Мечта о мало-мальски самодостаточных местных бюджетах как была, так и остается несбыточной и весьма далекой перспективой. Местные власти по-прежнему сетуют на аппетиты официального Киева, стремящегося забрать даже доходы, закрепленные за территориями по закону, оставляя города и веси на сухом пайке. Поэтому реакция на проект бюджета-04 новизной не отличалась: спущенные Минфином расчетные цифры по доходам — завышены и нереальны, а по расходам — не обеспечивают минимума потребностей. Отсюда задача — пока еще не поздно, показать упущения и не упустить своего.
И тут Одесса и область стараются изо всех сил. На недавно состоявшейся сессии горсовета принято обращение к Верховной Раде с требованием обеспечить город денежными ресурсами для выполнения делегированных государством полномочий в полном объеме. Либо освободить их от ответственности за недостаточное финансирование. В бюджетный комитет ВР направлены предложения и замечания.
Надо сказать, что, по сравнению с первоначальными расчетами Минфина, области удалось откорректировать ряд цифр в свою пользу: сократить изъятия и увеличить дотацию. Но в целом картина не радует. Общий объем местных бюджетов по сравнению с текущим годом будет увеличен на 101,8 млн. грн. В то же время доходная часть почти всех местных бюджетов искусственно завышена, в целом по области — на 250,2 млн. грн. (33,1%). Местные финансисты считают, что Минфин при расчетах исходит из среднего индекса налогоспособности за 2000—2002 годы, оставляя без внимания фактические поступления за 2003 год. От такой арифметики больше всего страдают города-доноры: Одесса, Ильичевск, Южный, а также областной бюджет.
По расчетам Одессы, делегированные доходы (которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов) завышены городу на 73,3 млн. грн. (27,3%). Они установлены в размере 342,1 млн. грн., что на 4,1% больше уровня 2003 года. Если судить по исполнению бюджета текущего года, то по итогам восьми месяцев план по делегированным доходам удалось выполнить лишь на 101,5%, получив дополнительно свыше 3 млн. грн. Но следующий финансовый год в связи со снижением ставки налогообложения физических лиц до 13% сулит совсем иные песни…
Как известно, подоходный налог с граждан является основным источником наполнения местных бюджетов. К примеру, в общем объеме поступлений в одесскую казну он составляет более 60%, а среди делегированных доходных статей его удельный вес — свыше 80% (по итогам 2003 года — 86%). На протяжении последних лет наблюдалась тенденция увеличения поступлений подоходного налога. И средняя ставка налогообложения составляла от 18 до 20% (в прошлом году — 20,8%). И вдруг — снижение до 13%. «Не надо быть большим экономистом, чтобы понять, сколько мы потеряем, — говорит начальник городского финуправления Светлана Бедрега. Однако даже при этом нам планируют увеличение доходов на 4%. Это просто нереально».
В области считают, что потери местных бюджетов в связи с введением с 1 января 2004 года нового закона о налогообложении доходов физических лиц Минфин учел лишь частично. Во-первых, методика, которую использовали столичные финансисты, не учитывает реальных ставок налогообложения, которые сложились по области. Иными словами, центр учитывает лишь 39% возможных потерь городского бюджета от перехода на 13-процентную ставку. Во-вторых, новый закон предоставляет плательщикам подоходного налога так называемую социальную льготу. Область считает, что Минфин учел ее в общей сумме 52,1 млн. грн., что на 24,7 млн. меньше реально ожидаемого.
В общем, конечный результат таков. Минфин планирует изъять у местных бюджетов области в госказну на 115,3 млн. грн. больше, чем ожидала область, рассчитывая лишь на 24,4 млн. В частности, Одессе придется отдать 83,4 млн. грн. Хотя, по ее подсчетам, «лишних» денег у нее только 10 миллионов. Естественно, и объем дотаций для выравнивания местных бюджетов не в пользу области — вместо желаемых 720 млн. грн. ей обещают всего-то 278,3 млн.
При таком раскладе цифры расходной части никак не стыкуются с доходной. Денег не хватит даже на финансирование защищенных статей, не говоря уже о других минимальных расходах на содержание бюджетных учреждений и обязательных программах. Дефицит, по скромным подсчетам, составит более 300 млн. грн.
Минфин определил области объем расходов в размере 896,4 млн. грн. А только на зарплату работникам бюджетных учреждений (с учетом повышения минимальной зарплаты до 237 грн. и соблюдения при этом междолжностных соотношений) необходимо 814 млн. грн. На оплату энергоносителей — 87 млн. На медикаменты и продукты питания — 117,6 млн. На реализацию обязательных общегосударственных программ, которые минфиновская методика расчетов вообще не учитывает, — 53,7 млн. грн.
По Одессе эти цифры выглядят таким образом. Если в текущем году на зарплату шел 71% и 10% на энергоносители, а на питание, медикаменты и прочие расходы — 20%, то в 2004-м 95—96% трат составят зарплата и оплата энергоносителей. По словам С.Бедреги, это приведет к тому, что город будет вынужден отвлекать свои собственные доходы на выполнение делегированных полномочий. В 2003 году на эти цели он добавил около 4%. На 2004-й придется изъять их своих собственных доходов свыше 20%, обделяя при этом жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и другие жизненно важные сферы.
