Тернопольская облрада с демонстративной скоростью приняла областной бюджет на 2017 г., сделав это на следующий день после принятия Верховной Радой госбюджета. Чтобы не нарушить требования Бюджетного кодекса, к началу нового года местные сметы утвердили почти все районные рады и рады городов областного значения на Тернопольщине. Проект областного бюджета на 2017 г. его авторы называют как никогда своевременным и сбалансированным, с прогнозируемыми доходами и расходами и без необходимости кардинально переработать за две-три недоспанные ночи, как это практиковалось в минувшие годы. Но на самом деле до бюджетной благодати путь еще долог.
Тернопольская область глубоко дотационная. И хотя в результате децентрализации госфинансов доходы местных бюджетов выросли в несколько раз (в 2017 г. их совокупный объем предусмотрен на уровне 10,5 млрд грн, что на 3,5 млрд больше, чем в прошлом году), собственные доходы выглядят очень скромно - 2,4 млрд грн. Областная казна является яркой иллюстрацией этой диспропорции. И ее дотационность каждые несколько лет усугубляется.
Судите сами: в целом доходов тернопольского областного бюджета в 2017 г. запланировано получить на уровне 5,5 млрд грн. Из этой суммы собственные доходы составят лишь 402 млн грн, то есть менее 10%. Остальное - дотации и субвенции из госбюджета.
А львиная доля собственных доходов - это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), 15% которого с 2015-го зачисляется в областные бюджеты. В этом году планируется собрать в областную казну 276 млн грн НДФЛ. И это только на 12% превышает поступления от этого налога в областную казну в прошлом году. Почему же такие скромные ожидания?
Департамент финансов облгосадминистрации проанализировал: в 2016 г. в областной бюджет поступило 254 млн грн, или на 26% больше, чем было запланировано. И произошло это за счет роста зарплат (которые в январе-ноябре 2016-го составили в среднем 3599 грн, увеличившись по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом почти на 24%), а также вследствие повышения ставки НДФЛ - с 15 до 18%. В 2017 г. в области появляются новые резервы для роста зарплат. На два размера повышаются тарифные разряды педагогов и медиков. Предусмотрено, что реальная зарплата педагога увеличится в среднем на 56%. Однако никуда не исчезли теневые заработки, особенно в частном секторе. Ведь в области менее половины предприятий и предпринимателей официально платят зарплату выше 3000 грн, то есть не дотягивают ее уровень до минимально установленного. Наверное, власть, прогнозируя незначительный рост сумм НДФЛ, рассчитывала, что многие малые и средние предприятия ни за что не примирятся с двукратным повышением зарплат наемным работникам и таки сократят работников или переведут их на неполную занятость. А ставка НДФЛ тем временем остановилась на 18%.
Мелеют и поступления от налога на прибыль предприятий частного сектора. В областную казну в этом году планируют привлечь на 1,1 млн грн меньше, чем в прошлом, - суммарно 18,3 млн. Недобор связан с тем, что один из крупнейших плательщиков этого налога - ООО "Мегаполис-Украина" в прошлом году ушел из области, зарегистрировав в Одессе новое юридическое лицо. И сделал это, наверное, в том числе и потому, что в крупных индустриальных областях лучшие условия для ведения бизнеса и выше покупательная способность населения. Вследствие уменьшения (то есть непереоформления) разрешений на специальное водопользование и договоров аренды водных объектов (а связанная с этим предпринимательская деятельность распространена на Тернопольщине!) областной бюджет недополучит почти 1,2 млн грн рентной платы за специальное использование природных ресурсов. Другие источники поступлений, которые бы достойно компенсировали потери, в Тернопольской области пока не обнаружены.
Казалось бы, наиболее затратные бюджетные отрасли - образование и медицина - защищены соответствующими субвенциями. С принятием изменений в Бюджетный кодекс (законопроект №5131) средства образовательной субвенции будут направлены исключительно на зарплату педагогическим работникам - 97,2 млн грн. На получение учениками ПТУ полного среднего образования из госбюджета также выделят образовательную субвенцию в размере почти 50 млн грн. Но проблема в том, что с прошлого года 17 учреждений профтехобразования переданы на финансирование из областного бюджета. Средств областной казны для их содержания явно не хватало. За счет части средств стабилизационной дотации существование ПТУ дотянули до 2017 г. Отныне на областной бюджет легло еще и содержание Кременецкого профессионального лицея, который город областного значения Кременец не смог финансировать. Областной бюджет, так сказать, разгрузили, заложив для содержания 18 учреждений профтехобразования на
2017 г. почти 24 млн грн, что вдвое меньше, чем в прошлом году. Зато предусмотрена дополнительная дотация из госбюджета - 54 млн. И финансовый орган облгосадминистрации заверил, что этих средств полностью хватит до конца 2017-го, ведь общий объем расходов на профтехобразование возрастает почти на 35 млн грн. Но руководство представительского органа - областной рады - имеет существенные уточнения относительно ожидаемой достаточности средств. Заместитель председателя облрады Любомир Крупа уверен, что пребывание этих 18 ПТУ в государственной собственности связывает руки областной власти. "После принятия их в собственность территориальных громад области на этой базе можно было бы создать 3–4 современных центра профессионального образования, - говорит чиновник. - А теперь за счет сокращения штата работников профтехобразования в течение трех лет по 10% ежегодно можно будет выплачивать хотя бы надбавки за престижность педагогической работы - до 20% к должностному окладу...". Но на 2017 г. эти надбавки в областном бюджете предусмотрены лишь в размере 16%.
Вследствие изменений в Бюджетный кодекс, предшествовавших принятию госбюджета, в 2017 г. коммунальные услуги и энергоносители в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения будут финансироваться из местных бюджетов. Образованию для этого предусмотрены частично средства дополнительной дотации - 68,8 млн грн, медицине - 47,4 млн. Но отсюда вылезает хитрый жук. При расчетах потребности учтены прошлогодние объемы потребления энергоносителей, изменение тарифов и небольшой коэффициент роста - 1,1. А как быть, если тарифы существенно вырастут? Опыт двух минувших лет показывает, что тарифы на электроэнергию и газ имеют свойство увеличиваться не менее чем на 25–30%.
По замыслу членов правительства, перекладывание расходов на оплату энергоносителей на местные бюджеты должно было бы стимулировать местные органы власти внедрять энергоэффективные меры. Нельзя сказать, что местные чиновники сидят, совсем сложив руки. Например, бюджетные учреждения области по сравнению с 2014 г. сократили потребление природного газа на 18%. На момент написания статьи в бюджетной сфере области реализовывалось почти 160 энергоэффективных и энергосберегающих проектов на сумму
99 млн грн (свыше 80 млн - за счет различных субвенций из госбюджета). Специалисты-энергетики подсчитали, что реализация этих проектов позволит заместить в отопительный сезон альтернативными видами топлива 7,4 млн кубометров природного газа (то есть 24% голубого топлива, потребляемого бюджетной сферой области) на сумму более 56 млн грн.
Однако расходы на энергоносители при нынешних тарифах свидетельствуют, что нужно экономить, по крайней мере, столько же средств.
С принятием областного бюджета-2017 область продвинулась на несколько шагов вперед в упорядочивании бюджетных расходов. Но назвать бюджет полностью реалистичным явно не хватает оснований.