Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль довольно сложная. И сложность эта, конечно же, не научно-технологического плана (тут бы и «усложнить» не помешало), а в непростых переплетениях отношений между потребителем и производителем. Правительственные потуги создать рыночные механизмы их урегулирования пока что не дают ощутимых результатов. Стратегическую цель реформирования можно свести к упрощенной схеме: потребитель должен быть конкретным, пользоваться реальными услугами, производитель - многообразным и ответственным за качество.
Ой, как же еще долго до конечной цели - обозначить конкретного пользователя услуг и, понятное дело, перенести на него оплату коммунального товара. Сегодня можно говорить только о частных либо промежуточных итогах. Скажем, всего лишь треть ведомственных домов Херсона переданы в коммунальную собственность, чуть более 65 процентов квартир приватизированы. В целом, правительство где-то на подступах к решению этой масштабной цели. Лифтовое же хозяйство осталось вообще «за кадром» государственной политики.
Ситуация обуславливает необходимость активизировать рыночные преобразования и одновременно «задействовать все возможные резервы удешевления стоимости услуг, повышения их качества», как того требует недавно изданный указ Президента №1351/99 от 19 октября с. г., одобривший разработанные правительством «Основные направления ускорения реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Этот же документ обязывает структуры исполнительной власти в месячный срок изучить состояние дел в жилищном хозяйстве и передать в межведомственную комиссию при Кабмине предложения по их улучшению. Коллективный разум, вне сомнения, богаче индивидуального, так что, будем надеяться, отдельные предложения в Кабмин поступили. Но кто скажет, как их внедрять при активном неприятии населением каких-либо новшеств, затрагивающих материальные интересы в наше непростое время? Проблема осложняется еще и тем, что наше жилищно-коммунальное наследие оказалось запущенным не только в организационном, технологическом, но и в кадровом плане. Речь, конечно, не о персоналиях, а о явлении, над которым в былые времена публично посмеивались, а теперь все чаще вынуждены плакать.
…Один из руководителей облкоммунжилуправления (Херсонская область) на заседании коллегии облгосадминистрации заявил: «Зачем мне принимать решение что-то делать? Не трогайте вы эти лифты. Там привязал веревочку, там чуть-чуть подлатал, лишь бы скрипело. О перспективе пусть думают государственные мужи. А нам суетиться нечего. Без дела не останемся - куда-нибудь переведут или сами уйдем. Пусть голова болит у тех, кто придет после нас».
Речь шла о 1697 лифтах жилищно-коммунальной сферы области, 30 процентов из которых и по сей день не работают в основном по техническим причинам. Призыв «лишь бы скрипело» понять можно: у коммунальщиков, как и везде, времена нынче невеселые. Куда проблематичнее «куда-нибудь перевести» таких руководителей, сами ведь никуда не уйдут, разве что на пенсию. До той поры пассажироподъемники «на веревочках» точно не дотянут. Правда, думать об этом херсонские коммунальщики явно не желают, за них думают лихие рыночники. Вот доказательства.
Протокол совещания жилищно-коммунальных организаций Херсона. Из выступления директора предприятия «Лифтсервис» Бабакова А.К.: «Исправны и могут быть включены еще 81 лифт, однако не определено, кто будет платить за обслуживание лифтов - жильцы или ЖЭКи».
Вдумайтесь: а по какому праву отключен 81 пассажироподъемник? Они ведь не являются собственностью «Лифтсервиса». И что же это будет, если «инициативу» подхватят пожарники, медики, милиция? Да, сегодня коммунальщикам тяжело, как и всей стране, но лифт, простите, не разновидность удобств или, там, предмет роскоши. Что скажет, к примеру, прокурор, если врач «Скорой» опоздает к больному и не окажет вовремя помощь из-за отключенного лифта?
Вопрос адресован Александру Матвиенко, начальнику горкоммунжилуправления, на балансе которого лифтовое хозяйство Херсона.
- А что делать? - недоумевает Александр Васильевич. - Мы задолжали лифтовикам, город нас ограничивает в средствах. Замкнутый круг, и я не вижу возможности его разорвать.
Решение конкретной проблемы настолько простое, что и писать о нем как-то неловко: отказаться от «ненавязчивых» услуг «Лифтсервиса» и заключить договор с тем, кто согласится на временные финансовые трудности. Желающие, уверяю вас, найдутся, их даже искать не надо. ЖЭО Суворовского района областного центра взялось обслуживать свои лифты собственными силами, и, по утверждению заместителя начальника облкоммунжилуправления Николая Степанова, жалоб заметно поубавилось. Взялись за свое лифтовое хозяйство и коммунальщики Комсомольского района - ничего, тоже получается. А это ведь структурные подразделения того же горкоммунжилуправления. Очевидно, не «видеть» надо, а хотеть…
Браться за несвойственное ЖЭКам дело заставила их собственная бедность. Налицо ростки спасительной конкуренции даже в условиях повального безденежья. И возможности создания конкурентной среды далеко не исчерпаны. Возьмите те же кондоминиумы. Их всего-то пара десятков, а могло быть на порядок больше. Среди безработных, пенсионеров немало слесарей, электриков, хватает и опытных инженеров. Многие из них согласились бы подработать, пусть даже в счет погашения задолженности за коммунальные услуги. Примеры можно продолжить. В Днепровском районе Херсона часть жилья взялся комплексно обслуживать частный ЖЭК…
Автор не склонен упрощать проблему. Техническое обслуживание подъемников подразумевает и капитальные ремонты, которые требуют солидных денежных затрат. Прямо скажем, проблема общегосударственная, и на местах ее не решить. Важно законодательно определиться с собственниками лифтового хозяйства. Александр Матвиенко считает, что ими должны стать жильцы приватизированных квартир. Но как? В какой форме? Не такие уж простые эти вопросы, как это может показаться. Лифт, вне сомнения, - часть инженерного обустройства высотного дома. В то же время он служит мостом-подъемником, соединяющим дом с внешним миром и, как все мосты, должен быть общедоступен. А это означает, что оплату его логично возложить на всех жителей города. Иными словами, сохранить нынешний порядок финансирования из местного бюджета.
Это не досужие размышления. «Лифтсервис» начал было заключать с жильцами каждого подъезда договор на обслуживание пассажироподъемников, предпринимались ими и попытки внедрить электронные карточки, наподобие таксофонных. Ничего из этого не вышло. Ведь содержание и техническое обслуживание лифтов входит в стоимость квартплаты, и самодеятельность «Лифтсервиса» была должным образом оценена прокуратурой, Антимонопольным комитетом, управлением по защите прав потребителей.
В последние дни херсонцы ошеломлены новой «лифтовой атакой» - по распоряжению губернатора квартплата обитателей многоэтажных домов с лифтами увеличена на 6 копеек за квадратный метр. Очень сомнительная акция. Горстрой Украины, к примеру, считает, что лифты должны оставаться в коммунальной собственности, естественно, и плата за них должна ложиться на всех горожан. Указ Президента, определивший основные принципы ускоренного реформирования, обязывает исполнительную власть внедрить «дифференцированную плату за содержание жилья и коммунальные услуги с учетом инженерного обустройства домов в течение 2000 года». По всей видимости, наступающий год и отведен на изучение и апробирование вариантов решения проблемы.