НА ПОЛЬСКО-УКРАИНСКОЙ ГРАНИЦЕ — ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Поделиться
О таможенном переходе Смильница (Львовская область) — Кросценко (Подкарпатское воеводство, Польша) говорили уже давно...

О таможенном переходе Смильница (Львовская область) — Кросценко (Подкарпатское воеводство, Польша) говорили уже давно. Это прямой и, стало быть, более короткий путь из Украины через Польшу в другие европейские страны: Словакию, Словению, Австрию — и обратно. Таможенный переход для автотранспорта существовал здесь вплоть до Второй мировой войны. А железнодорожный, соединяющий две страны, функционирует и по сей день, правда, без остановки в Смильнице, но недалеко от нее — в местном Хырове. В первые годы после открытия границ масса украинцев хлынула в Польшу именно через эти железнодорожные ворота. Потом стали больше ездить автомобильным транспортом, хотя, как считают и поляки, и украинцы, железнодорожная ветка необходима двум странам и сейчас.

Однако строительство совместного таможенного пункта задерживалось. И, как ни странно, особой активности не проявляли поляки. На нашей стороне работы начались еще четыре года назад. Таможня получилась небольшая, так как основная нагрузка пассажирского и товаропотоков все же планировалась на переход Краковец—Корчова. И вот чуть более полугода назад польская сторона стремительно взялась за работу. Известно, что строительство финансировалось европейскими структурами и вложено в Кросценко 10 млн. евро. Очевидно, польская сторона рассчитывала именно на эти деньги. И хотя строительство, а в особенности отделка выстроенных зданий-модулей еще не закончена, польская «часть» сегодня выглядит значительнее. Поэтому на церемонии открытия перехода пришлось вести речь о расширении уже украинской «части»…

Как сообщил начальник новой Галицкой таможни Николай Сологор, в следующем году планируется пропускать через международный таможенный переход Смильница—Кросценко четыре тысячи автомобилей в сутки. До весны переход будет работать только в светлое время суток — с 8 утра до 18 вечера. Через таможню будет проезжать легковой автотранспорт и грузовой грузоподъемностью не более 3,5 тонны.

Интересно, что это первый на территории Львовщины переход, где планируется создать общие с польской стороной контрольные службы. Примеры такого общего контроля на польско-украинской границе уже есть — в Волынской области на пункте пропуска Ягодин. Да и нынешний, судя по всему, будет не последним.

Это когда граница была «на замке», достаточно было ограниченного количества мест выезда и вылета в другие страны. Сейчас — иное время, тем более что Украина получает дополнительную ответственность (а возможно, и преимущества), становясь восточной границей ЕС. Поляки строят капитально, ориентируясь, и не без основания, на деньги различных программ Евросоюза. Украина же пока находится в тени, хотя, как говорят сведущие люди, европейские структуры готовы и нашей стране помогать в обустройстве границ и развитии их инфраструктуры, вот только нужны конкретные программы и вложение хотя бы части украинских средств. Евросоюз готов финансировать до 65% стоимости проектов, а Украине нужно обеспечить оставшиеся 35%. Однако в нашей «богатой» державе нет и таких денег. Хотя, нужно отдать должное, обустройство украинских границ в последние годы заметно прогрессирует.

Если обратиться к статистике, на западной границе Украины (протяженность ее — более 6 тыс. километров) 79 пунктов пропуска. Международных — 43, межгосударственных — 12, местных — 24. На 18%, по сравнению с прошедшим годом, увеличился пассажиропоток, иностранцев у нас побывало на 34% больше. На 4,9% возрос пропуск транспортных средств, в том числе иностранных — на 60%. К нам очень активно, кроме поляков, едут из Словакии, Венгрии. Хотя всего 4% населения Польши, выезжающего за пределы своей страны, пересекают украинско-польскую границу. Каждый поляк выезжает за границы родины трижды в год, но лишь 15% украинского населения покидает территорию своей страны за это же время…

Кое-что сделано и для смягчения тягот, связанных с переходом границы. Так, уже около года регистрация иностранцев, въезжающих в Украину не более чем на 90 дней, осуществляется непосредственно в пунктах пропуска. Раньше нужно было регистрироваться только в ОВИРах. Кроме того, для продолжения многоразовой визы гражданин иностранного государства может обратиться в любое отделение внутренних дел по месту своего пребывания — раньше этот вопрос решался только в Киеве. Отменен экологический сбор с граждан, пересекающих границу в легковом транспорте, а экологическому контролю подлежат только транспортные средства, ввозящие опасные вещества или отходы.