Что же касается ярко выраженной социальной направленности проекта бюджета-04, которую подчеркивают авторы главного финансового документа, то на местах к этому относятся тоже весьма скептически. К примеру, на льготы ветеранам всех категорий и субсидии для населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги области будет не хватать 6 млн. грн. А по таким видам услуг, как печное топливо и сжиженный газ, — 13,5 млн. На компенсацию за льготный проезд в транспорте и льготы по услугам связи — аж 63,8 млн. грн. В полном объеме хватит лишь на выплату помощи малообеспеченным семьям, семьям с детьми и детям-инвалидам…
Но ко всем этим справедливым недовольствам хотелось бы добавить следующее. В борьбе за денежные ресурсы с центром местная власть кажется истинным радетелем интересов жителей. Но там, где власть — сама хозяйка, все происходит с точностью наоборот. Уже не интересы общины превалируют. И тут уже депутаты ВР взывают к местной власти, «благодаря» которой сотни тысяч уплывают мимо городской казны.
Одесситы давно попали под шквал критики в связи с бесплатной раздачей ценных земель в морской прибрежной зоне. Передавая бесплатно земельные участки, одесский горсовет теряет один из важнейших источников поступления средств в казну, тем самым нанося убытки бюджету Украины и создавая условия для теневой распродажи земли. Таковы выводы членов межправительственной комиссии, которая проверяла в Одессе эффективность использования земель курортного и рекреационного назначения.
Властям хорошо известно, что средства от продажи земли — это доходная статья бюджета развития, за счет которого финансируются строительство и ремонт жилья, дорог, больниц, школ. Словом, те доходы, которые городу нужны как воздух. Ведь уже дохозяйничались до того, что чуть ли ни каждую неделю в городе рушатся дома, обваливаются балконы, уходят под землю дороги. Народный депутат от Одессы Алексей Козаченко, возглавляющий депутатскую комиссию ВР по проверке обоснованности повышения в Одессе тарифов на воду, заявил, что за счет продажи земель прибрежной зоны, которые местная власть бесплатно раздает различным лицам, вполне можно было бы соорудить новый водопровод. Сегодня одна сотка такой земли стоить от 15 до 25 тыс. долл. В большинстве своем это территории санаториев и баз отдыха, которые идут под застройку особняков и коттеджей, что приводит к изменению целевого использования земли.
Вместе с тем в городском бюджете на этот год поступления от продажи земли запланированы в сумме аж 9,9 млн. грн. За первое полугодие поступило всего 1,4 млн. (более низкого процента выполнения среди доходных статей городского бюджета нет). В первом квартале продано всего три участка на сумму 1,6 млн. Проверкой же из Киева установлено: лишь с января по май с.г. в частную собственность граждан бесплатно передано 154 земельных участка. Кстати, в 2002 году было продано тоже немного — 15 земельных участков на 9,7 млн. грн.
Несмотря на столь незначительные для Одессы поступления, город покупателям земли еще и скидки предоставляет в размере 20% — тем, кто обязуется заплатить всю сумму до конца года. Дается такая поблажка якобы для увеличения количества продаж. Однако нормативные документы, на которые опираются городские власти, не содержат никаких положений о скидках. По данным комиссии, местная казна от введения скидок (судя по количеству готовящихся к продаже участков), теряет 1,6 млн. грн. И свыше 180 тыс. теряет госбюджет, которому от продажи земли достается 10%.
Не лучше обстоят дела и с арендой земельных участков. По данным комиссии, в Одессе по состоянию на 1 апреля с.г. зарегистрировано 765 договоров аренды. В то же время с 66 рынков только 22 имеют документы на право пользования землей, из 196 автостоянок — 32, из 892 торговых павильонов и киосков — только 1,3% Без документов на землю функционируют порядка 5 тыс. малых архитектурных фирм. В результате, по подсчетам комиссии, местный бюджет теряет на аренде земельных участков приблизительно 2 млн. грн. ежегодно.
Без правоустанавливающих документов используется земля коммерческими структурами и в пляжной зоне. Как правило, она находится в ведении коммунальных предприятий (тоже не имеющих на нее документов), которые затем передают ее частникам в субаренду. Проверка показала, что только по одному пляжу Лузановка (41 га) городской бюджет недополучает 175 тыс. грн. ежегодно.
Однако город несет существенные потери даже там, где арендная плата за пользование землей взимается. По данным областного КРУ, еще в 2000 году Одесский горсовет своим решением уменьшил ставку арендной платы с 10 до 1—3% от денежной оценки земли, в результате чего потери бюджета в 2002 году составили 26,1 млн. грн. Правда, в марте месяце этого года, уже после проверки КРУ, ставки были пересмотрены в сторону увеличения. Теперь, скажем, для игрового бизнеса они оставляют 4%...
Когда верстался номер. Усилия, предпринятые Одесщиной, даром не пропали. На прошлой неделе, после очередного рассмотрения в Кабмине вопроса о формировании местных бюджетов, удалось-таки отвоевать для местных бюджетов Одесщины еще 60 млн. грн. Это значит, что сумма изъятий по таким городам-донорам, как Одесса, Ильичевск и Южный, будет уменьшена.