Две беды на Руси: дураки и плохие дороги
Высказывание неизвестного автора
Один из стариннейших городов Западной Украины, городок Белз, в середине XVI в. был довольно цветущим поселением. По реестру, в 1578 г. одних только прасолов (торговцев рыбой и солью) здесь насчитывалось 24 человека, восемь портных, 19 сапожников, 20 пекарей, был даже свой золотарь. В общем, в Белзе и Белзском уезде в то время трудилось 410 мастеров.
Сейчас, несмотря на туристическую привлекательность края, город приходит в упадок. Слоняется без работы даже молодежь. Есть памятники архитектуры, но они требуют ремонта. Собственных средств для решения наболевших проблем у местных властей нет. Еще в 2009 году Минрегионбуд пообещал выделить на реставрацию памятников архитектуры и истории 2,4 млн. грн. для Белза и 3,4 млн. грн. — для Угнева. Поступило только 610 тыс. грн. Их хватит разве что на первоочередные работы. А потом вновь возникнет вопрос дотаций. Ситуация типичная для многих других городов и поселков.
Производство заменила торговля
Львовщина занимала ведущее место в экономике бывшего Советского Союза. Здесь функционировали несколько десятков преуспевающих предприятий, большинство которых принадлежали к военно-промышленному комплексу. Но в начале 1990-х
приватизационные процессы и украинские власти лучше любой вражеской армии уничтожили их, да так, что и следа не осталось. Производственные цеха были превращены в склады под преимущественно чужую продукцию, а административные здания — в офисные центры.
Произошло существенное сокращение количества рабочих мест. Только за последние девять месяцев 2009 года на Львовщине их стало меньше на 17 тысяч. Уволенные рабочие остались практически без средств к существованию. Хотя официальная статистика демонстрирует сокращение безработицы, этому никто не верит.
Бывший регулировщик радиоаппаратуры Игорь уже более 15 лет торгует на базаре. Говорит, что летом и осенью еще можно работать, а зимой очень холодно. Заработок небольшой, но дома сидеть неохота. С гордостью вспоминает свой бывший «Электрон», который давал неплохой заработок, чувство уверенности в завтрашнем дне. Там же получил квартиру.
Его соседка, бывшая инженер-технолог, работала в конструкторском бюро. Теперь уже более 20 лет перебивается временными заработками. Хотя последние годы находится на пенсии, денег ни на что не хватает, приходится подрабатывать. Больше всего ее возмущает то, что в соседней Беларуси, такой же, как во Львове, телевизионный завод работает и дает приличный заработок нескольким тысячам людей, а родной «Электрон» только имитирует работу. На предприятии, где некогда трудились десятки тысяч работников, осталось не больше нескольких сотен.
Но если в 700-тысячном Львове еще можно найти хоть какую-то работу, то на периферии областного центра ее практически нет.
Среди главных налогоплательщиков небольшого городка Бибрки, что в 20 км от Львова, магистральный газопровод и местный лесхоз. Но последний сейчас пребывает в крайней стесненных обстоятельствах. Долги по заработной плате погнали с производства многих рабочих. Еще есть кирпичный завод, однако он работает сезонно.
В общем, от их деятельности в прошлом году город получил порядка 1,5 млн. грн. Этого хватило только на финансирование управления горсовета, учреждений культуры, детского садика, уличного освещения. На остальное приходилось просить у государства.
На вопрос, сколько средств в бюджет дает мелкий и средний бизнес, городской голова Бибрки Орест Краевский признался, что и сам не знает. Эту информацию могут предоставить налоговики. Ведь не все предприятия ныне работают, не все из них платят налоги.
Чуть лучше ситуация в поселке Добротвир, где расположена мощная ТЭС (Каменка-Бугский район). Этот городок был возведен в 1950-х годах для проживания персонала станции. Работники зарабатывают неплохо, круглосуточно подается холодная и горячая вода. Но городской голова говорит, что в общем дела в городке могли быть получше. Бюджета хватает разве что на первоочередные работы, а нужно еще чинить дороги, ветшают дома...
— Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше налогов оставалось в местном бюджете, — говорит добротвирский поселковый голова Василий Абаимов. — Только тогда у нас будут стимул и возможности для развития территорий. В частности, в местный бюджет будут направляться 100% собственных поступлений от транспортного сбора (сейчас, в соответствии с бюджетным кодексом, на местах остается 50% транспортного налога), 100% земельного налога (сейчас 60%), 100% экологического сбора (сейчас 20%), 50% подоходного налога с граждан (сейчас 25%). С нынешним положением вещей для обеспечения себя средствами поселок должен что-то продавать. Хорошо было бы, если б Верховная Рада утвердила бюджет-2010 в редакции правительства, тогда бы территориальные общины сел и поселков имели стимул к труду, к наполнению бюджета.
Наиболее сложная ситуация с бюджетом в небольших городах и селах, практически не имеющих собственных источников доходов.
Как отметил депутат Львовского областного совета, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению и административному устройству Иван Рудницкий, около 80—90% населенных пунктов Львовщины, как и всей Украины, находятся на государственных дотациях. Село ныне получает только один небольшой налог с земли, выплачиваемый раз в год. Он такой мизерный, что его не хватает даже на содержание штата сельсовета. Ситуацию могли бы исправить предприниматели, но наиболее активные люди уехали за границу на заработки, другие имеют проблемы с алкоголем.
Сложно с получением местных налогов везде.
Как сообщил голова Старо-Самборского районного совета Владимир Горбовый, в районе зарегистрированы несколько сотен налогоплательщиков, но из них только несколько десятков — юридические предприятия. Остальные — физлица. Это свидетельствует о том, что людям выгоднее работать в статусе предпринимателя — физического лица, ведь в таком случае есть возможность скрывать прибыль. А посему налоги, поступающие в районный бюджет от мелкого бизнеса, мизерны. Они не достигают даже 2% от расходной части бюджета.
По его словам, на сегодняшний день два крупнейших ресурса района — лес и недра. Но все доходы от леса, как и от пользования недрами, уходят в Киев. Поэтому здесь говорят, что лучшие леса растут на Крещатике. Этих средств, возможно, и не хватило бы на содержание всей бюджетной сферы, однако дотационность района снизилась бы до 10—20%. Сейчас — около 90%.
Местные советы могли бы развивать собственные производства, тогда бы люди имели работу, считают жители. Но большинство коммунального имущества уже перешло в руки разных коммерсантов. В коммунальной собственности не осталось ни имущества, ни земли. А частники, ставшие обладателями коммунального имущества, не спешат налаживать на его основе производство.
Местным общинам был подброшен вредный тезис: мы создаем вам условия для выживания, а вы действуйте. То есть будете иметь бюджет для своего развития, но для этого вам придется продавать недвижимость и свою землю.
Но, утверждает президент Ассоциации работодателей Львовщины Зеновий Бермес, этого не произошло: местные общины настолько увлеклись распродажей недвижимости и земли, что мало что и осталось. Никаких проблем этим они не решили, зато, как и раньше, на все просят средства у центра.
— До недавних пор местные советы могли развиваться за счет поступлений от продажи земли и недвижимости. Однако хороший хозяин должен был бы сдавать их в аренду, тем более что арендные ставки возросли. Что будет, если имущество и земля закончатся? Я даже представить не могу, за какие средства города и села будут развиваться. Местным органам власти нужен хотя бы один стабильный постоянный источник налогов, который не зависел бы от государственных дотаций и давал хотя бы 50% средств. По моему мнению, главной статьей местных доходов должен стать налог на недвижимость, — говорит И.Рудницкий.
Неизвестные налогоплательщики
— В значительной степени в безденежье виноваты сами местные власти, — считает З.Бермес. — Средства в бюджет мог бы дать бизнес, однако он в Украине не развивается. Многие трудолюбивые работники уже уехали за границу. Самоуправление крайне плохо использует имеющийся трудовой и предпринимательский потенциал. Добросовестный налогоплательщик до сих пор не стал здесь самым уважаемым человеком.
По мнению предпринимателей, власти недостаточно делают для обеспечения нормальных условий развития бизнеса. Более того, местные органы самоуправления часто создают им проблемы.
— Главная проблема — в среде бизнеса, — считает З.Бермес. — Должна быть введена совершенно доступная и понятная всем предпринимателям разрешительная система, небольшие налоги. Именно они дадут возможность спокойно работать.
Соседка Евросоюза Львовщина могла бы успешно воспользоваться своими преимуществами. Но сложные разрешительные процедуры, трудности с получением помещений и земли тормозят развитие бизнеса. Власти могли бы, например, во-первых, через Интернет предложить земельный участок на конкурс. Таким образом выбрать самого лучшего инвестора. Во-вторых, пообещать, что у него не возникнет бюрократических и коррупционных проблем. И, в-третьих, освободить этого инвестора от местных налогов и сборов. Но таких примеров на Львовщине, как и в общем в Украине, мы не знаем.
Как следствие, за последние десять лет на Львовщину, фактически кроме «Леони», создавшего в Стрые предприятие по сборке жгутов для автомобилей, не пришел ни один серьезный инвестор. Все остальные инвестиции в Каменке-Бугской, в Бибрке были проблемными.
