Вот уже сто лет насчитывает небольшое предприятие деревянного судостроения, что в райцентре Голая Пристань (Херсонщина). Еще недавно оно именовалось заводом «Коммунар», теперь — производственно-коммерческая фирма «Славутич», специализирующаяся на изготовлении деревянных лодок. Не спешите с вопросом — а кому нужны они, деревянные посудины, во времена полимеров и металла? Нужны. Рыбаки прибрежного лова не без основания именно дерево считают наиболее подходящим конструкционным материалом для добывающего флота. Так что есть небольшой спрос, имеется и предложение. Неожиданно умение корабельных дел мастеров потребовалось для иных целей.
С незапамятных времен в низовье Днепра умели делать легкие весельные и парусные суда транспортного и добывающего предназначения с хорошими эксплуатационно-ходовыми качествами. Это здесь рождались шаланды, которые «полные кефали в Одессу Костя приводил». Здесь делали и знаменитые «дубки», обеспечивающие транспортную связь Левобережья с Херсоном даже в послевоенные годы. Многое, связанное с корабельным искусством, имеет херсонские корни, и эти исторические традиции сохранились, несмотря на неурядицы сегодняшнего дня. Живы еще и мастера, умеющие работать с деревом.
— Почти сорок лет отдал я деревянному судостроению, — рассказывает семидесятипятилетний мастер Анатолий Колосов. — Начинал с парусников. Именно они вплоть до 50-х годов тянули на себе весь объем перевозок в низовьях Днепра. Каждый мастер имел свои лекала, набор инструментов. профессиональные «секреты». Теперь это все забыто.
Таких мастеров в Голой Пристани единицы — время неумолимо. О них вспомнили, как только стало известно о подъеме в районе острова Хортица боевой казацкой лодки. Директор фирмы «Славутич» Александр Гаврилко сразу же высказал идею соорудить точную копию запорожской чайки.
— Почему бы нет! — глаза Александра Григорьевича загораются. — Ведь на территории области существовали в свое время две казацкие Сечи — Каменская и Олешковская. Мы, прямые наследники казацкой вольницы, не имеем морального права быть равнодушными к возрождению национального достоинства. Вы бы видели, как воспрянули духом наши мастера-патриархи, некоторые даже считают воссоздание копии казацкой чайки в натуральных размерах делом своей жизни.
К слову, один из рукавов Днепра в районе Голой Пристани именуется Чайкой. Местные краеведы допускают, что названия боевой лодки и реки могут быть связаны — либо лодка получила название от места своего рождения, либо река унаследовала имя лодки, которую здесь строили. В принципе, обе версии имеют право на существование, тем более что старожилы припоминают — парусный флот зимовал именно в Чайке, вода здесь сковывается льдом позже других мест, а освобо- ждается от ледостава ранней весной.
По преданию, запорожские чайки за двое суток достигали турецкого берега. Какие же размеры должна иметь лодка, как обеспечить мореходные качества утлому суденышку 20 метров длиной, трех с половиной шириной и высотой борта на миделе (посередине) — в рост человека? Непростые вопросы, если учесть, что движителем легендарной чайки служили парус и весла. После первого визита в Запорожье голопристанцы привезли больше вопросов, чем ответов. По всей видимости, без научных изысканий не обойтись. Тем не менее, идея воссоздать боевую лодку по прототипу нашла поддержку политических деятелей региона, страны, деловых кругов Херсонщины, СМИ, общественности. В Голой Пристани уже создан оргкомитет, цель которого — строительство чайки, создается специальный фонд, который сконцентрирует денежные средства. Возглавил его народный депутат от Херсонщины Сергей Кириченко.
Призыв «Возродим запорожскую чайку» имеет целью не только воссоздать действующий символ национальной гордости, но преследует и прагматические интересы. Один из них — просветительско-рекламные походы по Днепру с посещением всех известных Сечей, к берегам Крыма, Турции, других причерноморских стран — по тем путям, где когда-то ходили запорожцы.
Сознание отказывается это воспринять — по факсу пришел в номер материал от нашего херсонского собкора и вслед за этим печальное известие — ушел из жизни Владимир Рыбалка.
Он был не просто журналистом. Инженер-судостроитель, прошедший школу жизни на флоте, увлекшись журналистикой, остался верен ей до конца. Работал в газете «Знамя труда» в Красноводске, где до этого возглавлял службу судового хозяйства в управлении нефтегазового флота на Каспии, на Сахалине, в херсонской областной газете «Наддніпрянська правда», публиковался во многих всеукраинских изданиях. В 1996 году стал собкором «Зеркала недели». В 1998-м перешел на работу в «Деловую Украину», но «ЗН» оставалось его любимой газетой, связь с которой он никогда не прерывал.
Широкая свободная натура. Душа-человек. Не терпел мелочных людей. У него были золотые руки. Любимое чтение — философские и психологические научные разработки. Любимый автор — Кафка. Последнее, что читал — книга по теории относительности.
Он умер на ходу, не успев реализовать задуманное.
Прощай, Владимир Иванович, мы навсегда сохраним светлую память о тебе!