Конкурентоспособность регионов

25 мая, 18:20 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Децентрализация - это не только финансовая независимость, но и конкурентоспособность регионов.

Проблема усовершенствования украинских предприятий (организаций, учреждений) как ключевого фактора повышения их конкурентоспособности и устойчивого развития поднималась неоднократно. Но даже если сотни отечественных предприятий существенно улучшат свое совершенство, это не окажет принципиального влияния на конкурентоспособность экономики Украины. 

Подобное в обозримом будущем может произойти только в результате развития в стране массового движения за совершенство и конкурентоспособность, когда в это движению одновременно включатся десятки тысяч предприятий. А это требует активного содействия со стороны властей государства и его регионов. Антикризисный совет общественных организаций Украины в "Платформе экономического патриотизма: первоочередные задачи" предложил правительству начать в двух-трех регионах Украины пилотные проекты по проработке подходов по обеспечению конкурентоспособности и устойчивого развития их экономик на основе содействия движению за совершенство.

Почему сегодня актуально активизировать движение непосредственно в регионах

Время, отведенное Украине для преобразований, практически исчерпано. На центральные органы власти рассчитывать уже не приходится — мотивирование субъектов хозяйственной деятельности к усовершенствованию и созданию для этого благоприятных условий они должны были начать сразу же после обретения Украиной независимости, то есть еще 25 лет назад. А сегодня практически уже не осталось времени, чтобы изменить ситуацию к лучшему кардинально в масштабах всей страны.

Вместе с тем на региональном уровне, благодаря большей гибкости и оперативности, еще есть некоторая возможность сохранить предпринимателей, а соответственно, и экономику путем безотлагательной организации массового движения за деловое совершенство. Не ожидая указаний сверху. К этому руководителей регионов должно подтолкнуть и то, что согласно политике децентрализации им предоставляются значительно большие права в формировании местных бюджетов, в частности за счет налогов, уплачиваемых местными предприятиями; при этом существенно повышается их ответственность за конкурентоспособность экономики и уровень жизни граждан. А отсюда — должна вырасти их заинтересованность в совершенстве и конкурентоспособности предприятий. Но главное, для сохранения лояльности избирателей и руководители, и депутаты должны демонстрировать им свои реальные достижения. Ведь избиратели оценивают
"избранников" по фактическому уровню жизни в регионе, что непосредственно зависит от конкурентоспособности его предприятий и экономики.

Что надо знать руководителям регионов

К сожалению, в Украине часто не понимают, что происходит в Европе и мире в части делового совершенства, от которого зависит конкурентоспособность. Поэтому решения, принимаемые на различных уровнях управления, как правило, неадекватны и не обеспечивают ожидаемого эффекта. Для повышения эффективности решений на уровне регионов можно порекомендовать их руководителям учесть конкретные постулаты.

Прежде всего, следует осознать, что технические регламенты на продукцию важны, но не имеют отношения к конкурентоспособности продукции, как это указано в нормативных документах. Это требования, которые следует соблюдать, чтобы продукция была безопасной. А достижение соответствия регламентам, отвечающим европейским директивам, — это только пропуск на европейские рынки. Ведь покупают не безопасность, а потребительские свойства продукции (при условии, что их применение безопасно).

К нормам стандартов надо относиться с уважением, но помнить, что стандарт — это не идеал, а компромисс между сильными и слабыми сторонами. Это минимальная норма, приемлемая для насыщенного рынка. Соответствие стандартам не гарантирует долгосрочной конкурентоспособности на рынках, где конкурентная борьба ведется не столько на уровне норм стандартов, сколько на уровне, превышающем их.

Качество продукции имеет особое значение для потребителей, но только качества может быть недостаточно для конкурентоспособности предприятия. Есть еще такие важные показатели, как себестоимость продукции, производительность труда, экологическая безопасность и т.п. В развитых странах основное внимание уделяют в основном не продукции, а организациям, усовершенствованию их систем менеджмента.

Иметь на предприятии систему управления качеством, отвечающую стандарту ІSО 9001, актуально. Но наличие такой системы еще не гарантирует ему конкурентоспособность, — необходимо эффективно управлять компанией в целом, чтобы одновременно обеспечивать приемлемый уровень также других показателей.

Соответствие системы менеджмента предприятия требованиям международных стандартов способствует повышению эффективности управления. Но для конкуренции на насыщенных рынках этого может оказаться недостаточно. Системы менеджмента ведущих европейских компаний более продвинутые, чем предусмотрено стандартами.

Органы власти только выставляют планки требований к качеству продукции (обязательные на уровне регламентов и добровольные на уровне стандартов). Но преодолевать эти планки, а также планки, установленные потребителями, должны сами предприятия путем достижения приемлемого уровня своего делового совершенства.

Повысить совершенство предприятий региона до приемлемого уровня невозможно в одно касание. Для этого требуется продолжительное время, которого у нас практически уже нет.

Главной задачей областных государственных администраций (ОГА) и областных рад (ОР) является не только обеспечение собственного совершенства, но также содействие в целом повышению делового совершенства и конкурентоспособности предприятий региона, росту эффективности всей региональной экономики и улучшению жизни граждан.

Что делать регионам для обеспечения своей конкурентоспособности

В Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 г., утвержденной постановлением Кабинета министров Украины от 6 августа 2014-го №385, среди целей на первом месте стоит "Повышение уровня конкурентоспособности регионов". Но, к сожалению, ни в раскрытии этой цели, ни в задачах по ее достижению даже не упомянута необходимость повышения уровня совершенства предприятий, которые должны непосредственно обеспечивать конкурентоспособность регионов.

Конкурентоспособность любого региона опирается на "штыки" успешности своих предприятий. Чем большая их часть конкурентоспособна относительно внешних компаний, тем больше шансов быть конкурентоспособным и у региона в целом. А значит, в интересах региональных властей создать условия, благоприятные для повышения делового совершенства своих предприятий, привлечения их к региональному движению за совершенство. Чтобы лучше понять, как этого достичь, рассмотрим типовой проект, разработанный Украинской ассоциацией совершенства и качества (УАСК) для регионов Украины.

Проект под названием "Создание благоприятных условий для развертывания в регионе движения за совершенство и конкурентоспособность предприятий и экономики" направлен на решение задач, предусмотренных Государственной стратегией регионального развития на период до 2020 г. (Цель1.Повышение уровня конкурентоспособности регионов: повышение эффективности использования внутренних факторов развития регионов; развитие предпринимательской среды. Цель 3. Эффективное государственное управление в сфере регионального развития: повышение качества государственного управления региональным развитием). Кроме того, проект учитывает поручение Кабинета министров Украины от 28 августа 2017 г. №22744/3/1-17 и базируется на рекомендациях, изложенных в Резолюции 10-го Всеукраинского съезда качества (Киев, 26 мая 2017 г.).

Целевыми группами (бенефициарами) этого проекта являются, прежде всего, ОГА и ОР (повышение уровня совершенства, увеличение бюджета региона, улучшение социально-экономического состояния в регионе, улучшение отношения к власти со стороны громады региона) и предприятия региона (повышение уровня совершенства и конкурентоспособности и положительные последствия, вытекающие из этого).

Общая цель проекта соответствует его названию, а именно: "Создать механизмы мотивации и благоприятные условия для развертывания в регионе массового движения за деловое совершенство". Для этого, во-первых, необходимо изменить представление руководителей различных уровней о том, каким образом обеспечивается конкурентоспособность в условиях глобального насыщенного рынка, и о роли в этом таких составляющих, как технические регламенты, стандарты, продукция и ее качество, системный менеджмент и деловое совершенство. Поэтому в проекте предусмотрено создание для этого соответствующих условий, в частности проведение соответствующего обучения.

Во-вторых, надо ознакомить руководителей и научить специалистов предприятий, организаций и учреждений тому, как нужно профессионально строить эффективные системы менеджмента. Поэтому предусмотрено создать условия для адекватного понимания построения таких современных систем. В-третьих, учитывая сложность современных систем менеджмента и недостаточную информированность о них украинских деловых кругов, решено проработать основные проектные решения на пилотных предприятиях региона. В-четвертых, для развертывания в регионе широкого движения за деловое совершенство необходимо иметь развитую инфраструктуру предприятий по предоставлению соответствующих услуг. Для этого предусмотрены создание, стажировка и лицензирование региональных компетентных центров по обучению, оцениванию и признанию уровней совершенства предприятий в соответствии с концепциями и моделью EFQM.

Для более эффективного содействия предприятиям (организациям, учреждениям) в усовершенствовании предполагается создать для них общедоступную специализированную региональную базу данных о хороших практиках в сфере делового совершенства и системного менеджмента. И, наконец, для более широкого привлечения предприятий региона к движению за деловое совершенство и качество предусмотрено повысить престижность совершенных предприятий, разработать и ввести в действие систему мотивации и создать благоприятные условия для беспрерывного усовершенствования.

Ниже кратко приведено описание деятельности согласно проекту на протяжении первого года. Для организации работ по развертыванию движения за деловое совершенство в регионе предусмотрено проведение соответствующего семинара-совещания. По его итогам должно быть издано совместное распоряжение ОГА и ОР о начале регионального проекта. Создан консорциум проекта, сформированы Совет проекта и рабочая группа. Разработана региональная программа усовершенствования до 2020 г. Для выполнения задач программы формируется соответствующая инфраструктура. Далее разрабатывается нормативная и методическая документация, необходимая для достижения целей проекта. Проводится обучение персонала и лицензирование компетентных центров. Осуществляются первичное оценивание отобранных пилотных предприятий и разработка программ их усовершенствования. После выполнения программ усовершенствования предприятия повторно оцениваются, и признаются достигнутые ими уровни совершенства. После обсуждения промежуточных итогов вносятся коррективы в документацию и программу проекта. Продолжительность пилотного этапа может составлять приблизительно год. После этого целесообразно приступить к массовому тиражированию результатов уже силами самих регионов.