— Например, у вас есть деньги и вы хотели бы построить в городе какой-то объект. Даже если нашли подходящий участок, первое, что делаете, — идете в горисполком за справкой, что эта земля свободна от застройки. Вам говорят: придется подождать. Только на выдачу справки стоимостью 15 грн. действующее законодательство отводит месяц времени, — рассказывает Иван Рудницкий. — Дальше, если участок в самом деле свободен, что случается нечасто, инвестору предстоит выдержать очень сложные процедуры. Чтобы получить землю через сессию городского совета, он должен выполнить градостроительное обоснование объекта, согласовать его с соответствующими службами. После этого идет разработка и согласование с теми же службами проекта строительства. Но почему застройщик должен попусту тратить время, если лицензионная проектная организация не хуже городских служб знает государственные строительные, санитарные, противопожарные и прочие требования законодательства?..
В общем, выдача разрешений и их согласование в различных службах городского совета забирают от одного до двух лет. Еще столько же займет само строительство. К этому добавьте полгода, необходимых для введения объекта в эксплуатацию, и получите его максимум через 2,5—4 года. Какой инвестор захочет столько ждать?
Например, в Германии, США не только создают условия, но и подводят дороги и коммуникации к выделенному участку. Инвесторы, которые приходят в Украину, не рассчитывают, что для них кто-то что-то сделает. Они сами готовы все сделать, но хотят, чтобы им не препятствовали. Не требовали с них мзду на развитие инфраструктуры, ведь все равно, отдав властям деньги, они будут вынуждены за собственные средства подводить электросети, прочие инженерные коммуникации.
Капля в море
Время от времени правительство проводит разовые акции, призванные помочь городам и поселкам подготовиться к тому или иному юбилею, но этого мало. На этот раз небольшие средства были выделены самому маленькому в Украине городку — Угневу и самому древнему — Белзу, где люди сидят без работы. Однако это ситуацию не меняет. Проходит определенное время, наспех отремонтированные фасады облупливаются, а на дорогах снова образуются выбоины. Возможно, положение кардинально бы изменилось, если бы местному самоуправлению «вместо рыбы дали удочку».
Комментарии
Зеновий Бермес, депутат областного совета:
— В Украине должна воцариться система ответственности местных властей перед жителями. Сегодня мы вообще намерены побудить общественность к оцениванию местного самоуправления по определенным критериям, которые выработает государство. И одним из важнейших принципов должна стать способность того или иного депутата создать новые рабочие места.
Ксения Ляпина, народный депутат Украины:
— Местные власти серьезно препятствуют развитию предпринимательства, а могли бы очень помогать. Для этого у них есть достаточно возможностей. Например, предприниматель хочет разместить свою мастерскую или магазин, но не знает, где ему найти помещение. Поэтому вынужден обойти большое количество зданий, чтобы выяснить этот вопрос. Если бы он пришел к городскому голове и там ему показали несколько помещений, — это очень ускорило бы его вхождение в рынок.
Когда предприниматель наконец-то нашел себе помещение, он наталкивается на великое множество регуляторных барьеров, на преодоление которых уходит много времени. В идеале, должно быть совсем просто: предприниматель предоставляет все необходимые документы, а в разрешительном центре уже через три дня ему дают «зеленую» улицу. Работай. Но, к сожалению, примеров успешного функционирования разрешительных центров немного. Сложнее всего с этим в районных центрах и в сельской местности. Иногда доходит до абсурда, когда бизнесмена отправляют за справкой в областной центр. Что, в райцентре нет санитарного врача? Искусственные барьеры не только тормозят дело, но и отбивают охоту заниматься бизнесом.
Возможно, предпринимательство невыгодно местным властям? Неправда. Выгодно, ведь оно дает средства в бюджет. Но одно дело — бюджет, а другое — собственный карман. Какой чиновник откажется от взятки ради общественного интереса? Во всем мире они не ангелы. Но там у них руки связаны, ведь законодательство не имеет такого количества регуляторных барьеров.
Владимир Горбовой, председатель Старосамборского районного совета:
— Проблема в том, что у органов местного самоуправления — сельских, поселковых, городских и районных, — практически нет денег для выполнения собственных полномочий. Те средства, которые сейчас выделяет государство, преимущественно направляются на бюджет проедания: выплату заработной платы, расчеты за энергоносители и т.д. На развитие территорий ничего не остается.
Зарегистрировать новое предприятие бизнесмену, возможно, и не настолько сложно, как начать деятельность. Часто бывает, что выбранный вид деятельности не дает результатов. Возникает потребность перерегистрироваться, изменить вид деятельности или даже закрыться. А это намного сложнее.
Василий Абаимов, Добротвирский поселковый голова:
— Местные советы сегодня похожи на партийные ячейки, не всегда действующие в интересах общины. И это одна из причин нынешнего плачевного состояния на местах. Нередко советы возглавляют люди, проживающие в сотнях километров от населенного пункта. То же самое касается и депутатов. Нужно сделать так, чтобы они избирались по открытым спискам по мажоритарной системе, ведь люди должны знать своих избранников в лицо. Тогда они будут заботиться об интересах избирателей.