Лет пять тому назад в Херсоне было всего два официальных рынка, называемых колхозными. Нынче их насчитывается до десятка (разумеется, без соблюдения санитарных требований, предъявляемых к подобным объектам). Недавно стал работать еще один - в скверике у железнодорожного вокзала. Рынок небольшой, но очень популярный у жителей областного центра. Здесь нет «челноков» или перекупщиков, продавцы - крестьяне, доставляющие пригородными поездами продукцию своих подворий. Преобладает молоко, молокопродукты. Что же заставляет сельчан, скажем, из Снегиревского района Николаевской области возить молоко в Херсон, не хлопотно ли?
- И не говорите, - отвечает пожилая крестьянка с бидоном, не пожелавшая назваться, - мороки хватает. Но что делать, деньги нужны, сами понимаете. А дома продать невозможно. Раньше его колхоз принимал, сейчас никто не берет, вот и возим.
Парадокс, да и только. Два херсонских завода загружены на 10 - 15% своей мощности, около двадцати заводов поменьше в области - на грани остановки из-за отсутствия сырья. В то же время поголовье молочного скота в приусадебных хозяйствах растет из года в год и составляет нынче 66 тысяч голов (рост за последние три года более чем в два раза). И это при снижении поголовья в бывших совхозах и колхозах более чем на 40 процентов. А их продуктивность и сравнивать как-то страшновато...
Каким же видится выход из этого тупика? Вопрос адресую Анатолию Назаренко, начальнику отдела производства молока управления сельского хозяйства Херсонской области.
- Дефицит молока в целом - это закономерный результат реформирования отрасли. Идет смена собственника, переработчики объединяются с производителями сырья через акционирование. Кроме прочих факторов, дело тормозит психологическое неприятие самостоятельности хозяйственниками. Руководители многих достаточно рентабельных заводов в буквальном смысле ждут каких-то указаний сверху, вместо того, чтобы по-рыночному бороться за свою сырьевую базу. Что я имею в виду? Нестандартные решения, маневр, риск в экономическом поведении.
Есть примеры позитивные. Взять хотя бы акционерное общество «Херсонский маслозавод». Это предприятие передало своим партнерам-поставщикам 40 процентов акций, и, несмотря на спад производства на селе, они, так сказать, совместно выживают в тяжелых условиях, используя при этом и ресурсы частного сектора. Завод обеспечивает заготовителей транспортом, бидонами, материалами, лабораторными приборами и прочим. К сожалению, такая практика - еще редкость. В районах, образно говоря, спят: переработка сырья с подворий в области составляет... три процента общего объема. Но рынок их разбудит, рано или поздно.
Итак, проблема молока становится не столь проблемой цены, как наличия. Об этом свидетельствует не только популярность упомянутого рынка, который в любой момент могут закрыть, но и реакция «черного» рынка на дефицит молока. Ведь нередко на базарных прилавках лежит молоко в заводской упаковке, а торговые точки - пусты. Продукцию с утра разбирают «коммерсанты» запенсионного возраста, а после обеда продают, разумеется, с наценкой на уже хорошо нацененный товар. Честно говоря, стыдно даже осуждать этих старушек - жить-то им надо.
Сельчане из районов, прилегающих к железнодорожным веткам, также имеют возможность пусть хлопотно, но сбывать продукт, а как живет глубинка?
- Сбыта нет, и это проблема, наверное, не только нашего села, - говорит начальник консервного производства Бехтеровского сельхозпредприятия, что в Голопристанском районе, Татьяна Белоус. - Буквально сердце кровью обливается, когда видишь, как молоко скармливают свиньям, и знаешь, что в городе его надо еще поискать...
- Татьяна Валентиновна, а хотя бы бытовые сепараторы в продаже имеются?
- О чем вы говорите! Нет и никогда не было. Лично как-то видела их в Херсоне на рынке, в магазинах. А у нас.... Порой кажется, что горожане позаводили коров на балконах, для них и сепараторы. А нам только сникерсы да водку исправно подвозят.
Варварство (иным словом трудно назвать своеобразную утилизацию излишков ценнейшего продукта) сопутствует убогости жизни селян, хроническому безденежью, транспортной блокаде. Спит, как видите, и потребкооперация, кажется, и будить ее никто не собирается. Нет и надежды на пробуждение - эти выживут за счет сникерсов да водки. В Киеве и в областном центре, похоже, забыли, что, кроме торговли, кооперация призвана способствовать сбыту продукции селян. Ну неужели так трудно найти разумное хозяйственное решение, чтобы смягчить ситуацию? Можно ведь заказать, закупить, обменять, другим способом приобрести бытовые сепараторы у херсонской фирмы «Лига», продукция которой дешевле иных заводов. Вопрос разрешим даже в пределах области. Как бы там ни было, а приобрести и передать непосредственно, в рассрочку, в счет последующей сдачи масла, в аренду или по лизингу - здесь были бы оправданы даже силовые методы со стороны облгосадминистрации.
Давайте попытаемся понять эту психологию ожидания. В этом смысле интересно послушать главного инженера предприятия «Херсонский молокозавод» Ирину Шудрик.
- Мы достаточно хорошо осведомлены о делах наших партнеров-поставщиков. Идет смена собственника, 51 процент акций мы собираемся передать хозяйствам Бериславского района и часть - в Николаевскую область. Откровенно говоря, по-настоящему акционирование не идет - агитируем, пропагандируем.
Прекрасно понимаем, что делать ставку только на коллективные предприятия - недальновидно. Берем молоко и у сельчан, дополняя традиционные поставки из бывших совхозов и колхозов. Делается это просто: заготовка ведется на фермах, транспортировка - в отдельных отсеках молоковозов (разделение на «колхозное» и «частное» из-за различных показателей качества). Дополнительную нагрузку хозяйствам компенсируем отдельной платой в порядке взаимных расчетов. Можно говорить о той или иной полноте использования сырьевой базы, можно говорить об изъянах в организации дела на нашем предприятии, но в целом - это не путь решения проблемы.
Поймите меня правильно - централизованная переработка позволяет давать на рынок продукцию широкого ассортимента, требуемого товарного вида да и качеством не хуже импортного товара. Маломощным заводам районов такое не под силу из-за устарелого оборудования, отсутствия нужных материалов и прочих бед. Сами посудите - что, кроме сливок и обезжиренного молока в бидонах, может дать сепараторный пункт в селе Чулаковка Голопристанского района? Это же наши послевоенные годы, а в нынешние времена - не что иное, как технологическая дикость. Утверждаю как специалист, не по наслышке знающий современную технологию.
- Ирина Владимировна, а что же делать? Как, по-вашему?
- То, что делают во многих индустриальных странах, - дотировать производство молокопродуктов, как и другой сельхозпродукции. То есть поддержать производство с тем, чтобы помочь ему выйти на нужный технологический уровень.
Трудно что-либо возразить специалисту в ее характеристике производства, организации дела. Можно разве что напомнить, что агитировать лучше не словами, а деньгами, как это делают коллеги на маслозаводе: здесь за третий квартал прошлого года уже выплатили хозяйствам дивиденды в размере 1,2 млрд. карбованцев. Показательна не столько сумма, как убедительность агитации фактом. Что куда лучше, чем мечты о сметане с малиной в красочной упаковке и упование на мало- реальную в наших условиях дотацию.