В консорциум проекта предполагается включить ОГА и ОР, ведущие региональные объединения работодателей и молодежи, ведущий вуз, профессиональные организации в сфере качества и совершенства, предприятия с опытом усовершенствования на основе концепций и модели совершенства EFQM, УАСК и ведущие СМИ. При формировании инфраструктуры проекта особое внимание следует уделить созданию региональных компетентных центров: учебных, экспертно-методических и демонстрационных. Кроме того, для апробации методик и технологий практического усовершенствования на основе концепций и модели EFQM и других современных методов и средств предполагается отобрать на конкурсных началах пилотные предприятия, которые в наибольшей степени будут представлять инфраструктуру региона. Это могут быть: департамент ОГА, районная рада, учебное заведение, учреждение здравоохранения, а также предприятия: машиностроительное, легкой промышленности, строительное, транспортное, сельскохозяйственное, питания, туристическое и т.п. Предполагается также разработать целый ряд нормативных и методических документов для обеспечения эффективного выполнения проекта.

Методической платформой проекта определены: фундаментальные концепции и модель совершенства EFQM; международные стандарты (ISO) и национальные стандарты (ДСТУ) на целевые системы менеджмента; научно-методические разработки Института кибернетики НАН Украины в части информационных технологий управления; организационно-методические разработки УАСК в части усовершенствования предприятий на основе концепций и модели EFQM и организации развития движения за деловое совершенство.

Чего можно ждать от реализации проекта

Реализация проекта будет содействовать повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию региона, получению экономической и бюджетной эффективности и созданию положительного социального влияния на общество. Вместе с тем из-за зависимости от очень многих факторов обоснованно подсчитать будущую экономическую эффективность проекта нереально. Вместе с тем можно спрогнозировать ценность и эффективность проекта, если оценить достижения украинских компаний различных отраслей, размера и права собственности, которые уже совершенствовались на основе фундаментальных концепций и модели EFQM.

Так, более 50 из них в разные годы получили сертификат EFQM "Признанное совершенство в Европе", 30 — стали призерами Награды за качество (совершенство) стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а 13 — обладателями Награды ЦВЕ (Броварское ДСУ №50, ОАО "Сандора", ОАО "Оболонь", МАП "Борисполь", ОАО "Эдем", исполнительный комитет Славутской городской рады, ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог", КП "Сумское БТИ", ООО "Джейбил Сьоркит Юкрейн Лимитед", ПАО "Хмельницкоблэнерго", Национальный университет биоресурсов и природопользования, ПАО "Одесский кабельный завод", ООО "Юрия-Фарм").

Эффективность постепенного целенаправленного системного усовершенствования на основе концепций и модели EFQM по 1000-балльной шкале можно проиллюстрировать на примере ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог": 2003 г. — 250–300 баллов, 2004 г. — 300–350 баллов, 2005 г. — 400–450 баллов, 2007 г. — 450–500 баллов, 2008 г. — 500–550 баллов, 2010 г. — 550–600 баллов. О ценности опыта этих предприятий для Украины, стремящейся интегрироваться в ЕС, могут свидетельствовать слова экс-президента Европейского Совета господина Хермана Ван Ромпея во время вручения наград за качество ЦВЕ в Брюсселе: "Ваши компании — это примеры для наследования в регионе Центральной и Восточной Европы".

Целесообразно также учесть результаты исследований эффективности использования концепций и моделей совершенства, выполненных в развитых странах. Так, 600 американских компаний, которые совершенствовались на основе концепций TQM и модели Болдриджа (подобной модели EFQM), по сравнению с аналогичными компаниями контрольной группы за пять лет в среднем на 30% улучшили динамику таких показателей, как рыночная стоимость, производственная прибыль, объем продаж, рентабельность, количество персонала и общие активы. А 18 самых продвинутых американских компаний, положивших в основу своей деятельности социальные ценности, за период 1926–1999 гг. получили возврат на один доллар инвестиций в 15 раз больше, чем в среднем по экономике США.

Кроме того, реализация проекта будет способствовать формированию и внедрению механизмов социально-экономической самодостаточности громады региона. А что касается фактических количественных характеристик положительных влияний, то они будут зависеть от того, какая часть предприятий из региона реально будет вовлечена в движение за совершенство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно