позволит увеличить пассажиропоток до 4 млн. человек в год (для сравнения: в докризисном 2008-м в Украине было перевезено авиатранспортом чуть более 6 млн. чел.).
Тогда же на месте старого вырастет новый аэровокзал, с гостиницей, выставочным комплексом, бизнес-центром, кемпингом. То есть на площади 100 тыс. кв. метров планируется создание мини-города со всей необходимой инфраструктурой.
Компания Odessa airport development учла требования города, и доработанный ею вариант был одобрен градсоветом. Архитекторы остались недовольны лишь внешним обликом будущих воздушных ворот и рекомендовали придумать новое архитектурное решение.
Впереди проект ждет подготовка ТЭО и получение заключения «Украэропроекта».
На этом фоне намерения властей привлечь всех желающих инвесторов к реализации совместного детища, рожденного властями, архитекторами, проектировщиками и компанией Odessa airport development, выглядят алогично. Особенность данного проекта как раз и состоит в том, что, как было отмечено на градсовете, он ориентирован на конкретного заказчика, который знает, чего хочет.
Завис и вопрос с тендером. Хотя в ноябре прошлого года после встречи городского головы Эдуарда Гурвица с представителями международных структур — Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, где обсуждались вопросы, связанные с реконструкцией аэропорта, чиновники заявляли, что через шесть-восемь месяцев тендер будет проведен.
Однако на его организацию и проведение надо время. А у городской власти его, можно сказать, не осталось. Впереди выборы, поэтому есть основания торопиться с реконструкцией. К тому же власти не оставляют надежды на участие Одессы хоть каким-то боком в Евро-2012. Город, по словам чиновников, готов предоставить свои тренировочные базы для футбольных команд-участниц. И к этому времени должен быть готов новый терминал.
И еще один важный фактор. Месяц назад первый вице-премьер Борис Колесников на Международном аэрофоруме в Харькове заявил: после выполнения обязательной программы подготовки к Евро-2012 приоритетом для правительства будут аэропорты Одессы и Крыма. Кабмин непосредственно займется строительством новой взлетно-посадочной полосы в одесском аэропорту.
К слову, предыдущее правительство тоже ставило перед собой такую цель. Но забрать аэродром в государственную собственность не удалось. Причем бывший министр транспорта Иосиф Винский назвал отказ мэрии передать полосу государству главной причиной исключения Одессы из списка городов-участников Евро-2012.
Можно спорить по поводу главных причин. Но с момента получения Украиной Евро-2012 Одесская мэрия как могла сопротивлялась натиску Кабмина, удерживая воздушные ворота в коммунальной собственности. Но так и не начала их модернизацию. Можно сто раз ссылаться на кризис, который действительно внес свои коррективы. Но то, что власть, лавируя между различными интересами, не исключая и личных, получила в итоге пшик, это факт.
Продолжать вести работу в том же духе — значит, рисковать многим. И прежде всего — другими городскими проектами, реализация которых зависит от наличия в городе современного аэропорта.