Однако сегодня все настойчивее идет речь об уменьшении количества контрольных служб в пунктах пропуска через государственную границу, модернизации таможен, так как их технические возможности далеко не соответствуют европейским стандартам. Работники пунктов пропуска говорят о необходимости создания единой и полной базы данных по следующим через границу транспорту и грузам, что позволило бы более эффективно отслеживать все перевозки и нередко сопряженные с ними нарушения и злоупотребления. Это — проблемы не только львовян.

Естественно, что жителей и руководителей области прежде всего волнует украинско-польская граница. С одной стороны, она укрепляется и расстраивается, ориентируясь на все более расширяющееся сотрудничество. Много не только конкретных планов, но и налаженных деловых, партнерских связей. Нередко общаясь с поляками, в том числе и далеко не рядовыми, убеждаешься, что они рассматривают вхождение в ЕС как новую перспективу не только для себя, но и для Украины.

При этом уже не один год самым «больным» местом в нашем сотрудничестве остаются именно пункты пропуска через границу. И что бы ни говорили руководящие товарищи, как бы ни обещали, что на границе очередей не будет, они есть.

Вторая проблема, волнующая обе стороны, — это возможное ограничение и сокращение товарных потоков после обустройства новой европейской границы. Да и рабочей силы, ищущей сегодня работу в Польше, скорее всего, поубавится. Для многих украинцев станет проблемой приобретение самих виз. Хотя многие жители Польши искренне верят, что уменьшения товаропотоков не произойдет, что визы, если придется вводить, не будут запредельно дорогими. Но тут же подчеркивают: если бы Украина закрыла и обустроила по европейским стандартам свои восточные границы (имеется в виду с Россией), то визы, скорее всего, были бы и вовсе не нужны.

В качестве примера, как сотрудничать по-новому, неизменно приводится польско-немецкая граница, а именно Герлиц на немецкой стороне и польский повет Згоржелецкий. Несмотря на то, что Германия — член ЕС, а Польша — нет, местные польские жители по специальным удостоверениям, без виз и паспортов, могут спокойно переходить в Герлиц, делать там покупки, отдавать детей в немецкие садики и школы. Организована совместная служба интертакси и многое другое. Созданы совместные Советы безопасности, есть множество двусторонних организаций, в том числе культурных, молодежных, местного самоуправления. Службы безопасности обмениваются информацией о совершенных преступлениях, координируют свои действия. Поляки уверены, что такие отношения должны быть у них и с приграничными украинскими территориями после вхождения Польши в Евросоюз.

Дай-то Бог! Однако на Втором экономическом форуме, состоявшемся не так давно во Львове, довелось услышать, что после введения Словакией визового режима с Украиной, уровень экономического обмена между двумя странами значительно сократился. И это — факт. Так что оптимизм оптимизмом, а к маю 2004 года (новая дата вхождения Польши в ЕС) нам нужно серьезно готовиться.

Вот мнение докторанта Института региональных исследований НАН Украины Надежды Микулы:

— В связи с будущим расширением Евросоюза его структуры изучают и Украину как сопредельное с ним государство. Специальное исследование проводилось во Львовской области: представителей органов местной власти, предпринимателей, работников совместных предприятий да и просто обычных граждан спрашивали о том, что они знают о расширении ЕС, что оно даст Украине, готовятся ли украинцы работать по новым европейским стандартам и т.д. На то время (а прошло уже более полугода) лишь один директор Львовского стеклозеркального завода ответил, что его предприятие уже имеет все необходимые сертификаты для работы по таким стандартам. А остальные?

Хотим мы того или нет, но наша страна (и в том числе Львовская область) уже стала объектом региональной политики ЕС. И органы местного самоуправления, руководители производственных и торговых структур просто обязаны знать, что собой такая политика представляет. Кстати, она расписана до мелочей по каждому конкретному направлению, созданы Белая, Зеленая книги для стран, готовящихся вступить в европейское сообщество, даны всевозможные методические рекомендации для руководителей различных уровней. К сожалению, у нас эта информация до широких масс не доходит.

В общем, мы разглагольствуем о будущем соседстве с ЕС, но что это значит в каждом конкретном случае, охватить пока не в состоянии, да и не всегда хотим. Ждем, пока рак свистнет, а щука запоет?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме