МАРИУПОЛЬСКИЙ ПОРТ: СУМЕРКИ НАД ГАВАНЬЮ

10 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 1, 10 января-17 января 2003г.
Отправить
Отправить

Прошлый год принес мариупольским портовикам две большие новости. Одна из них хорошая, другая — так себе...

Прошлый год принес мариупольским портовикам две большие новости. Одна из них хорошая, другая — так себе.

Точнее, первую мариупольцы сделали себе сами, выйдя на рекордные объемы перевалки грузов. За год переработали 13,7 млн. тонн сухогрузов, почти догнав Ильичевск. Это максимальный результат за всю 113-летнюю историю порта. И неплохая демонстрация усилий коллектива по модернизации предприятия.

В конце декабря даже казалось, что выйдут на 14-миллионный рубеж, но в это время в Азовском море стало затирать льдами буровую вышку. Пришлось отправить на выручку обеспечивающий порт ледокол. Вышку спасли, но без ледокола не удалось вовремя провести три десятка судов, так что до круглой цифры чуть-чуть не дотянули.

Однако настроение «под елочку» было далеким от победного. Причиной стала вторая весточка — порт «заказали». Причем заказчики — люди в Донбассе уважаемые и серьезные.

Правда, внешне ситуация выглядела почти комически. Свежеиспеченное общество с ограниченной ответственностью «Стивидорная компания «Мариупольский портовый сервис» скромно заявила, что обратилась к Донецкому региональному управлению Фонда госимущества Украины с просьбой разрешить взять Мариупольский государственный морской торговый порт в аренду на 10 лет.

Какие условия предлагались Фонду, мало кого интересовало. Зато было известно, что потенциальному арендатору от роду менее трех месяцев, а его уставный фонд — целых 16,5 тыс. грн. Для порта с оборотом в сотни миллионов гривен в год и чистой прибылью в 2001 году более 11 млн. долл. как раз хватило! Это было бы очень смешно, но как-то не наблюдалось желающих повеселиться.

Более того, было совершенно очевидно, что разрешение на аренду донецкий ФГИ даст быстро. Как иронически заметил один из экспертов, надо будет — еще и сам будет бегать по киевским кабинетам с криками «Отдайте, там же так «просют»… Как я тогда домой вернусь?!»

В переводе на бюрократический это звучит следующим образом. По первоначальному мнению донецких приватизаторов, в случае передачи в аренду «будет решен вопрос эффективности использования госимущества, что поспособствует поступлению средств в госбюджет». Стоп, а что, сейчас оно используется неэффективно и новый управленец будет лучше? Впрочем, надо отдать должное: в региональном отделении все-таки запросили мнение министра транспорта Георгия Кирпы, а спустя три дня — и коллектива порта.

Хотя не стоит пинать местных приватизаторов. У регионального отделения давно нет никаких иллюзий относительно своей роли и влияния в области. Тут еще не забыли, как один из его бывших руководителей чудом отделался двумя годами условно, а одного из замов еще этим летом задерживали за взятку. Так что их дело действительно маленькое. Как скажут, так и сделают.

Да и как-то нехорошо было отказывать. Ведь для создания нового ООО на три «штуки» баксов скинулись два участника. Один из них — почти никому не известное украинско-австрийское СП «Терминал—Этранса—Лиски». Зато вторым учредителем была корпорация «Межрегиональный промышленный союз». А ее обозвать неизвестной трудно. Еще весной корпорация заявила, что приобретет вагонов на 2 млн. долл. для инвестпроекта по организации перевозки грузов. И инвесторами этого благого дела выступили ООО «Embrol Ukraine LTD» и ООО «Лемтранс». Кажется, представлять их в Донбассе никому не надо.

Embrol Ukraine позиционируется как один из основных владельцев ОАО «Енакиевский металлургический завод». Как известно, завод контролируют братья Сергей и Андрей Мамоты, одни из самых близких друзей Рината Ахметова. Ну а «Лемтранс» еще с 1999-го является генеральным экспедитором Донецкой железной дороги. Возглавляющий его Владимир Козак когда-то и сам работал заместителем начальника Донецкой дороги.

В 2000 году, согласно знаменитому в Донбассе сотому указу Президента Украины, региональная железная дорога вообще ликвидировалась, а «Лемтранс» в создаваемой взамен транспортной компании играл бы далеко не последнюю роль. Указ, правда, тогда «заволынили», но и без этого масштабы деятельности компании впечатляют. Объемы экспедирования грузов составляют треть от общего оборота Донецкой железной дороги и 12 —15% — от грузооборота всех железных дорог Украины. К тому же «Лемтранс» является одним из основных поставщиков для тех железных дорог рельсов, металлопроката и проч. В общем, компания мощнейшая. Вдобавок ко всему, именно она организует экспедирование на тот же Мариуполь и железнодорожных, и экспортно-импортных морских перевозок. Так что ссориться с ней просто вредно.

А если учесть, что более трети перерабатываемых Мариупольским портом грузов — это металл трех украинских комбинатов и как минимум два из них, «Азовсталь» и Алчевский, в прекрасных отношениях с учредителями потенциального арендатора… Новая передача могла бы привести к полному контролю ведущей донецкой бизнес-группы над гаванью. Интересно, что при этом «Азовсталь» собирается строить в той же гавани собственный, конкурентный к существующему порт. Но на это надо 93 млн. долл. А так сразу и практически даром…

В итоге складывается развеселая ситуация. Все прекрасно понимают, кто за кем стоит, но при этом вслух никто ничего не говорит.

Коллектив предприятия практически единогласно одобряет письмо, в котором упирает на то, что фирма, берущая его в аренду, — мелкая и малоизвестная, что в общем-то правда. Решение ФГИ о передаче порта арендатору заранее объявляется «противоречащим интересам государства, отрасли и трудового коллектива». И предлагается снять его с рассмотрения.

Описаны и контрмеры. «В сложившейся ситуации, реально грозящей существованию крупнейшего морского порта Украины, в соответствии с порядком, установленным законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», пользуясь своим законным преимущественным правом и моральным долгом, в случае невозможности отмены решения регионального отделения ФГИУ, трудовой коллектив Мариупольского государственного морского порта просит, в целях сохранения порта для Украины, передать порт в аренду самому коллективу Мариупольского государственного морского порта». По крайней мере, до принятия Верховной Радой Украины решения, которое сделает невозможным или хотя бы затруднит подобные операции с госимуществом.

На случай, если вариант с арендой все-таки пройдет, то в порту готовятся к созданию хозяйственного общества — организации арендаторов. По существу, это предложение оставить все как есть. Действительно, еще недавно все дружно признавали, что нынешний менеджмент вполне адекватен поставленным задачам. В 1996 году переработка грузов падала до 4,6 млн. тонн, с приходом нового руководства она почти утроилась. По данным порта, за последние четыре года предприятие потратило на модернизацию производства 281 млн. грн., перечислив при этом в бюджет более 266 млн. Реализуется план развития порта до 2010 года. После модернизации десятого пирса по перегрузке металла он стал самым современным в Причерноморье. Завершаются работы на контейнерном причале. В общем, портовикам не стыдно отчитаться о проделанном.

Письмо коллектива ушло сразу в несколько адресов — министру транспорта, в Верховную Раду, ФГИ Украины, главе Донецкой облгосадминистрации, в Донецкое региональное представительство ФГИ. Реакция на него, как и ожидалось, была разная.

В Киеве отреагировали оперативно. Госдепартамент морского и речного транспорта Украины и Министерство транспорта быстро подготовили письмо председателю ФГИ о недопустимости любого изменения формы собственности Мариупольского государственного морского торгового порта, включая его передачу в аренду.

Минтранс начал проверку финансово-хозяйственной деятельности порта с целью изучения экономической ситуации на предприятии, объемов задолженности, арендных договоров, состояния технических средств, ценовой и тарифной политики, банковских операций. По ее итогам был сделан вывод, что «государство эффективно управляет портами и в состоянии самостоятельно справиться».

Мнение Кирпы возымело действие. Уже вскоре в региональном отделении Фонда вроде бы дали отбой. По словам его начальника Сергея Лазаренко, на сегодняшний день региональное отделение ФГИ, учитывая позицию Минтранса Украины, считает передачу порта в аренду нецелесообразной. Да заявления были, но сегодня этот вопрос снят с рассмотрения. Правда, вскоре один из замов начальника регионального отделения заметил, что пока вопрос «приостановлен на неопределенное время».

Интересно, сколько оно продлится и что нужно делать, чтобы оно закончилось.

Чуть позже пришел ответ из обладминистрации. Губернатор Анатолий Близнюк поддержал предложение о передаче порта в аренду, так как «у каждого предприятия должен быть эффективный собственник». В условиях, когда в Киеве премьером Янукович, фактически все будет решать Президент Украины. В свое время именно он сорвал подобную приватизацию Феодосийского порта. Правда, удержать от вывода из госсобственности контрольного пакета одесского «Эксимнефтепродукта» не удалось даже Леониду Даниловичу. Интересно, что будет в Мариуполе…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК